Я – экотурист в туристическом походе по маршруту «Боевыми тропами Кавказа»

5536

Прежде чем ответственно заявить, что «Я – экотурист» хотелось бы и для себя сформулировать это определение. Для того, чтобы определить, что такое экотуризм. Изучив необходимую литературу, выяснила, что впервые термин «экотуризм» был официально использован на одной из конференций мексиканским экологом Эктором Себальосом-Ласкурайном в первой половине 80-х годов уже прошлого века. Термин «экотуризм» отражал идею гармонии между рекреацией и экологией и приобрел большую популярность, но точного и общепринятого определения экотуризма в настоящее время не существует.
Экотуризм – активная форма рекреации, который основан на рациональном использовании природных благ. Экотуризм предполагает отказ от культа комфорта, массовых коммуникаций, доступности и потребления все более многочисленных туристических благ, в отличие от тур-реализма, при котором происходит погружение в природу и культуру с сохранением высокого уровня комфорта.
Экотуризм прививает другую систему ценностей, которыми становятся созерцание природы, духовное обогащение от общения с ней, сопричастность к охране природного наследия и поддержке традиционной культуры местных сообществ.
В краснодарском крае восстанавливаются многие пешеходные маршруты, которые с полной ответственностью можно отнести к экотуризму.
Лето всегда приносит новые ощущения, новые восприятия, новые знакомства. С каждым летним отдыхом связано, что то новое.
С 10 по 14 августа в Северском районе Краснодарского края прошла 9 смена краевого туристического похода под названием «Боевыми тропами Кавказа». В этой смене вместе с ребятами Славянского и Красноармейского районов приняли участие воспитанники объединения МБОУ ДОД ЦВР п.Паркового "Юный краевед" из станицы Отрадной Тихорецкого района. В том числе и я. Мы прошли по тропам, которые в годы Великой Отечественной войны служили основными маршрутами перемещения кубанских партизан.
Северский район – один из красивейших предгорных районов Краснодарского края. Он расположен на левобережье реки Кубань на северном склоне Кавказского хребта. Благоприятные возможности для развития туризма сделали Северский район весьма популярным. Горные леса района исхожены туристическими маршрутами, всемирно известные памятники истории и археологии привлекают сюда ученых, а источники целебных минеральных вод дают возможность поправить здоровье всем желающим.
Наш туристический поход начался с территории турбазы «Планческие скалы». Турбаза, расположена в верховьях реки Афипс. После достаточно длительного автобусного путешествия нас встретила просторная тенистая лесная поляна, на которой расположены 10-ти местные вагончики беседки-кострища, столики с лавочками. Но, насладиться всеми благами цивилизации нам не пришлось. Получив недостающее оборудование – палатки, котелки и другой инвентарь мы выдвинулись в поход, настоящий поход. В течение пяти дней мы были изолированы от этих благ. Мы пройдем горными тропами, дорогами, которые, к сожалению, были изуродованы колесами «Уралов» и «КраЗов», перевозящих лес, заготовленный в более высокогорной части Кавказских гор Северского района. Хочется сказать, что почти каждый метр такой дороги, вызывал острое желание поговорить с этими горе лесозаготовителями и высказать свое отношение к тому, что они сотворили с уникальной природой этой части северо-западного Кавказа.
А пока, сфотографировавшись на память у баннера с названием маршрута.
Через несколько часов мы подошли к месту нашей первой стоянки. После того как разбили лагерь и приготовили пищу все дружно отправились в теплые воды, как ни странно, горной реки Афипс. А потом были разговоры у костра. Состоялось более тесное знакомство с ребятами из Славянского и Красноармейского районов. Мы нашли себе новых друзей. Обмен мнениями затрагивал и экологическое состояние нашего маршрута. Брошенные пачки от сигарет, конфетные обертки, а самое главное, - бутылки от напитков – все это вызывало чувство полного отрицания поведения таких туристов, которые приходят в природу, как потребители.
Второй день нашего похода подготовил нам достаточно сложные испытания. Нам надлежало двигаться к месту следующего базирования в районе ручья «Быстрый». Пройдя часть пути общей группой, через пять с половиной километров мы разделились. Наша группа пошла к месту стоянки через гору, а остальные решили обогнуть ее и пройти у ее подошвы.
Путь через гору был сложным, но очень интересным. Нас окружали красоты девственного горного леса, свежайший горный воздух напоенный ароматами хвойный растений. Дойдя до вершины, мы увидели перед собой как на ладони хребет Долгий. Сфотографировались на память и начали спускаться вниз. Опередив группу, решившую пройти у подошвы горы и обогнуть ее, мы подошли к месту своей второй стоянки и разбили лагерь. А затем нас ждали водопады ручья Быстрый.
Ручей Быстрый – самый верхний левый приток Афипса. Он разделяет горный массив Большой Афипс и хребет Воровской. Путь по тропе вдоль ручья от устья до истока мы преодолели всего лишь за полчаса и ли чуть больше. Но сколько водопадов и водоскатов встретились нам на нем. Высота их от полутора метров до семи-восьми метров. Впечатляет двухступенчатый водопад высотой около двадцати метров. В самих верховьях ручья, под горой Макитра, имеется тридцати метровый скальный пласт, с верхнего отступа которого срывается несколько струек воды.
Следующий день нашего похода, наряду с дальнейшим перемещением к новому месту стоянки, был отмечен радиальным выходом на Красные скалы. И опять наша группа разделилась. Часть ребят по некоторым объективным причинам не смогли подняться на скалы. Они остались в промежуточном лагере. Главной их задачей на время восхождения остальной группы было убрать следы пребывания, оставшиеся от нерадивых отдыхающих. Мы убрали все предметы, засоряющие природу в окрестностях нескольких десятков метров. Выжгли в костре консервные банки. Сожгли разбросанные по поляне полиэтиленовые пакеты и пакеты от сока. Собрали в большой мусорный мешок, то, что гореть не может – стеклянную посуду, выжженные в костре консервные банки.
Красные или Наумовские скалы еще 15-20 лет назад были популярны у туристов-краснодарцев. Но из-за труднодоступности и появления других скальных полигонов потеряли свою привлекательность, хотя они по своей сложности не уступают Планческим скалам. Называются Красными за то, что рядом протекает одноименный ручей, впадающий в реку Афипс чуть выше поселка Планческий. Второе название Наумовские скалы – в честь известного туриста-горника из города Краснодара В. П. Науменко.
Эти скалы действительно поразили нас своей красотой. Сфотографировавшись, мы начали свой нелегкий спуск. Через какое-то время мы спустились к своим рюкзакам, которые ждали нас, так же как ждали те, которым не удалось увидеть красоты Красных скал. Наш путь пролегал назад, к месту нашего старта. Нас вновь встретила Дубовая поляна, купание в Афипсе. И ожидание завершения маршрута.
13 августа мы продолжили наш обратный путь и, не дойдя несколько сотен метров до турбазы «Планческие скалы», мы остановились на последний ночлег, разбив наш лагерь на высоком месте. Все свободные от занятий смогли побывать на Планческих скалах, в честь которых и была названа турбаза.
Планческие скалы, их еще называют Золотые камни или Крымские скалы – широко известны в туристско-альпинистских кругах: особую популярность приобрели в начале – середине 70-х годов теперь уже прошлого века. Именно в это время был бум развития горного туризма в Краснодаре и на Кубани. Для осуществления летних горных походов требовалась скальная подготовка. Эти скалы и стали необходимым скальным полигоном. Несколько поколений туристов-горников, спелеологов, скалолазов росли здесь, совершенствовали мастерство.
И как поется в песне краснодарского барда Михаила Ермольева, трагически погибшего в горах Тянь-Шаня: «Здесь мы росли, здесь начинался путь, Теперь нас манит снег заоблачных вершин...».
Планческие скалы нависли над левым бортом долины реки Афипс в одном километре южнее турбазы «Крымская поляна» и находятся на высоте 130 метров над уровнем моря. Они сложены бронированными песчаниками. Протянувшись с запада на восток на 300 метров, они рознятся как по высоте – от десяти до двадцати двух метров, так и по степени трудности, западный сектор скал – самый высокий. Здесь проложены более сложные маршруты, даже с участками нависающих скал. Все это производит неизгладимое впечатление. Именно на Планческих скалах проводят свои тренировки скалолазы Краснодарского края и других регионов нашей страны.
Почти праздничный ужин закончил предпоследний день пребывания в нашем походе. Отбой в этот день наш строгий инструктор Андрей Павлович Школин разрешил сделать позднее. Долго мы сидели у костра, слушали его интересные рассказы. Пели песни.
А утром, утром мы начали готовиться к своему последнему выходу. Убирая лагерь, кое-кто не нашел некоторых вещей, которые вопреки строгому наказу Андрея Павловича не были убраны в палатки. Их или «унес ветер» или «забрал лес». Кто-то очень быстро сообразил и нашел свои вещи, а кому-то пришлось вспомнить, что такое азимут, чтобы разыскать их. После легкого завтрака мы выдвинулись в путь. Турбаза «Планческие скалы» вновь приветливо встретила нас. Быстро приготовили к сдаче палатки и другое оборудование, начистили до первозданной чистоты котлы. Сдав все оборудование, мы сели в приехавший за нами школьный автобус, после нескольких минут прощания с ребятами, которые за пять дней туристического похода стали нам настоящими друзьями.

Кудрявцева Алена
Автор:
13:24, 26-08-2014

Комментарии1 комментарий

СкиФ
СкиФ19
26 августа 2014 г. в 14:31
Спасибо, работа принята на конкурс!

Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.