43-й Грушинский фестиваль (2016 г.), рассказ гостя и участника


4059


Самарский регион - родина известного не только в России, но и в мире фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина, студента Авиационного института, барда, туриста. Самый первый фестиваль (слёт) прошёл в сентябре 1968 года, через год с небольшим после трагической гибели Валерия на реке Уде, когда он спас тонувших в ледяной воде детей. Его друзья и однокурсники пообещали, что сделают всё, чтобы такие встречи-слёты стали ежегодными, и в следующем, 1969 году, слёт состоялся уже летом, в первые выходные июля, в живописном месте - у подножия песчаной террасы (Горы) близ платформы "135-й км" железной дороги Самара-Жигулёвск-Сызрань. Это место стало традиционным, большинство последующих фестивалей прошли именно там, кроме нескольких - в 70-х гг. и с 2007 по 2013 г., когда Грушинский фестиваль проходил в 13 км к западу, на Фёдоровских лугах. С 30 июня по 4 июля 2016 года, в третий раз после многолетнего перерыва, праздник авторской песни состоялся на своём родном месте, на Мастрюковской Поляне, он стал 43-м по счёту. Заранее оформил отпуск на рубеж июня-июля, чтобы без лишних вопросов попасть на Поляну и вновь присоединиться к работе Экологической службы фестиваля.
На фестиваль уехал вечерней электричкой 28 июня, ехали вместе с Леной Тарасовой, с которой познакомился в водном походе по р. Самаре в мае 2015 г. и которая участвовала в Экологической службе 42-го фестиваля. Через озеро Головное уже был наведён понтонный мост, а Поляна сверху выглядела стройплощадкой - лежали штабеля конструкций шатров, оставшихся после "Иволги", их активно разбирали, грузили в фуры и вывозили.
Рис. 1. Поляна, вид с Лестницы
Спустившись с Лестницы на Поляну, увидели, что наш лагерь не просто размечен, а огорожен маскировочной сеткой, на дереве были смонтированы розетка и выключатель, над серединой лагеря висела лампочка (электричество в нашем лагере появилось впервые!), уже стояли стол и лавки. Валентина Геннадьевна Шарафиева, наш руководитель с 2009 г., принесла нам ужин из столовой, мы поставили палатки. Татьяна и Нелли, участвовавшие в службе в прошлые годы, заехали накануне. К югу от Эко-лагеря строился Гостиный двор фестиваля, мешки для мусора нам ещё не привезли, но урны (каркасы) уже лежали в виде горки. Все эстрады и, как выяснилось позже, понтонный мост через протоку Старый Мокрец были на прежних местах, арендаторы Поляны их не демонтировали на зиму уже много лет.
Рис. 2. Схема 43-го Нрушинского фестиваля
Мы поужинали, обменялись впечатлениями о дороге, незаметно стемнело, стало прохладно. Я натянул баннеры и флажки, лагерь принял привычный по прошлым фестивалям вид. Было слышно, что где-то звучит музыка, то "ожила" эстрада "Междуречье". Молодцы координаторы того проекта, они подсуетились, и гостям фестиваля уже было что послушать задолго до официального открытия! Хотя там выступали в основном группы и исполнители, о которых я ранее вообще не слышал: группа "Своя игра", Алексей Бардин, Василий Уриевский..., но были и знакомые имена, хотя бы - Екатерина Болдырева. Сходил, послушал, вернулся в лагерь, мы обсудили ближайшие планы, и легли спать.
Утро 29 июня (как и все последующие) для меня началось с заливки воды в электрочайник Татьяны и заваривания бодрящего кофе. Вскоре проснулись остальные, мы сходили в столовую на завтрак, кто-то начал разносить мешки, а те, кому горы по плечо, - отправились на Лестницу, чтобы собрать мусор со склона и развесить мешки на перилах. Меня в тот рейд не направили, а послали устанавливать урны: грунт был твёрдым, вогнать штыри было непросто, нужна была правильно приложенная мужская физическая сила, а с ней в нашей службе было напряжённо. Урны мы расставили в оживлённых местах, регулярно опустошали их. К сожалению, какой-то части урн мы по окончании фестиваля недосчитались, как и раньше, тут удивляться не приходилось, урны расползлись по лагерям, часть мы нашли, когда народ съехал. По лагерям растаскивали даже биотуалеты! У дороги к Волге поставили две урны, но их оказалось явно мало, они постоянно переполнялись, потому что поток гостей фестиваля к реке был непрекращающимся.
Рис. 3. Мост через Старый Мокрец
Рис. 4. Протока Старый Мокрец, вид с моста на запад
Что касается Лестницы и платформы электрички, то туда мы сходили ещё не раз, прочесали окрестности, ликвидировали свалки в кустах, замеченные ещё в прошлом году (мусор там накапливался годами, и ни разу не вывозился), образовалась гора мешков, которую железнодорожники пообещали вывезти, так же, как и в 2015 г., и как позже мы убедились, не обманули.
Рис. 5. Лестница
30 июня, в четверг, вечерней электричкой приехала мой друг Лена Долматова, встретил её на перроне, помог донести рюкзак до лагеря. От увиденного (розетка, ограда, умывальник...) она осталась в восторге! Сидели мы в тот вечер довольно долго, болтали о том о сём. В пятницу, 1 июля, в 4 ч. утра услышал, что кто-то вылез из палатки и, по всему, начал упаковываться. Оказалось, что это была Лена Тарасова, ей надо было попасть в Самару к вечеру того же дня, а электричек через "135-й км" было всего две - в 6:24 и 18:00 местного. Проводил до электрички, заодно сменил и спустил пополнившиеся мусором мешки. Отметил, что над Поляной слышен голос саксофона, и это в шестом часу утра! То был саксофонист одного из ансамблей, приехавших выступать на фестивале, вот не спалось ему, и он решил порадовать гостей фрагментами джазовых стандартов, прозвучала и тема "Strangers in the night" и др. мелодии. Тот же "одинокий саксофон" бродил по Поляне и утром в субботу, 2 июля, пел тему из песни "Я хочу быть с тобой" группы "Наутилус Помпилиус". Интересно было то, что гости фестиваля, слыша мелодию, не орали "замолчи, дай поспать", а хором подхватывали песню! Количество народа в Эко-службе было ограничено Грушинским клубом: человек 10...11, не более, в основном участвовали все те же, что и раньше: Татьяна, Нелли, Людмила, две Натальи - Малышева и Дивнова, я, Лена, Валентина Геннадьевна. Также к нам примкнули две юные петербурженки - Катерина и Александра, лицеистки, и 29-летний москвич Николай Астахов, а в предпоследний день фестиваля, 2 июля, - омичка Полина Гришина, знакомая нам по Эко-службе 39-го фестиваля 2012 года, в этот раз она работала в пресс-центре фестиваля. С Колей получилось неожиданнее всего: он, как оказалось, не будучи отягощённым семейными узами, путешествовал по стране на своей машине, заехал на фестиваль и, немного побродив и осмотревшись на Поляне, просто попросился к нам, предложив своё участие в рейдах и прочих наших мероприятиях! Коля оказался интересным человеком, он журналист по образованию, работает пиар-менеджером, а на своей "Тойоте" он, как выяснилось, привёз такой арсенал всяких вещей и продуктов, о которых пешие и не помышляют: газовую плиту, чугунную сковородку, яйца, крупы, печенья, шоколад и пр. Впрочем, Коля, как выяснилось, - истинный сов московский, в сверхранних рейдах, в отличие от меня и Лены, участия ни разу не принял, но после завтрака выходил на прочёсывание вместе со всеми. Посмотрев наши баннеры, он безапелляционно и прямолинейно заявил, что они не годятся и нуждаются в переделке, но получил не менее жёсткий отпор с моей стороны, мол, критиковать-то все любят, а как доходит до дела, все - в кусты. Флажки он, впрочем, похвалил. Выяснилось, что в начале июля у него день рождения, тот вечер стал для нас праздничным. На своей машине в воскресенье, 3 июля, он отвёз в Самару Катю и Сашу, у которых был куплен билет на поезд на 18:05, а также и Нелли. Поначалу они думали уехать дневной электричкой до Самары, но Валентина Геннадьевна позвала их на обед, они не отказались, и время было упущено, да и риск был, что в поезд было не втиснуться - шёл массовый отъезд с Поляны. Думали их добросить до "Задельной", или до "Курумоча", но таки-пришлось ехать в Самару. Железнодорожники, конечно, выделили и дополнительные электрички, но по времени они не годились. Мы же в тот день на Лестницу не ходили, и даже рейды приостановили, кроме очистки урн, решили дождаться, пока народ уедет с Поляны, а уж затем - чистить территорию. Гору мы вычистили в воскресенье, 3 июля, после Большого концерта, но мешки пришлось потом возить на тележке к спуску с Лестницы: понадеялись на метовцев, но они об этом не знали, а когда мы спохватились, понтонный мост был уже разобран.
Рис. 6. Упаковка мусора у площадки 3-й "Главной" сцены
Самая горячая пора у нас началась в понедельник, 4 июля: народ "съезжал", оставляя горы мусора и километры оградительных ленточек в лагерях, мы сбились с ног, собирая всё это, но пока Поляна не опустела, работу приходилось начинать заново. Больше всего мусора было на торговой поляне и парковке, во вторник, 5 июля, с раннего утра мы там убирались вместе с уборщиками "Фестивального Парка". Получилась уникальная ситуация: Елене Кафтанкина, директор "Фестивального Парка", обратилась к президенту Грушинского клуба Борису Кейльману с просьбой о помощи в уборке! Тот поговорил с Валентиной Геннадьевной, а она - с нами, попросила, кто сможет, остаться до среды, не уезжать в понедельник, как было в 2014-15 гг. Мне было без разницы, у меня был оформлен отпуск, я просто позвонил начальнику, с которым ранее договорился о приходе на работу в среду, и перенёс его на день. Примерно так же сделала и Лена Долматова. Полине и Татьяне тоже было неважно. Нас временно, по специально оформленному трудовому соглашению, включили в штат "Фестивального Парка" на вторник и среду, и кормили в столовой вместе с другими его сотрудниками. Указания о действиях нам отдавала именно директор "ФП", через Валентину Геннадьевну. Решили, что мы по максимуму прочешем территорию - все лесные лагеря, полянки, "партизанские" тропы, берега озёр и проток, упакуем мусор в мешки и сгруппируем их на видных местах, а уборщики "ФП" (их было всего двое, на 140 гектаров!) проедут по всем таким точкам на "ГАЗели" с прицепом, сами заберут их и перекидают в контейнеры, которые позже опустошит мусоровоз. Так мы и сделали, территорию шерстили весь вторник и почти до обеда среды, 6 июля, по моим представлениям, не пропустили ничего! Но возле контейнерных площадок, да и просто у дорог скопились горы мусора, упакованного в розданные нами мешки, мусоровоз приезжал лишь раз в день (в лучшем случае - два, как во вторник), работы им там осталось ещё немало, хотя это уже проще, чем собирать всё с нуля. Мы решили, что надо вывоз мусора брать на себя, как на Фёдоровских лугах, хотя было очевидно: в этот раз нас мало, и мы не потянем. Перед обедом среды я отправился на Лестницу, перенёс с верхней её точки 12 мешков мусора за платформу, где лежали наши мешки, нанесённые ранее и, к счастью, ещё не вывезенные, и спустил вниз 2 полных мешка мусора, собранного на склоне и на перилах. Поляна опустела, и вновь, как и на Фёдоровских, понаехали ушлые дачники на машинах с прицепами, они активно разбирали построенные туристами столы и др. времянки, а также грузили дрова. Повсюду стояли мешки с мусором, но на земле ничего не валялось. Неожиданно нос к носу столкнулся с американцем Джошем Ланца, тем, что уже не первый год приезжает на фестиваль, и поёт песни Владимира Высоцкого.
Рис. 7. Джош Ланца (г. Сиэттл, США) на Большом концерте (скриншот видеозаписи)
Джош шёл с вещами к ожидавшей его машине, я успел на лету задать вопрос - "Гуд афтернун, Джош, уилл ю кам бэк ту Грушин фестивал некст саммер?" ("Добрый день, Джош, вернёшься ли на Грушинский фестиваль следующим летом?"), он ответил на русском - "Спасибо, я надьеюсь", на том и разбежались. Поужинали наскоро, сложились, Лену, Татьяну и Валентину Геннадьевну увёз на машине Табрис, её муж, а я и Полина уехали электричкой. Мы вышли в путь заранее, чтобы не бежать, высунув языки, с Лестницы ещё пару раз бросали взгляд на Поляну, вытоптанную, но чистую, уже - без тысяч разноцветных палаток и дымов костров, а вместо песен слышался лишь перестук молотков... Удалось, таким образом, соблюсти ритуал отъезда (всегда ранее все ездили именно электричками).
Пару слов про погоду, которая нас сопровождала. Впервые в дни фестиваля на Поляне не было дождя! Хотя и тучки были, и вечерняя прохлада. Лишь раз в пятницу, 1 июля, мне показалось, что на мои плечи и спину мороснули мелкие капельки из плотного облака, зависшего над нами. Лена же, шедшая рядом, ничего не заметила. Больше всего Лена страдала от жары, я старался по мере возможности, чтобы она шла при прочёсываниях по тенистым рощицам, сам же без колебаний отправлялся под солнцепёк на открытые места, на Лестницу, на косогор и платформу, а когда была послеобеденная сиеста, успевал пробежать маршрут, на который она собиралась выйти после отдыха. Мы просыпались в 4-5 ч. утра, когда ещё было более-менее прохладно, и к завтраку Поляна становилась чистой. При сухой погоде над Поляной висели дым и пыль, которая осела на наши палатки, их позже пришлось отстирывать. И уже после фестиваля, во вторник, 5 июля, сгустились тучи, прошёл короткий дождь, но он даже пыль не прибил, зато стало прохладнее.
Всё описанное происходило на Поляне в плане её уборки, а сейчас расскажу про музыкальную составляющую фестиваля. Вновь на Поляне выступал весь цвет авторской песни - Александр Городницкий, Олег Митяев, Вадим Егоров, братья Мищуки, "Грушинское трио", Галина Хомчик, Дмитрий Бикчентаев, Александр Щербина (уже без Адриана), Эльмира Галеева, Наталья Кучер, Вячеслав Ковалёв, Ольга Качанова, Тимур Ведерников, а также - и менее известные исполнители и коллективы: "Своя игра", "Кудри", "Ромарио", Александр Тимофеев, Женя Любич, Алексей Бардин... К сожалению, так и не приехал Валерий Боков, не приехали и некоторые другие барды, ранее заявленные в списке. Эстрад и площадок было 16! Вроде и хорошо, но, как сказала Лена, это - "лишние мусорные точки". А ещё - при таком обилии эстрад началась чехарда с графиком выступлений, то, что было в Интернете 24 июня, через 4 дня радикально изменилось, а на Поляне "конечный" вариант расписания концертов вообще не соответствовал ничему! Но даже после вывешивания правильного (вроде бы) расписания оно часто менялось прямо на ходу. Поймать интересующего исполнителя было очень непросто, я, к примеру, так и не попал на Тимура Ведерникова, да и некоторых других тоже не все концерты услышал в паузах между рейдами. Решил перейти на "свободную охоту" - во время прочёсывания останавливался у эстрад и слушал выступления. Тактика показала себя позитивно, совершил немало музыкальных открытий! Мне не хотелось ограничиваться песнями известных бардов, одними и теми же от года к году. С интересом посетил концерт питерского барда и художника Александра Тимофеева, он пел и играл на баяне, аккомпанировал ему Валерий Чечет, Александр "зажёг" по полной, а ведь ему за 80!
Рис. 8. Александр Тимофеев (скриншот видеозаписи)
На его концерт нас зазвала Лена Тарасова, слышавшая его в майском походе по реке Пра. Вдумчивые и серьёзные песни оказались у группы "Своя игра", у Алексея Бардина, а вот Василий Уриевский, представитель "новой волны" авторской песни, мне как-то не понравился: его песни походили то на рэп, то на шансоn, а то и на классический рок, да и смысла в них как-то не удалось увидеть, хотя звучат они зажигательно и местами даже прикольно: "удивительное рядом-рядом, это ж надо, это ж надо-надо...", "самый лучший в мире начальник - это я, потому что я работаю на меня...".
Рис. 9. Василий Уриевский (скриншот видеозаписи)
Тем не менее, на концерте этого музыканта на 4-й "Молодёжной" сцене собралась огромная толпа. Татьяна Богомолова, автор статьи "Новые волны у старых берегов Грушинского", прямо написала: "...народу собралось до неприличия много...", но я бы сказал ещё прямее: до безобразия много! Послушал и Александра Щербину, знакомого по прошлым фестивалям. У него творчество, как выяснилось, весьма неожиданное, широкого диапазона жанров - плясовые ("Контрабас", "О безумной Маше", "Лайф из гуд"), блюзовые ("Вива ла Куба", "Соул для Юлии"), есть даже шансонно-блатная песня, содержащая матное слово! Единственный раз после неё я не поаплодировал, да и остальные слушатели тоже были в лёгком шоке, хлопали вяло.
Рис. 10. Александр Щербина (скриншот видеозаписи)
Но когда он спел свою старенькую и малоизвестную песню "Московское время - весна", аудитория взорвалась от аплодисментов! То было как раз перед приездом Лены, времени до прибытия электрички оставалось в обрез, но позитивный посыл этой песни зарядил так, что на Лестницу поднялся быстро и без усталости, и не опоздал. Многих бардов хорошо слышно было и из Эко-лагеря, но временами за забором турбазы в лагере "KamTyres" выступали какие-то приглашённые музыканты, они почти круглосуточно пели песни российского рока, эстрады и шансоnа - "ДДТ", "Сплин", "ЧайФ", Трофима, Шатунова и пр., пели не фальшиво, но порой громче, чем было слышно с 3-й "Главной" сцены. (В прошлый раз было что-то подобное, но тогда выступала самарская рок-группа "Постскриптум", они мастерски исполняют "Битлз", в 2016-м они тоже приезжали, но пели на другой сцене). В других местах Поляны были одновременно слышны песни с разных эстрад, т. е. эстрады мешали друг дружке, на Фёдоровских такого не было. Не преминул сходить и на "Грушинское трио" на площадке "Чайханы", один из его солистов Анатолий Головин, как мне показалось, даже просиял, увидев меня в числе зрителей, а уже после концерта я подошёл поздороваться и сказать спасибо. Анатолий Головин - мой большой начальник, зам. Ген. директора НИИ "Экран", а ранее он выступал вместе с Валерием Грушиным и Вячеславом Лунёвым в ансамбле "Поющие бобры". "Трио" зажгло, как всегда, прозвучала бардовско-туристская классика - "Пароход" (автор Юрий Визбор), "Вечер бродит" (автор Ада Якушева), зрители хором подпевали.
Рис. 11. На концерте
А вот концерт братьев Вадима и Валерия Мищуков, на который я и Лена отправились не сговариваясь, разочаровал нас обоих: барды спели лишь одну свою старую песню из числа знакомых, всеми любимых и ожидаемых, - "Уезжаем", а далее пели только новые песни, с разными словами, но с одной темой - ностальгией об ушедшей юности, зрители даже стали уходить. Но с концертов Олега Митяева и Александра Городницкого не уходил никто, хотя последний дал немало концертов, и песни порой повторялись, особенно "Севастополь останется русским" - зрители слушали её, стоя.
Рис. 12. -Александр Городницкий на 3-й Главной сцене
"Аншлаг" был и на выступлении Евгения Евтушенко, поэт прочёл свои стихи, как новые, так и многолетней давности, но некоторые, казалось, написаны по горячим следам недавних событий в мире! Мастер слова, что можно ещё сказать. Увы, поэт, большой друг Грушинского, уже никогда не приедет на фестиваль: его не стало весной 2017 г. Концерт лауреатов, прошедших в 3-й тур конкурсного прослушивания, удалось послушать лишь урывками, ничего интересного там не звучало, кроме, разве что, песни "Зелёное небо" (автор Леонид Сергеев, это же классика, но пели её дети). Так же ничего интересного не прозвучало и на Большом концерте! Вновь в озере плавала фонтанная установка, вновь работали навороченные световые и иллюминационные приборы, я сразу решил - нечего там делать, так и оказалось. Трансляция шла и с 3-й "Главной" сцены", песни я слушал сквозь сон, мысленно отмечая: вот тут я бы погасил фонарь, а вот тут вообще бы ушёл... Вновь было много оффтопа, например, песня со словами "На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы" - хорошая, но совсем не авторская!
Рис. 13. Николай Меркушкин и "Грушинское трио". Видно проекцию флага Самарской области на водяной экран (скриншот видеозаписи)
Николай Меркушкин, разумеется, вновь не отказался от удовольствия спеть перед Горой в сопровождении "Грушинского трио", и то была песня "Надежда" (музыка Александры Пахмутовой, сл. Николая Добронравова).
Рис. 14. Тимур Ведерников на эстраде "Гитара" (скриншот видеозаписи)
Рис. 15. Гора горит (скриншот видеозаписи)
Лишь "Гори, Гора!" в исполнении Тимура Ведерникова вызвала оживление, которое поддерживалось до финала, когда прозвучала песня "Милая моя" Юрия Визбора.
Рис. 16. Финал концерта, исполнение песни "Милая моя" (скриншот видеозаписи)
Коля, Катя и Саша, вернувшись с Горы, утром признались: концерт им показался скучным... Тысячу раз права Лена - "что мы там услышим, кроме того, что слышали на малых эстрадах?". Мне тоже было с чем сравнивать: Большие концерты на Фёдоровских лугах были горячими и живыми, продолжительность была незаметна, а на Мастрюках в 2014 и 2015 гг. я ловил себя на мысли: хорошо бы эту песню промотать вперёд, чтобы следующая скорее началась... Позже, уже по окончании фестиваля, я нашёл выложенную организаторами видеозапись Большого концерта, выкачал её для домашнего просмотра, и именно так и делал, почти все песни перематывал вперёд, ни одна не впечатлила! Вообще, под вечер субботы в Эко-лагере шумовая обстановка стала невыносимой - с 3-й "Главной" сцены пели барды, которых перебивала музыка со 2-й "Детской" эстрады, а у нас под боком всё это старались переорать рокеры... Я отправился на сцену "Квартира", где услышал, кроме знакомого уже Александра Щербину, также и квартет "Ромарио", и "Свою игру", и Алексея Бардина, но наиболее всего мне понравилось выступление московского проекта "Кудри" под управлением Марии Кудрявцевой, их песни можно охарактеризовать одним исчерпывающим словом - "тёплые". Мария перед концертом пожелала всем слушателям, чтобы у них в сердцах горел огонёк любви и дружбы, и этот посыл был во всех песнях, она пела и играла на гитаре, аккомпанировал ей бас-гитарист Янг из группы Александра Щербины. Сцена "Квартира" находится в лесу, вдали от электрических столбов, для электрификации использовали бензогенератор, который потихоньку рокотал в овражке, также пахло туалетами, что поблизости от "Междуречья", но зато никакие машины мимо не сновали, не пылили. Уже настало 22 ч., начался Большой концерт, но Мария пела песню за песней, зрители её не отпускали. Неожиданно бензогенератор чихнул и заглох - кончилось горючее. Погасли софиты, перестал работать микрофон. Мария сказала: "О нет... Это, наверное, знак - пора заканчивать! А давайте допоём песню в акустике, двигайтесь ближе к сцене!" (Хотя там и сцены не было, и даже не было ленточки, разгораживающей исполнителя и зрителей! "Квартира", без вариантов!). Вместо баса в качестве ритм-секции выступили зрительские хлопки, и ладони сами попадали в такт, аккорды Марии подсказывали нужный момент. В конце концов музыканты объявили об окончании выступления - "нам же ещё и на Горе петь!", покинули эстраду, было около 23 ч. На следующий день ещё работали некоторые эстрады - "Чайхана", "Междуречье", ну, и разумеется, "Главная", где прошёл Заключительный концерт. Наконец-то его удалось послушать до конца, и не из палатки! Он был интереснее и зажигательнее Большого, хотя закончился во втором часу ночи, до рассвета было ещё далеко. Впрочем, северный горизонт всю ночь светился негаснущей зарёй, эти слабые отголоски питерских белых ночей наблюдаются в наших широтах максимум 2 недели на рубеже июня-июля. Можно сделать вывод, что песни на фестивале стали не такими, какие были ожидаемы и любимы гостями. Ведь в туристских походах народ поёт песни не только про палатку, костёр и горы, но и многие другие - о дружбе, общечеловеческих ценностях, этих песен тысячи, но, увы, лишь малая их часть звучит теперь на фестивале, даже при том, что приезжают их авторы, легендарные барды. А то, что звучит, безусловно, интересно, но ведь в походах никто не будет петь "Вива ла Куба" или "Самый лучший начальник"! Большой концерт теперь превратился в отрежиссированное шоу с разными спецэффектами, репертуар которого напоминает сборную солянку, а фонарик зажигать нет стимула... Но в остальном атмосфера фестиваля сохранилась. Посещать концерты на малых эстрадах гораздо интереснее, там уже сами исполнители определяют, какую песню подарить слушателям, и они не ограничены рамками одной-двух песен. Эстрад на Поляне много, у всех есть координаторы проекта, которые определяют стиль и концепцию музыкальных программ, но по большому счёту, зрители этих усилий не замечают, для них каждая эстрада - просто концертная площадка, расположенная в том или ином месте, и все (ну, или почти все) приглашённые барды рано или поздно выступят на каждой площадке. Проекты появляются и закрываются, мы уже многих недосчитались с двух предыдущих фестивалей ("Азия плюс", "Остров"...), но один из проектов - "Кольский бугорок" - является настоящим долгожителем. Расположенный на восточной окраине Поляны, он стал островком для целого сообщества бардов, они пишут песни, репетируют их, делятся друг с другом, а также - и с другими зрителями, готовят сборные концерты и выступают с ними по другим площадкам. Самые незаезженные, самые интересные песни можно услышать именно на таких концертах, ну и, конечно, на конкурсных прослушиваниях тоже.
Вот такие впечатления остались от музыкальной стороны праздника авторской песни. Ещё приведу ссылку на статью про Эко-службу на сайте Грушинского клуба, про нас там написали, и это было впервые!
Мой рассказ о 43-м Грушинском можно считать также и приглашением на 44-й, который должен состояться совсем скоро, с 29 июня по 3 июля 2017 г. на прежнем, родном месте. Подготовка к нему идёт давно. О том, какое снаряжение необходимо для пребывания на фестивале, писать нет смысла, но дам несколько рекомендаций гостям фестиваля, особенно тем, кто собирается туда впервые.
- Не привозите на фестиваль спиртные напитки, Поляна - место не для пьянок, а для песен! Для подобного "пьяного отдыха" найдите другое место;
- Не полагайтесь на выложенное в Интернете расписание концертов, узнавайте его на месте, исходя из собственных музыкальных предпочтений, изучайте вывешенные у эстрад графики выступлений бардов;
- Самое интересное (в смысле песен) можно услышать на площадках конкурсного прослушивания и на малых эстрадах, а также на Заключительном концерте, а традиционный Большой концерт, идущий в ночь с субботы на воскресенье, уже лишился своей тёплой атмосферы и превратился в вылизанно-отрепетированное театрально-цирковое шоу с разными спецэффектами. Если, перемещаясь между эстрадами, Вы можете в любой момент покинуть место выступления не заинтересовавшего Вас исполнителя, то на Большом концерте зрители являются заложниками вкуса режиссёра, и вынуждены отслушивать все номера последовательно, и единственное, что можно сделать, - погасить свой налобный фонарь, когда песня не нравится (выступления теперь часто идут при тёмной Горе);
- Бережно относитесь к природе Мастрюковской Поляны, не разбрасывайте мусор на территории, собирайте его в специальные (бесплатные) мешки, которые, по мере наполнения, выносите в контейнер, а по окончании фестиваля не забудьте провести уборку на площадке своего лагеря;
- Не жгите костры, не ломайте и не пилите деревья, сориентируйтесь на приготовление пищи на газе или примусе. Костры запрещены по нормам пожарной безопасности, ради сохранения чистоты воздуха и во имя сбережения травяного и почвенного покрова. Если строго следовать правилам, то костёр допустимо разводить только на специальной жаростойкой металлической подложке, изолированной от почвы, рядом должны быть лопата и ёмкости с 20 литрами воды, дрова нужно привезти с собой или купить у лесников (ранее на Фёдоровских лугах лесники продавали дрова, напиленные из валежника и сухостоя, но на Мастрюках такая практика прекращена).
Людей творческих, кто поёт и играет на гитаре, а тем более тех, кто исполняет песни собственного сочинения, вновь приглашаю поделиться своим творчеством с другими любителями песни! Примите участие в конкурсе в подходящей Вам номинации, выберите для конкурса две песни, которые, как кажется Вам, будут наиболее интересны другим слушателям, но главное - тщательно отрепетируйте выступление, ибо жюри конкурса в первую очередь цепляется к огрехам исполнения, а содержание песен им неинтересно. Имейте в виду, что выступать перед жюри придётся в экстремальной обстановке, рядом с другими площадками прослушивания и, возможно, поблизости от какой-либо эстрады, где может идти концерт. Если даже Вы не выйдете в третий тур, не огорчайтесь, на малых эстрадах есть специальные промежутки времени, называемые "Свободный микрофон", о выступлении можно будет договориться с координатором эстрады.
Ну, а тех любителей песни, кому небезразлична чистота этого красивого уголка природы, где проходит фестиваль, приглашаю присоединиться к Экологической службе. Поляна должна встречать гостей фестиваля не чадом горящего пластика и не мусором в траве, а свежим воздухом и яркой зеленью, и должна оставаться такой на протяжении фестиваля и по его окончании. Работа волонтёров довольно напряжённая, но ответственная и почётная, а затраченные усилия оборачиваются немедленно видимым результатом - чистотой Поляны. Задача участников Экологической службы - не просто собрать мусор, а в первую очередь показать необходимость бережного отношения к природе, в том числе и своим примером. Радует, что это находит поддержку среди подавляющего большинства гостей фестиваля, иначе потребовалось бы раз в 10 больше людей для очистки территории. Волонтёры получают возможность поставить палатку в удобном месте на ровной площадке, гарантируется питание, выдаётся фирменная амуниция - футболка и бейсболка с эмблемой фестиваля, а труд тех, кто участвует в работе с начала до конца, поощряется материально.
Считаю долгом предупредить вот о чём. В 2018-м году пройдёт юбилейный, 45-й Грушинский, кроме того, это будет 50-я годовщина самого первого Грушинского слёта. Но в положенное и традиционное время - в первые выходные дни июля - 45-й фестиваль пройти не сможет из-за Указа Президента России от 9 мая 2017 г. о запрете массовых мероприятий с 25 мая по 25 июля 2018 г. в городах проведения матчей Чемпионата по футболу. Обойти Указ мы не имеем права, но и оставлять поклонников авторской песни без праздника тоже нельзя, а потому на собрании Грушинского клуба было решено, что 45-й фестиваль должен состояться во вторые выходные дни августа 2018 года! Информация (точная дата) будет размещена на официальном сайте фестиваля, следите, и передайте всем, кого это интересует!
До встречи на Поляне!

© Дмитрий Михайлов (Dmitry). Июнь 2017 г.
Фото предоставили: Вячеслав Старых, Николай Астахов (рис. 11).



Dmitry
Автор: 14
09:25, 16-06-2017

Комментариев ещё нет, стань первым!


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.