Бузулукский бор. Пионеры пешего туризма

11056

В краю степном, где ветер тучи,
Ковыль и колос шевелит,
Награда краю, бор дремучий,
Как призрак царственно стоит.

Но кто же щедрою рукою,
Иль прихотью небесных сил,
Наполнил степь лесной красою
И сосны дивны рассадил?

Здесь всё, что может мирозданье
Родному краю подарить.
Лесного царства созерцанье,
Способно сердце покорить.

От жизни отдохнуть душою
Спешу сейчас под полог твой,
Чтоб погрузиться с головою
В твои прохлады и покой…

Игорь Рыбин, «Бузулукский бор. Лирическая поэма»

Бузулукский бор. Словно огромный зеленый корабль в океане степей и песков устремляет он свои мачты-сосны высоко-высоко в небо. Словно оазис посреди пустыни стал он приютом для сотен живых существ. Уже несколько тысяч лет стоит он, величественно возвышаясь над окрестными полями. Уже более века является он объектом для исследований и научных работ. Однако статус Национального парка Бузулукский бор приобрел сравнительно недавно – в 2007 году. Национальный парк – национальное достояние, а свои национальные достояния нужно знать, уважать и ценить. Недолго думая, Клуб Путешественников и Исследователей «Рысь» решил познакомиться с ним поближе…

Рис. 1. Бузулукский Бор

Управление Национальным парком находится в поселке Колтубановский, оттуда же берут начало и оба туристических маршрута – на 25 и 50 километров. Перед посещением, за несколько дней, мы электронным письмом уведомили сотрудников Национального парка о нашем желании побывать в нем. Поэтому наше появление не стало особой неожиданностью. Нас встретили очень радушно, напоили чаем и снабдили всей необходимой информацией. Сказали, мы будем пионерами пешего туризма в Бузулукском бору - обычно по этим маршрутам проходят только автобусные экскурсии. Там же, в здании управления Национального парка мы посетили небольшой музей, всецело посвященный Бузулукскому бору, и посмотрели документальный фильм об этом замечательном крае.

Рис. 2. То тут, то там попадались предупреждаю-
щие об ограниченном посещении аншлаги

Маршрут наш пролегал по широкой грунтовой дороге. Несколько метров в ширину – попробуй, заблудись! Сосновый бор стройными и не очень рядами встал по обе стороны вдоль нашего пути. Несмотря на довольно молодой возраст Национального парка, просвещение посетителей стало для него одним из первых шагов – на протяжении всего нашего маршрута то тут, то там попадались предупреждающие об ограниченном посещении аншлаги, а также плакаты с пропагандой экологически грамотного и безопасного поведения на территории лесного массива.

Первой остановкой стал поселок Опытный, в котором находится Боровая лесная опытная станция (ЛОС). Станция была основана как опытное лесничество выдающимся деятелем отечественного лесоводства Андреем Петровичем Тольским еще во времена правления Николая II. Точный год основания – 1903-й. Эта станция – не просто памятник истории, но еще и памятник деревянного зодчества. И по сей день на станции ведутся научные изыскания. Кроме того, Боровая ЛОС имеет свой небольшой музей, посвященный в основном фауне Бузулукского бора и работам А.П. Тольского. Об истории Боровой ЛОС и самом Тольском, а также о некоторых научных разработках мы узнали из уст одного из сотрудников станции, который показывал нам музей. Мы действительно узнали много нового и были рады столь информативной беседе.

Рис. 3. Боровая лесная опытная станция

И снова в путь. Следующей ключевой точкой нашего маршрута должен был стать поселок Заповедный. В дороге нас застал небольшой дождь. Со временем он стал набирать силу, а потому пришлось сделать вынужденную остановку. Остановились у дороги под раскидистой сосной, немного перекусили, набрались сил. Тут-то и дождь немного поутих, можно продолжать движение.

Немного не доходя до поселка Заповедный, встретили по дороге родник и небольшое болотце (которое, скорее всего, некогда было озером). Уровень воды в роднике опустился, желобок, по которому когда-то бежала вода, был абсолютно сухим. Вдоволь налюбовавшись этим болотным пейзажем, мы продолжили путь, и спустя пять минут были уже на пороге Заповедного лесничества. Сказать, что нас там хорошо встретили – это не сказать ничего. Нас посадили в уазик, довезли до места стоянки (попутно показав дорогу к 300-летним соснам), дали десятилитровую канистру чистой артезианской воды, уже на месте стоянки напилили дров, разожгли костер (дрова после дождя были сыроваты, поэтому воспользовались какой-то горючей жидкостью типа бензина или керосина) и пожелали приятного отдыха. Признаться честно, мы такой заботой были приятно удивлены. Оправившись от впечатления, мы все же поставили палатку и принялись готовить обед. Стоянка была хорошо оборудована – были огромные, словно сколоченные великанам, на века, лавки и стол, для мусора была вырыта глубокая яма (краткосрочная перспектива, но так как туристов в Бузулукском бору пока немного, то на несколько лет хватить ее должно).

Рис. 4. После обеда наткнулись на лосиную тропку
и свежие следы, спускавшиеся к воде

После обеда, спускаясь к реке чтобы помыть посуду, наткнулись на лосиную тропку и свежие следы, спускавшиеся к воде. Немного исследовав их, мы пришли к выводу, что спугнули лося от водоема, когда заезжали в лагерь, так как с места водопоя он уходил крупным шагом. Сделав несколько фотографий, оставили следы в покое и решили прогуляться к трехсотлетним соснам. Самой старой сосне было 350 лет, как утверждал рядом стоящий аншлаг, недалеко от нее устремилась в небо сосна помоложе – ей было 300 лет. В сосну – в дупла и под кору – люди клали монетки. Возможно на счастье, или на такое же долголетие и волю к жизни. Мы также внесли свой вклад, положив под кору монетку, и попытались обнять эту великаншу. Даже втроем мы не смогли этого сделать, а вот вчетвером с этой задачей справиться вполне возможно. Да, действительно великая сосна, какое ей дело до таких крошечных человечков?

Рис. 5. Даже втроем мы не смогли обнять эту великаншу

А вот комарам видимо дело то было, облепили нас со всех сторон – пришлось оставить этих двух деревянных великанов и отправиться в обратный путь.

На обратном пути, среди сосен и дубов мелькнул своей белоснежной кроной лох серебристый. Это было красивое зрелище, поэтому мы решили подойти поближе, тем более что в его направлении также вела небольшая дорожка. А, как известно, это растение любит места довольно влажные, потому чаще всего его можно встретить недалеко от источников воды. Поэтому мы ожидал встретить там какое-нибудь озеро. Но то, что предстало нашему взору, не ожидал увидеть никто. Озеро было, но оно было мертво. Дно озера представляло собой печальную картину: толстый слой ила, высохший и покрывшийся сетью глубоких (десятки сантиметров в глубину) трещин, сверху был присыпан белым «порошком» - именно так выглядят мертвые и иссушенные на солнце тела водных микроорганизмов. По всему дну лежали такие же белые и высохшие раковины. Это было поистине необычное зрелище. Но природа не оставила без внимания столь плодородный слой почвы – дно озера стало постепенно покрываться невысокой растительностью.

Рис. 6. Дно озера представляло собой печальную картину

На этом первый день нашего путешествия подошел к концу. На следующее утро, позавтракав и немного прогулявшись по окрестностям, мы позвонили мастеру Заповедного лесничества, сказав, что готовы двигаться дальше. Спустя некоторое время за нами приехала машина с сотрудником Национального парка, который любезно довез нас до следующего места стоянки, показав заодно дорогу до близлежащей достопримечательности – перекатов. Вторая наша стоянка располагалась недалеко от поселка Партизанский, также на берегу реки Боровки. Но место здесь было людное – не так далеко находились местные турбазы, да и сами перекаты оказались довольно популярны. Поэтому мы встали на самую отдаленную от «туристов» стоянку. В пределах нескольких сотен метров не было никого, но лавки и стол, сколоченные из свежей сосны были. Также была вырыта и яма для мусора. Поставив палатку и сложив в нее все наше снаряжение, мы незамедлительно отправились к перекатам.

Перекатами или еще «шумками» здесь называют очень красивое зрелище: река Боровка, мерно текущая по песчаному руслу внезапно встречает на своем пути твердые породы – сыртовые глины и каменистые отложения. Тут-то от былого спокойствия и размеренности не остается и следа – стремясь проложить себе путь, воды Боровки, не в силах размыть препятствия, устремляются по нему вверх, а потом с удвоенной скоростью срываются вниз. И снова препятствие – снова вверх! И опять вниз! А препятствия – камни и выступы глины разбросаны очень неравномерно, и потому река бурлит, река шумит и пенится, словно дает своим уставшим водам разгуляться всласть. Зрелище завораживает, хотя люди, живущие в горных местностях, конечно к таким «эффектам» привычны. Но в том-то и диво, что Боровка совсем не горная речка.

Рис. 7. Перекаты - очень красивое зрелище

После впечатлений от перекатов начали делать обед, хотя время уже постепенно приближалось к ужину. Пообедав (или поужинав), решили прогуляться и осмотреть местность вблизи нашего лагеря. Солнце уже клонилось к закату, когда невдалеке послышался некий шум, будто кто-то идет напролом сквозь кустарники, либо высокую траву. Вооружившись фотоаппаратом, в надежде встретить кого-нибудь наподобие лося, мы пошли на звук.
Бобр
Сомнений не осталось - перед нами был бобр
Выйдя к берегам боровки, пригнувшись и спрятавшись меж ветвей деревьев, стали наблюдать. Лося, конечно, никакого мы не увидели. Однако спустя минут пять напряженной тишины на противоположном берегу послышался всплеск и что-то начало неторопливо плыть в нашем направлении. Проплыв несколько метров, это «что-то» свернуло к противоположному от нас берегу, и начало постепенно появляться из воды. Когда крупное бурое тело существа целиком показалось из воды, не осталось сомнений кто перед нами. Перед нами был бобр. Он не спеша принялся за свою обычную работу – грызть поваленное деревцо, а мы попытались сделать несколько фотографий. Конечно, расстояние и спустившиеся сумерки не позволили сделать качественных фотографий на обычную цифромыльницу, но повода для уныния не было – мы воочию полюбовались на живого бобра в его естественной среде. Солнце почти зашло.

На следующий день мы позавтракали и отправились к конечной точке нашего маршрута – поселку Колтубановский. Так как маршрут был круговой, то нам не пришлось возвращаться обратным путем. Мы шли по асфальтовой трассе через Партизанское и Широковское лесничества. Дойдя до Колтубановского, мы зашли в управление Национальным парком, вернули пустую десятилитровую канистру, а так как до поезда оставалось еще прилично времени, то нам предложили посмотреть еще один фильм о Бузулукском боре. На этот раз фильм повествовал о добыче нефти на его территории и о том, какой вред приносит это всей лесной экосистеме в целом, и о неотступном «хозяине» этого Бузулукского леса, который дошел до Советского правительства и весомыми аргументами склонил их на свою сторону. Сейчас все скважины заморожены и находятся в стратегическом резерве страны, однако, так как нефть фонтанирующая, и находится под высоким давлением, иногда на поверхность просачивается некоторая ее часть. Появляются нефтяные лужи и болотца, что, во-первых, пожароопасно, а во-вторых, в этой липкой массе вязнут и погибают множество живых существ, в основном насекомых и птиц.

И наконец, вокзал, электричка (которая на самом-то деле и не электричка, и ходит на топливе), Самара, а после и Тольятти. Говорят, в гостях хорошо, а дома лучше. Но почему-то я уже соскучился по этому чудесному краю – Бузулукскому бору. Мы обязательно вернемся, и в следующий раз пройдем еще дальше. До родника Гремячий, до озер Муштай и Холерное, до Наташиной горы с крестом из «мертвой» земли, на которой не растет ни травинки… но об этом уже в следующий раз.

СкиФ
Автор: 19
21:39, 06-11-2011

Комментариев ещё нет, стань первым!

Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.