Особая благодарность Александру Лидонову за успешное проведение экспедиции, полиции и отряду СОБР Казахстана за помощь и гостеприимство, клубу путешественников и исследователей «Рысь» за информационную поддержку, Мутти за радушный прием, Марии и Наталии из Самары за представленные апартаменты, а также Екатерине Арефкиной за веселую компанию и вкусную еду.
10 июня 2010.
До отправления рейса остается еще полчаса, однако практически вся группа уже собралась на центральном автовокзале Тольятти. На этот раз цель нашей экспедиции - побывать в степях Казахстана, познакомиться с культурой и бытом местного населения и посетить озеро Шалкар - уникальнейшей памятник природы Теректинского района Западно-Казахстанской области.
До границы доезжаем без приключений. Одного пассажира высаживают на полпути из-за просроченой миграционной карты. Кстати, такие же карты нам раздал в пути водитель автобуса. Она дает право находиться на территории Казахстана в течение пяти дней включительно.
На российской таможне весь наш багаж пропускают через сканер и проверяют, в порядке ли документы. Казахстанские пограничники в миграционном листке ставят дату прибытия и интересуются целью приезда. Здесь же вещи проверяют вручную; хотя, все это формальность - пограничник просто взглянул сверху на наши открытые рюкзаки и отпустил на все четыре стороны.
Вечером приезжаем на автовокзал Уральска. Время уже позднее и все пункты обмена валюты закрыты.
Недалеко от вокзала расположена река Урал. На одном из ее берегов по плану мы и должны заночевать. Переходим мост и, спустившись к воде, без труда находим идеальное место для палаточного лагеря.
Вода в реке представляет собой илистую массу, которая плывет по направлению к Каспийскому морю. Поэтому, чтобы приготовить ужин, нам приходится из подручных средств делать фильтр. На его стенках сразу же начинает накапливаться песок и ил.
11 июня 2010.
Вечер закончился сытным ужином и пением под гитару у костра.
С восходом солнца, позавтракав, мы отправляемся обратно на вокзал. Как и предполагалось, там находится камера хранения. Оставить багаж на сутки стоит 100 тенге с человека. Кстати, при обмене на местную валюту курс следующий: 1 руб. = 4,7 тенге.
Налегке всей компанией отправляемся по магазинам Уральска. В пути встречаем каких-то странных местных жителей, которые хотят нам помочь с поисками сувениров. В процессе общения от них узнаем много интересных местных нелитературных выражений.
Примечательно то, что, обойдя несколько торговых центров, карт и атласов Уральска, области, или города мы не находим. Магазины сувенирами также не радуют.
Купив хлеба и 15 литров воды на местном рынке, мы возвращаемся на вокзал за рюкзаками. Еще утром узнаем, что рейса на Шалкар нет и не предвидится. Проведя небольшое совещание, решаем поехать на такси. Первый таксист соглашается довезти нас за 8000 тенге - для бедных студентов Тольяттинского госуниверситета это непозволительная роскошь. На вокзале удается договориться за 5000 тенге, но когда водитель видит нас в полном составе, да еще и с рюкзаками, то отказывается везти за такую сумму - человеческая жадность побеждает.
Остается один выход: продолжить передвижение автостопом. Мы делимся на две группы и идем подыскивать удобное место на трассе. Буквально через несколько минут нас подбирает первая группа. Александру удается остановить транзитный микроавтобус УАЗ.
На бензозаправке опять разделяемся и продолжаем путь уже на разных УАЗах. Наш водитель как раз родом из Шалкара. В процессе беседы, мы узнаем много интересного об озере. Нас несколько раз предупреждают о том, что местное население может не очень гостеприимно отнестись к путешественникам из России, и есть большая вероятность возникновения неприятных инцидентов.
На повороте с федеральной трассы на Шалкар мы прощаемся с водителями. Впереди 60 км степи под палящим солнцем... Что в деревни заходить не стоит, нас тоже предупреждали. Опять разделившись, мы с попутчиком уходим вперед. Мимо проносится несколько машин. Один из водителей показывает знаком, что нет мест. Остальные вообще никак не реагируют.
Когда позади остается два километра, я краем глаза замечаю, что Первую группу забирает полицейская газель. Становится как-то не по себе; сразу вспоминаются инциденты с сотрудниками ГАИ во время путешествий авотостопом в Волгограде и Ижевске.
Оказалось, что это СОБР республики Казахстан. Они как раз едут в командировку на озеро для обеспечения безопасности отдыхающих. Я считаю, что тут нам очень повезло - спасибо Александру - на этой дороге в час проходило примерно по машине.
Вскоре мы поняли, почему таксисты соглашались ехать сюда за такую большую сумму. Местами дорожное покрытие находится в таком аварийном состоянии, что машине приходится съезжать с асфальта и продолжать путь по степной грунтовке, оставляя позади длинный шлейф пыли. Иногда прямо на дороге встречаются стада коров и лошадей, которые нагло преграждают путь.
Казахстанская полиция нам также настоятельно не рекомендует путешествовать по периметру Шалкара. Это вовсе не означает, что сюда опасно приезжать. Все-таки местное население живет за счет туризма, да и в случае возникновения неприятных ситуаций, здесь всегда можно обратиться к полиции.
Благодаря тому, что туризм здесь только начал развиваться, на Шалкаре можно хорошо отдохнуть, не тратя при этом много денег. Соленое озеро вполне заменило нам поездку на море.
Полицейские предлагают разбить лагерь в непосредственной близости от их поста, также мы обмениваемся номерами телефонов.
На берегу становится понятно, почему Шалкар называют морем не только из-за соленой воды - противоположного берега практически не видно.
По всему побережью стоят юрты: любители экзотики их могут арендовать. Многие казахи приезжают на отдых со своими юртами.
Поздний обед переходит в ранний ужин и мы, плотно поев, отправляемся на вечернюю прогулку.
Прибрежная зона Шалкара очень живописное место. По сравнению со степью, воздух здесь влажный, с воды дует приятный бриз. Вода чистая и теплая.
12 июня 2010.
Утром меня будит Михаил, и мы отправляемся фотографировать сусликов, которые, пока не начало припекать солнце, вылезли из своих нор. Этих зверьков здесь огромное количество, они совершенно не боятся людей.
Заодно решаем прогуляться вдоль берега, но, увидев в камышах браконьеров, поворачиваем обратно. Большую часть дня весь отряд отдыхает и загорает. Ближе к вечеру Александр с Екатериной отправляются на разведку местности, потом на прогулку выходим и мы.
На берегу народа заметно прибавилось, как, впрочем, и юрт. Пройдя немного в сторону Рыбцеха, поднимаемся на холмы - там расположено местное кладбище, сверкающее на солнце многочисленными полумесяцами.
По возвращении, налаживаем контакт с местным населением. Из разговора узнаем, что из Уральска на Шалкар можно добраться за 600 тенге с человека. Для этого в городе надо искать таксистов с деревень, расположенных близ озера. А находятся они на главном городском рынке.
Также, при желании, местные могут организовать шашлык и прочие блюда из национальной кухни.
Вечером по округе стелется едкий дым от жаровен; кругом из динамиков звучит казахский и российский поп. Солнце почти село, и озеро окрасилось в ярко-кровавые тона. На воде полный штиль.
Ночью, когда на небе засверкали звезды, мы увидели, как душевно отдыхает местное население: с гиканьем, криками и плясками.
13 июня 2010.
И вот остался на озере один последний день, который мы проведем купаясь и отдыхая...
Так бы и случилось, если бы не одно "но": с нами был Александр Лидонов. Несмотря на предупреждения местных, что деревень стоит опасаться, они с Екатериной все же отправляются искать магазин.
В деревне эти неугомонные авантюристы и искатели приключений нашли источник питьевой воды, несколько магазинов и договорились с местными, чтобы те за небольшое вознаграждение устроили экскурсию на соляное озеро.
Оставив рюкзаки в полицейском городке, мы отправляемся в деревню. Сразу становится ясно, что за ту сумму на которую мы рассчитывали, нас никто никуда не повезет (Особенности местного менталитета). Зато нас приглашают в гости.
Многие туристы, узнав из какого материала степные народы делают свои дома, начинают иронизировать. Мы же, побывав внутри, оценили все плюсы этого строительного материала - с палящего солнца мы попадаем в приятную прохладу. Хозяин приглашает за стол, рассаживает нас на ковер и на специальные подушки, приносят маленький столик. Вскоре на нем появляются незатейливые яства: деревенские хлеб и масло, джем и жареные яйца с капустой.
Хозяин разливает чай по пиалам и постоянно следит, чтобы чаша не оставалось пустой.
Также он предлагает нам остаться на ночь, или немного отдохнуть с дороги, но мы объясняем, что времени уже почти не остается. И, попрощавшись, возвращаемся на базу.
Полицейские нас угощают борщом и рыбой, пойманной на озере.
Плотно поужинав, с бойцами СОБРа возвращаемся в Уральск.
Полицейской газели опять часто приходится съезжать с асфальта и продолжать путь по грунтовой дороге. Неожиданно техника не выдерживает таких нагрузок, и машина встает посреди степи под жарким солнцем. Мы пытаемся толкать газель, но безрезультатно. Проезжающие мимо водители останавливаются и предлагают свою помощь. Вскоре нас берет на буксир УАЗ и, очень медленно - включив аварийные сигналы - мы следуем в сторону города.
В Уральске оказываемся уже поздно ночью.
14 июня 2010.
С утра бежим на вокзал за билетами. На утренние рейсы до Тольятти и Самары свободных мест нет. Посовещавшись, решаем ехать на вечернем рейсе в Самару и там где-нибудь переночевать, на работу и учебу у нас уже никак попасть не получается...
На таможне пассажиров досматривают два часа. Казахстанские таможенники полностью проверяют наши рюкзаки. Российские пытаются конфисковать найденный у меня нож; оба раза мы заставляем ждать и нервничать всех пассажиров автобуса. Но вот таможня позади и скоре мы приезжаем в Самару. Михаил ночует у Марии, всех остальных - гостеприимно принимает Наталья. Наконец, впервые за пять дней удается принять ванную!
Михаил Крюков