Транспорт (лат.) — «перемещаю»;
термин бухгалтерии, означающий в дословном переводе перенос.
Энциклопедический словарь.
Чем современное искусство отличается от того, которое делалось художниками СХ СССР? С моей точки зрения, ничем или очень малым. Как может искусство за несколько лет полностью измениться в сути? Это невозможно. Тут много игры, спекуляций. Происходит смена мод, манер, что по сути профессионального состояния искусства не меняет. Мы в начале большого пути. Мир не рушится, мир трясется потому, что находится в дороге.
Андрей Васнецов, академик Академии художеств.
Появление в Тольятти в конце 70-х гг серии монументально-декоративных композиций «История Транспорта» на одной из первых улиц Автозавода – Революционной – выглядело вполне закономерным. Тольятти – автомобильная столица Родины, выпускающая первый в мире «народный автомобиль» - был благосклонен к искусству. Творить его были призваны лучшие силы страны – серию монументов выполнил Андрей Владимирович Васнецов(1924-2009гг), лауреат всех возможных в стране государственных наград: Народный художник СССР, лауреат Премии Ленинского комсомола, Государственной премии СССР, Премии Совета Министров СССР, премии президента РФ, а, кроме того, председатель правления Союза художников России (1988-1992гг), действительный член РАХ.
«История Транспорта» состоит из трех самостоятельных композиций - паровоз, колесный пароход, воздушный шар - образующих целое. Следует заметить, что выбор места для произведений не был случайностью: в 1977г. при создании Генерального плана застройки Автозаводского района (разработчик – ЦНИИЭП жилища) объекты были спроектированы, пройдя определенные процедуры, одобрены общественностью, советскими и партийными органами. В городском ландшафте - на ул.Революционной, главной эспланаде – они появились в 1979г., как произведение искусства, призванное решить объемно-пространственную композицию жилой среды района. Зачем? Для воодушевления работников завода, для стимулирования творческого труда, в котором каждая деталь – неслучайна, закономерна, подчинена целому, усилию, в итоге служащему людям.
Любовь к деталям, максимальная реалистичность формы – вот что отличает «Историю». Складки на пелерине кавалера, завитки волос в прическе дамы, пуговки на мундире машиниста – мы видим живых людей, с характерами, жизненными историями. Машинист служат не машине – людям. Люди пользуются машиной, не персонифицируя ее, не заменяя ею живой существо и отношения, а для реализации собственных жизненных историй (что может быть важнее!), которые проистекают в определенной, сообразно времени, стилистике форм окружающего мира. Фактура «Транспорта» поражает правдоподобностью – мы видим деревянную обшивку судна, чувствуем металл устремленного корпуса паровоза, заворожено наблюдаем, как вырывается из трубы огонь, как «дым кольцами» утрачивает, в конечном счете, форму и испаряется в эфире, возвращаясь в мир первоэлементов. А колесо паровоза, действительно, крутится! Это достигается специальными художественными приемами: применением волнистой линии соединительных элементов, наряду с прямыми. Другой особенностью «Истории» является совершенная композиция – произведения с любого ракурса осмотра идеальны с точки зрения композиционного решения (признак высочайшего пилотажа в монументально-декоратаивном искусстве, свидетельство мастерства художника).
Работа над «Историей Транспорта» продолжалась четыре года, в Москве. Причем, Васнецов выступил здесь не только как художник, но и как конструктор - используются сложные масштабные металлические конструкции: воздушный шар 10 × 6 × 6 м, пароход и паровоз - 10 × 6 × 3 м. Отметим, что произведение и его разнообразные (во множестве) элементы выполнено из листового металла нескольких видов, путем ковки.
На 80-летие Васнецова фигуры дамы и кавалера, машиниста стояли рядом с именинником - как дорогие персонажи, которые хоть и стоят в Тольятти, на транспорте давно минувших дней, навсегда остаются в сердце. Творца. Которое, говорят, не умирает.
Любовь Черняева,
Зав.сектором проектной деятельности ТКМ,
куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере»,
(8482) 485563
В статье использованы материалы искусствоведа А.П.Антоновой, ее фотографии, а также фотографии из фонда Тольяттинского краеведческого музея.
Заметим, что академик А.Васнецов также выполнил мозаики кинотеатра «Сатурн» в Тольятти, о чем мы расскажем позднее.