Я-экотурист: Встреча с прошлым.


3430


Однажды мне приснился сон.
**
Старец-монах в черной рясе живет в монастыре. Большую часть времени он проводит в молитвах, уединившись в келье, сидя в углублении широкой каменной стены с полукруглой аркой над головой. Черная накидка, спускающаяся с головы до самых пят, закрывает его худое тело. Вижу лишь седую белую бородку и бледное старческое лицо. Помимо длительных молчаливых молитв в одиночестве все остальное время он занят работой по благоустройству монастыря. Этот монотонный рутинный труд сводится к однообразным действиям: монах с трудом толкает тачку на одном колесе перед собой, держа ее за две короткие ручки. Из глубины длинного мрачного узкого коридора он вывозит измельченный грунт: песок и камни. Ему тяжело, колесо тележки груженой песком и щебнем постоянно натыкается на мелкую тырсовую породу на поверхности каменного пола. Скрывшись в просвете коридора и высыпав груз снаружи, он вновь и вновь возвращается в темный длинный проход за очередной партией груза. По обе стороны низкого сводчатого каменного туннеля расположены глубокие кельи-ниши. Картинка оборвалась и дальше я вижу продолжение сна:
Из подземелья монахи выносят на черной ткани старца. Хоронят его поблизости, под открытым небом и без гроба. Опускают в узкую неглубокую траншею, выдолбленную в каменистом грунте. Несколько монахов, обхватив со всех сторон каменную плиту, согнувшись под ее тяжестью, переступая мелкими шашками, подтаскивают и накрывают ей траншею с усопшим.
Появившийся серый непроглядный туман, быстро закрыл от меня картину происходящего, пряча фигуры монахов, стоявших вокруг могилы с опушенной головой, в черных одеяниях с головы до пят.
**
Проснувшись, я долго не могла забыть пережитые ощущения, будто все это происходило со мной, словно это мои ноги, а не ноги старца скользили по мелким камешкам известково-тырсового грунта, когда я напряженно толкала непослушную тачку и спокойно воспринимала этот привычный образ жизни.
Шли годы, но этот сон не терял остроту воспоминаний. Он словно «застрял» в подсознании, время от времени, будоража меня необъяснимыми вопросами: «Разве бывают такие монастыри, кельи темные и мрачные? Какой глупый труд, для чего монах всю жизнь возил на тачке камни?».
Я была молодой и неискушенной в вопросах культовых строений, церкви,монастыри всегда ассоциировали у меня с образом наземных строений, возведенных в определенном архитектурном стиле, поэтому пришедшая информация оставалась в моем сознании логически не осознанной.
Позже, в трудные периоды жизни у меня возникало необъяснимо желание сходить в церковь, но после посещения всякий раз вновь явственно всплывал в памяти образ старика-монаха из сна.

Часть 2
Недаром бытует убеждение, один из вариантов трактовки которого, звучит следующим образом: «Когда ты чего-нибудь хочешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого» (П.Коэльо).
Как-то само собой сложились обстоятельства поехать на два дня в Свято-Михайло-Афонскую пустынь. Основной целью поездки была возможность впервые в жизни окунуться в святой источник им. св. Пантелеймона целителя у г. Фавор в Адыгее.
И вот после бессонной ночи в автобусе в четыре часа утра мы въехали на территорию монастыря и остановились у закрытой деревянной двери, видавшей на своем веку и не прошеных гостей, начиная с нашествия татаро-монгольского ига,заканчивая немецкими оккупантами, которые в августе 1942 г. держали в монастыре своих пленников.
Свято-Михайло-Афонская-Закубанская мужская общежительная пустынь расположена в предгорьях Кавказских гор на территории Адыгеи (64 км. от г. Майкопа). Монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта на высоте 907м. над уровнем моря. С северной стороны он закрыт двумя горами: г.Острах (985 м.) и г.Физиабго (998 м.).
Мир тишины, природной чистоты и свежести; мир бодрящего, необыкновенно легкого воздуха, заполненного благоуханием цветущих деревьев, пленил и зачаровал людей, вышедших из автобуса размять затекшие ноги после семичасового сидения. Многие испытывавшие от подъёма на гору дискомфорт в ушах из-за перепада давления молча стояли, погрузившись в предрассветный сумрак, раскинув руки в стороны:
- Посмотрите, какие здесь звезды! Какие они яркие! Разве можно увидеть это в городе? -
Гуляя, по идущей на подъем, дорожке вдоль слабо различимого в темноте каменного забора монастыря, мы уловили первые признаки жизни монахов. Сверху, из-под светящегося мозаичного купола храма струился серый дымок какого-то благовонья с приятным запахом, уходя вверх, он медленно растворялся в ночном небе.
Действительно, звезды сверкали, как алмазы на иссиня-черном небосклоне и казалось, если подтянуться, можно зацепить рукой ковш Большой Медведицы, свисающий прямо над головой.
В шесть часов утра перезвон колоколов возвестил начало утренней службы и, следовательно, рождение нового дня. Присутствие в храме на литургии, слушая песнопение монахов, позволило испытать воздействие на организм силы звука, порожденного человеческим голосом, во всей его окраске. Пение молитв одной тональности, исполняемое разными голосами, затрагивало всю эмоциональную сферу, и гармонично подобранные звуки, успокаивали разум, медитативно воздействуя на него. Мне казалось, что ушли не только все проблемы, но и исчезли нежелательные мысли. Даже еда в монастырской трапезной после службы показалась вполне приличной, несмотря на постный жидкий супчик, с редко-попадавшими в ложку зернами пшена, и простую рисовую кашу на воде, но приправленное ароматно-острыми травками.
**
Монах Прокопий (в миру Леонов), написавший книгу об истории монастыря, проводя экскурсию по обители, рассказал, что ее история начинается задолго до 1878г. - года основания «Казачьей Лавры» иеромонахом Мартирием (о. Островным). Оказывается, еще римский император Диоклетиан (284-305г.г.) выслал из Фракии в страну абхазов и зихов семь братьев-мучеников за принадлежность к христианской диаспоре, которые умерли по пути. С тех пор Абхазия и аланские земли в верховьях Кубани и Лабы были местом ссылки многих христиан Римской империи, и именовалось оно Таматарху (Тмутаракань).
Под монастырским плато в средние века (9-10в.в.) был основан мужской византийский монастырь. Древние пещеры Михайловской пустыни уходили на глубину 50м., соединяясь галереями, с выходами на поверхность и имели протяженность около 3км. Под землей был греческий монастырь, подземные храмы, часовни, места проживания, мастерские, хранилища и очень древняя библиотека. На соседней с теперешней территорией Михайловской пустыни горе Острах, похожей на ступенчатую пирамиду с ровной плоской вершиной из известняка, располагался алтарь православной церкви 6 -8в.в.н.э.
Отец Мартирий (о.Островной), продав свою келью на святой горе Афон, и получив разрешение у Владыки Германа на основании мужского монастыря, учредил форпост российского православия на высотах седого Кавказа. Он возвел на поверхности плато храмовые строения, освоив 350га земли, и увеличил площади подземных обителей, сделав пещеры двухуровневыми, уходящими на 5-6 км вглубь, с галереями, в двенадцати направлениях в разные стороны. Уходу иноков под землю способствовал их наставник, практиковавший исихию, которая считалась православной церковью мистикой и не поощрялась. Тем не менее, о. Мартирий не только благословлял монахов на применение метода «умной молитвы», но и, будучи последователем духовных практик египетских монахов-отшельников, передавал им знания молчаливого общения с Богом. Пещеры способствовали достижению состояния внутреннего покоя, ведь девизом жизни монахов в борьбе со страстями было: «Спасаться в одиночку, а жить в общежитии».
**
Слушая архимандрита Прокопия, ведущего повествование об исторических временах, в моем мозгу явственно возник образ старца-монаха из сна, и одновременно с телесным ощущением прострации появились ответы на все вопросы, давно мучавшие меня со времени просмотра во сне картины словно своей прошлой жизни: «Вот почему монастырь был в форме длинного мрачного коридора, а стены - вырублены из камня и эта тележка, ее назначение…».
Очень жалко, что события, начиная с 1917г., способствовали искусственному разрушению подземного монастыря, оставив нашим современникам только каких-то 200 метров подземных пещер, сотворенных руками монахов. Мои радостные предвкушения испытать на себе неведомые ощущения, оказавшись под сводами подземных келий, разрушил монах-гид, сказав:
- Сейчас единственный оставшийся вход в подземелье, недоступен. Этой весной его засыпало селевым потоком. Там ведут работы военнослужащие из г. Майкопа по его расчистке.-
- Значит и мне не стоит сожалеть, что не попала в них, раз они для меня закрылись, - подумала я, вспомнив чье-то изречение: «Погружение в прошлое мешает дальнейшему развитию».
**
Витиеватая пологая тропинка, по которой шаг за шагом поднималась группа на г. Фавор, вскоре привела к источнику св. Пантелеимона целителя. Подъем немного утомил, наверно, сказалась бессонная ночь в автобусе, к тому же, разморило весеннее по-летнему теплое и яркое солнце. В отличие от других я собиралась, посещением источника ограничить свой дальнейший подъем, несмотря на то, что с вершины горы открывается прекрасный обзор не только территории монастыря, но и всего Северо-Кавказского горного хребта.
Я испытала неописуемый восторг, выразившийся непроизвольно вырвавшимся неуправляемым криком при погружении в купальню с водой из горного источника. Тело стало легким, энергия пульсировала в каждой клеточке, теперь я могла покорить уже не одну вершину.
Поскольку необходимо было считаться со временем, чтобы успеть на ужин, спускаясь с горы, на которой мы все-таки побывали к нашей радости, моя попутчица поинтересовалась:
- Который час? – добавив, - Представляешь, я третий раз пытаюсь позвонить сыну, но с телефоном что-то случилось. Он постоянно отключается, ни времени, ни связи. Странно, я же его до отъезда весь день держала на подзарядке. -
Не придав этому значения, учитывая ландшафтные особенности местности, мы продолжали свой маршрут а, подходя к территории пустыни, я вновь посмотрела на часы:
- Как же получилось, мы столько прошли, а минуло не более получаса? -
- Сейчас явно не половина четвертого. Солнце совсем село, хотя, в горах рано темнеет, – подтвердила знакомая.
- Правда, странно. Куда делись все люди? – удивилась я в свою очередь, шагая по опустевшему монастырскому подворью.
Лишь около гостиницы, где нас разместили на ночь, встретив женщину из группы, мы узнали, что было уже около восьми часов вечера.
- Оказывается, и мои часы остановились в горах, - проговорила я, сотрясая их, в надежде заставить идти.
Перекусив в блинной, мы пошли отдыхать. Гостиницей назывались кельи, в которых жили монахи и ночевали паломники, маленькие комнатки по обе стороны длинного узкого коридора двухэтажного здания барачного типа. После насыщенного впечатлениями активного дня, мы были рады и такому аскетическому помещению, давно уже не отвечающему запросам цивилизованного человека.
- Ох, как приятно телу, наконец-то, занять горизонтальное положение, - проговорила я, обращая последний раз внимание на наручные часы, которые по-прежнему показывали половину четвертого, прежде чем погрузиться в глубокий сон.
**
- Так, так, так…...так; Так, так, так…...так….., - послышался слабо различимый странный ритм. Он, не прерываясь, постепенно усиливался.
- О, о, опять этот монах со своими палочками не дает спать, - с приходом первой мысли в моем сонном сознании я поняла, что проснулась. Открыла глаза, в келье сумрак. Все те же белые сводчатые потолки, стены и все тот же, до боли знакомый мне звук. Не показалось. Я откуда-то знаю, что это монах, стуча своими гладкими круглыми палочками из особой породы дерева,прошел вначале по коридору первого этажа, поэтому звук был слабым, затем ритм, доведенный с годами до профессионального автоматизма, усилился, потому что он поднялся по ступенькам на второй этаж и, наконец, достиг своей апогеи, когда монах поравнялся с дверью нашей комнаты.
- Странно, откуда я это знаю? Никогда ранее мне не приходилось ни видеть, ни слышать о таком ритуале в монастырях, - пока я разбиралась со своими мыслями, отбиваемый ритм приглушился, значит, он дошел до конца коридора, и опять отчетливо зазвучал под дверью.
- Надо встать, посмотреть, - не выдержала я, - а вдруг монах с палочками - плод моей фантазии? –
Приоткрыв дверь в коридор, я увидела спину, удаляющейся к выходу черной фигуры монаха, завершающего обход. Он продолжал активно работать руками, от чего сотрясалась вся его ряса. Реальный образ монаха постепенно растаял в мрачном коридоре, унося за собой этот необычный звук.
- Интересно, который час? - подумала я, машинально поднеся к глазам руку с часами, - 06:45. Ура! Идут, но как это? –
Мои две попутчицы не шевелились, продолжая безмятежно спать, и я в полной тишине опять погрузилась в дрему. Колокольный перезвон, возвещающий о начале утренней литургии, разбудил теперь не только меня, но и моих подруг.
- Сколько время? – спросила, вставая, одна из них.
- Семь, - отвечаю, глядя на часы.
- Они у тебя пошли? - спросила та в свою очередь.
- Да, сами вдруг пошли, - говоря, я недоумевала, как могло получиться, что часы показывали правильное время, нас вчера предупреждали, что воскресная служба начнется в семь.
- Слишком много странного. А этот монах с палочками, почему я знала о нем? Как - будто неоднократно слышала этот звук, - не переставая ломать голову я, решила проверить себя еще раз.
- Девочки, а вы до перезвона колоколов что-нибудь слышали? – поинтересовалась я у своих знакомых, не желающих вылезать из-под одеял.
- Ничего. Только колокола. Я так крепко спала, - ответила девушка, самая молодая из нас.
- А я слышала какой-то странный стук, и подумала, что, стуча по забору палкой, монах выгоняет коров, которые здесь вчера бродили, - сказала другая.
- Да, нет. Стуком палочек монах перед началом перезвона будит братьев в монастыре, как повелось издревле, чтобы те успели собраться и войти в храм с боем колоколов, - пояснила я, не в состоянии избавиться от навязчивой мысли об источнике таких познаний.
Оказавшись на ногах раньше своих знакомых, которые сидя на кровати одевались, я посмотрела в окно.
- Смотрите, смотрите, что там твориться! – непроизвольно вырвалось у меня.
Плотный серый туман затянул всю Афоно-Михайловскую пустынь. Не было видно даже деревьев, лишь у самых ног различались монастырские дорожки, по которым мы шли с сумками к автобусу, готовясь к отъезду.
- Удивительно! - размышляла я, - каким радостным ярким солнечным днем встретила меня вчера монашеская обитель, открыв все свои тайны и «искупав» в положительных эмоциях, а сегодня, словно сама природа закрыла вчерашний день и мое прошлое. Значит, я узнала все, что мне дано было и пора уезжать. -
Кстати, я где-то читала, что, посетив святые места, человек может найти ответы на мучившие его вопросы. А ведь так и вышло.
**
Автобус выехал из монастырских ворот , а мужчина, которого отделял от меня узкий проход, удивленно смотрел на свои наручные часы и твердил:
- Странно, странно!-
Потом, обратившись ко мне, спросил:
- Не подскажите, сколько время? -
- А что с Вашими часами? – поинтересовалась я в свою очередь.
- Представляете, ночью остановились в полчетвертого. А сейчас идут! Причем правильно. Не понимаю?! - ответил он.
- Слышишь, и с твоими часами произошло тоже! - толкнула меня локтем в бок, сильно удивляясь, сидевшая рядом подруга, и полезла в сумочку за телефоном, - О, включился и мой телефон! Значит, все в жизни происходит не просто так! –



Ольга Гок
Автор: 2
22:52, 30-04-2014

Комментарии1 комментарий 


СкиФ
СкиФ19
30 апреля 2014 г. в 23:18
Спасибо, рассказ принят на конкурс!

Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.