Таганай. Часть II: Дыхание Таганая

6059

Продолжение рассказа о нашем майском походе на Южный Урал, в национальный парк "Таганай". Начало здесь.

Дыхание Таганая

На второй день мы планировали пройти лесными тропами до стоянки "Заячья поляна", что недалеко от горы Круглица. Но в лесу лежал мокрый и главное глубокий (местами выше колена) снег. Пройти там было невозможно. Поэтому решено было возвращаться обратно к лесничеству и уже оттуда идти по другой тропе - ведущей сначала к, а потом и вдоль хребта Большой Таганай. По этому маршруту первый лагерь мы должны будем ставить у базы "Белый Ключ".

Дорога от лесничнества в сторону Большого Таганая была куда лучше. Хотя она тоже была покрыта слоем снега, под которым, в провалах, можно было увидеть бегущие ручьи. Однако она была хоженая и снег на самой тропе был хорошо утрамбован десятками, или даже сотнями туристов, прошедших до нас. К тому же двухцветные метки на деревьях не давали сбиться с маршрута. Что очень удобно, когда попадаешь на какую-нибудь развилку.

Рис. 1. Дорога от лесничества в сторону Большого Таганая была куда лучше

К сожалению, тропа размеченная лесниками, вела по просеке, а не по той тропе, которую мы отметили у себя на карте. Поэтому на главный мост через Большую Тесьму мы не попали. Но река, хоть и в другом месте, всё же преградила наш путь. Признаться, мы уже побоялись, что придется штурмовать её вброд. Тут тропа свернула резко вправо, вдоль Тесьмы, и мы обнаружили небольшой мосток, по которому благополучно и перебрались на другой берег.

Рис. 2. Но река всё же преградила наш путь

Рис. 3. Большая Тесьма бурлит и клокочет

Рис. 4. Мы побоялись, что придется штурмовать её вброд

Рис. 5. Тут тропа свернула резко вправо, и мы обнаружили небольшой мосток

Добравшись до базы "Белый Ключ" (названной так по одноименному источнику, возле которого она стоит), мы узнали у лесников, где можно расположиться. В самой базе есть домики. Один такой домик стоит 2500 рублей в сутки. А вот в своих палатках чуть поодаль можно разместиться абсолютно бесплатно.

Мы прошли несколько сот метров подальше в поисках удобного места под лагерь. Стоянок, с оборудованными (самими туристами) кострищами, была уйма. Лично я насчитал их штук десять, а потом просто уже бросил считать. Нам приглянулась стоянка практически у самого склона Двуглавой сопки (на старых физических картах эта же возвышенность называется горой Малый Таганай). Весь день погода нас не баловала - было холодно, ветрено, и периодически шли мелкие моросящие осадки (даже дождем не назовешь), а потому, оборудовав лагерь и поужинав, мы залезли в свои палатки и вскоре уснули. Ночью кажется опять шел дождь, но в этот раз, к счастью, никто не промок. Но вот температура была ниже нуля, в районе -4 градусов. Мой новый спальник, рассчитанный на "-4 экстрим" в принципе справился со своей задачей - спать в нем при такой температуре было довольно экстремально, однако до состояния "замерз" я все же не дошел. Наверное еще потому, что добывал дополнительное тепло из соседей по палатке.

Следующее утро выдалось солнечным, но морозным. Вода в бутылках, оставленная на ночь, как-то не спешила переходить из твердого состояния в жидкое.

Рис. 6. Наш лагерь в лучах утреннего солнца

За водой далеко ходить не пришлось: недалеко от нашего лагеря, еще ближе, чем сам Белый Ключ, бил еще один источник. Здесь и умывались, и мыли посуду, и набирали воду для готовки и питья (вода очень мягкая и приятная на вкус).

Рис. 7. Недалеко от нашего лагеря, еще ближе, чем сам Белый Ключ, бил еще один источник

Рис. 8.   Михаил Крюков11 пытается "выжать" из костра максимум тепловой энергии

Рис. 9. Одна из соек, ищущая, чем бы поживиться в нашем лагере или просто разглядывающая "новоприбывших"

День был солнечным, и мы поспешили воспользоваться этим даром и подзарядить наши смартфоны (мой, в частности активно использовался как GPS устройство на протяжении двух предыдущих дней) от складной солнечной зарядки для мобильных устройств. За весь день удалось до максимума зарядить три смартфона, что хватило на весь оставшийся поход. Кстати, несколько таких зарядок разыгрываются на нашем сайте в конкурсе туристических рассказов :)

Рис. 10. От складной солнечной зарядки для мобильных устройств за весь день удалось до максимума зарядить три смартфона

В этот день мы поднялись на Двуглавую Сопку, более чем на километр над уровнем моря (1034 м).

Рис. 11. Вид на хребет Средний Таганай через Большую каменную реку

Рис. 12. Панорама Большой каменной реки. Об этом интересном явлении я расскажу чуть ниже

Рис. 13.

Рис. 14.

Рис. 15. Далеко внизу можно разглядеть домики базы "Белый Ключ"

Рис. 16.

Три часа мы потратили на прогулку по Двуглавой сопке, включая восхождение и спуск. А по возвращении нас встретила... кошка! Оказывается на базе живут несколько кошек, которые вымогают у добродушных туристов большие куски дорогущей сырокопченой колбасы.

Рис. 17. Нас встретила... кошка!

Рис. 18. А вот и сам Белый Ключ, он аккурат под спуском с маршрута на Двуглавую сопку

Возле Белого Ключа мы простояли все оставшиеся дни, так как дорога в сторону Круглицы была непроходима, группы туристов уже не раз пытались пройти в ту сторону, но вскоре возвращались обратно.

На следующий после восхождения на Двуглавую Сопку день мы разделились на две группы: первая должна была попытаться пройти в сторону Круглицы хотя бы до Гремучего Ключа, а вторая осталась следить за лагерем. Я примкнул ко второй. По возвращении первой группы мы планировали отправиться на Большую каменную реку.

Большая каменная река с вершин Большого Таганая вполне может сойти за обычную, неспешно бегущую речку шириной около двухсот метров. Если немного приглядеться - станет понятно, что волны этой реки неподвижны, слово замерли в ожидании чего-то. А при еще более детальном рассмотрении (желательно с использованием увеличительной оптики) становится понятно, что никакие это не волны - это камни. Тысячи камней! Огромных, каждый по нескольку тонн, валунов. По официальным данным на 100 квадратных метрах располагается до 300 глыб, в глубину они залегают не меньше чем на 4-6 метров, т.е. в 3-4 слоя. Каменная река состоит в основном из авантюрина – разновидности кварцит. Так и хочется, перефразируя "Короля и Шута", сказать: "Не может быть, как ужасной силою авантюрин был приведен в движение?" Скорее всего сила эта - ледник. Он еще и не такие чудеса с камнями вытворяет, вспомнить хотя бы Рачейский бор.

Наши товарищи вернулись в районе четырех часов дня, они тоже зашли по дороге на Большую каменную реку или один из её притоков, но вымокли основательно. Даже   Dmitry14, который шел в высоких резиновых сапогах, и то набрал в них снега и промок наравне с остальными. Желающих идти на Каменную реку резко поубавилось и в итоге мы пошли туда вдвоем с   Дракон9'ом.

Идти решили по кратчайшему пути, почти напрямик, т.к. от троп толку в данной ситуации было мало. Чтобы не намочить ноги и не наступать в снег, мы прыгали по камням, выступающим кочкам, поваленным деревьям. Снег лежал не везде, но там где его не было бежала вода. В итоге 2 километра пути заняло почти два часа, но зато мы добрались до Большой каменной реки абсолютно сухими.

Рис. 19. Снег лежал не везде, но там где его не было бежала вода

Наконец мы её увидели. Большая каменная река. Зрелище весьма необычное, но снизу она смотрелась не так эффектно, как с высоты птичьего полета. Хотя все же был в ней некий первобытный шарм, что-то что чувствуешь только нутром и словами описать при всем желании не сумеешь. Кстати, насчет нутра. Пробираясь через лес к Каменной реке, мы с Драконом периодически ощущали дыхание Таганая. Да, пожалуй дыхание Таганая - это лучший термин, описывающий наши ощущения. Как-будто входишь в течение с более теплой водой и потом выходишь из него. Не знаю, может ли быть подобное с воздухом, но ощущения точь в точь как в воде. Хотя порывов ветра в эти моменты не ощущалось, да и ветер сам по себе был холодный - погода в этот день нас не радовала.

Рис. 20. Большая каменная река

Рис. 21.

Если панорамы реки снизу казались не особо впечатляющими, то каждый отдельный камень можно было разглядывать с огромным интересом. Красивые и неповторимые узоры мха и лишайника, растущие на камнях "бонсайные" деревца, бегущая где-то снизу вода, лед, еще держащийся за каменные плечи и не желающий таять - все это открывало большой простой для созерцания и фантазии.

Рис. 22. Растущее на камне "бонсайное" деревце

Рис. 23. Лед, не желающий таять

Но времени на созерцание оставалось немного. Шел седьмой час (а по местному времени - девятый) и нам еще надо было успеть вернуться до захода солнца. К сожалению, я не додумался отметить точку лагеря на навигаторе, а потому ориентир взяли на глаз. На беду на полдороги пошел дождь, который постепенно перерастал в ливень. Мы спешили, и уже забыли про сухую обувь - лишь бы добраться до заката. А то в темноте, в ливень идти по лесу, да еще и с одним фонариком на двоих - занятие не из приятных. Закрепив направление и периодически корректируя его по компасу (да, в некоторые моменты обычный компас куда удобнее и полезнее самого навороченного навигатора) мы задали такой темп, что понял что "что-то не так", когда уже взбирались по мокрым камням на сам хребет. Подъем слишком крут, да и камней стало чрезмерно много. Пришло время навигатора. Ага, действительно, мы на полпути к одной из вершин Большого Таганая. Наш лагерь на другой высоте, метров на 50-100 пониже. В общем в лагерь мы пришли хоть и вовремя (как раз подоспел суп, видимо его трудно было варить на костре, так яро атакуемым ливнем), но почти насквозь мокрые и уставшие. Ужинали мы прямо в палатке, выходить на улицу в такую погоду не хотелось. После ужина практически сразу же легли спать.

Следующий день был днем отдыха - мы сушили одежду, обувь, сушились сами и ждали вечера. Вечером нас ждала баня. Аренда бани на базе "Белый Ключ" стоит 500 рублей час. "Дайте два", - сказали мы. Баня в таких условиях - божественный дар. Промокшим, продрогшим, не мывшимся почти неделю туристам - самое то. Я хоть и не большой любитель бань, но в этот момент получал истинное удовольствие даже от одной мысли о ней. Фотографий из бани конечно же нет, так что придется верить на слово :)

Рис. 24. Мы сушили одежду, обувь, сушились сами и ждали вечера

Последний день - отправляемся в обратную дорогу. Поезд у нас почти в восемь вечера, так что сильно не спешим. Погода вполне приятная, с пустыми рюкзаками идется легко (провиант на 6 дней почти весь вышел, строго по плану). Пейзажи продолжают радовать.

Рис. 25. Еще один весенний ручеёк

Рис. 26. И мостик через него

По дороге заходим в визит-центр Национального парка "Таганай" - снимаем регистрацию маршрута, а заодно приобретаем сувениры на память.

Продолжение здесь (расскажу о прогулке по Златоусту и подведу общие итоги похода).

СкиФ
Автор: 19
22:41, 15-05-2014

Комментарии1 комментарий

Dmitry
Dmitry14
16 мая 2014 г. в 17:28
Да, Миша, ты точно подметил эту особенность тех мест - волны тёплого воздуха! Я их тоже заметил, но не придал значения: подумал, ну, весна, ну, прогрелся воздух... А также - запечатлел мимолётные картинки не желающего таять снега, которые, в отличие от валунов, исчезнут очень быстро (уже исчезли, наверное). ЗдОрово! Dmitry.

Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.