В этом году майские праздники уже традиционно стали поводом для небольшой экспедиции в новые неисследованные места. На этот раз нашей целью была выбрана Медведицкая гряда, окутанная ореолом таинственности: места посадки НЛО, шаровые молнии, гибель от самовозгорания, необычные подземные пещеры - интернет полнился статьями подобного рода.
Свою известность Медведицкая гряда получила в основном благодаря объединению "Космопоиск" - заядлых уфологов и собирателей (а может и создателей) историй об аномальных явлениях. Более того, группой "Космопоиск" на территории Медведицкой гряды была создана так называемая "машина времени", с которой они проводили какие-то свои эксперименты. Да и других артефактов, призванных поддерживать имидж Медведицкой гряды как аномальной зоны, там немало. Но обо всём по порядку.
До Медведицкой гряды и до близлежащих сел никакого общественного транспорта не ходит. Конечно есть вариант добираться с пересадками до Жирновска и там опять на перекладных. Однако в этот раз мы решили использовать личный автотранспорт.
Итого набралось 3 независимых экипажа:
- Нива 2121 в составе: Дракон9 (водитель), я, d.m.n6 и Полярник.
- Лада Гранта в составе: Михаил Крюков11 с женой, Максим1 (водитель) с женой и Dmitry14
- Лада Калина в составе Игоря Сушкова и его компании (они захотели к нам присоединиться незадолго до начала экспедиции)
Маршрут предполагался по следующему плану (карту с координатами см. здесь):
1-й день
Добираемся от Тольятти до Волгоградской области, там встаём у Каменного оврага, недалеко от Александровки, ночуем.
2-й день
Первая половина дня на поиск и осмотр достопримечательностей в обоих оврагах (Каменном и Большом каменном). В числе прочего ищем и исследуем пещеры. В Большом каменном овраге их как минимум две: пещера "Ноздри дракона" и вторая, название которой мне неизвестно.
Вторая половина дня - на дорогу до Медведицкой гряды и поиск и осмотр аномальных мест, известных по фотографиям и описаниям из интернета.
3-й день
Возможно осмотр того, что еще не успели осмотреть и дорога домой.
Наша (первая) группа имела возможность выехать на день раньше (будем называть его День 0), тем самым заранее разведать местность и снабдить вторую и третью группу необходимыми координатами того, что обнаружим. Поэтому решено было сразу доехать до Медведицкой, а на следующий день ехать до Каменного оврага - встречать две другие группы, а заодно и разведать дорогу. Однако этим планам не суждено было сбыться...
День 0
Приключения начались уже в Тольятти. Планировали мы выехать рано утром, но машина (к слову 1990 года выпуска) наотрез отказывалась заводиться. В итоге выехать получилось только после обеда.
Вторая неожиданность - дороги Волгоградской области. Как только мы свернули с федеральной трассы от Калининска в сторону Жирновска, дорога не то что закончилась. Она превратилась полосу препятствий: огромные ямы густо покрывали то, что когда-то было асфальтом. Судя по размерам ям, "росли" они уже не первый год. Каким то может и по пять лет, а может и больше. Классический вид "после бомбежки". А в ночной темноте, ямы, выхватываемые светом фар,выглядели еще более зловеще и непредсказуемее. В итоге средняя наша скорость до Жирновска (а ведь потом мы планировали ехать еще дальше, до Медведицкой) составила около 5-10 км/ч.
За 30 км до Жирновска, уже глубокой ночью, начала моргать лампочка бензобака. Потом это периодическое моргание переросло в ровное свечение. На заправку в Жирновск приехали на последней капле бензина. Возле города дороги стали гораздо лучше, что нас обнадежило и сподвигло продолжать движение к Медведицкой. Но за городом дороги вновь "кончились". Снова разбитый, практически "марсианский" пейзаж и экстремальные лавирования между кратеров. Уже ближе к утру, когда солнце забрезжило за горизонтом, решили всё остановиться немного не доезжая деревни под названием Алешники. В дороге мы были уже около 14-ти часов и все изрядно вымотались. Особенно водитель (Дракон) и штурман (я), которые, в отличии от задних пассажиров, всю дорогу не смыкали глаз. Заехали в поле, поставили лагерь, быстро перекусили и погрузились в глубокий, но непродолжительный сон.
День 1
Спали мы около 4-х часов. Последний час досыпая под лай деревенских собак и тарахтение периодически проезжающей мимо нас тяжелой техники: тракторов, вахтовок и тому подобного. Встали, вскипятили воду на горелке, хорошенько позавтракали и собрали лагерь. На небольшом совете решили, что продолжать ехать по такой дороге невозможно (после Алешников предстояло проехать еще порядка 15-ти километров до Новинок). Поэтому решили ехать по грунтовкам. Это уже позже мы выяснили, что местные так и делают, ездят по грунтовкам, вместо "официальной трассы", которую рисуют все без исключения навигаторы.
Собрались уже ехать, но машина опять не заводилась. Еще часа два потратили на её реабилитацию. Но у Полярника не хватило терпения, и он ушёл вперед, сказав чтоб подхватили по дороге, как починимся. Починились. Решили заехать в Алешники, набрать питьевой воды из колонки. Оттуда - в поля. Э-эх, какая это была красота - лететь по ровному упругому грунту, особенно после вчерашних "переваливаний" по буеракам.
Ориентировались по виду из космоса - я заранее подгрузил необходимый участок гугл-карт, чтобы можно было пользоваться навигацией даже в режиме "без интернета". Но в отличие от дорог, интернет был. И даже большей частью 3G. Конечно масштаб карт был не очень большой, и приходилось вглядываться в едва заметные линии дорог, венами опутавших Алешниковские поля. Пару раз пришлось возвращаться и выбирать другое направление. Но зато менее чем за час мы добрались до Медведицкой гряды и, встав на самом её гребне, стали осматриваться.
Да, кстати, забыл сказать, что в экспедицию мы укомплектовались основательно: дозиметр, магнитометр, индикатор пороговых напряжений. Если уж искать аномалии, то по всем фронтам. Да и с железной рудой помогает разобраться :)
Кроме того, я взял с собой экшн-камеру GoPro и иногда пытался снимать. Поэтому периодически буду разбавлять эту статью видео-вставками. Вот первая из них:
Путь в аномальную зону Медведицкой гряды
Спустились с холма в долину. А Полярника так и нет. Тут то и раздался телефонный звонок. Оказывается Полярник видел как мы проехали мимо него. Но телефон у него не ловил, поэтому пришлось ему возвращаться к Алешникам чтобы нам дозвониться.
Стали думать, что делать. Обратно ехать было не вариант - тогда не хватило бы бензина добраться до Жирновска - а только там ближайшая АЗС. Созвонились еще раз, решили ждать. Куда деваться? А пока ждем, как-раз и осмотреть Склон бешеных молний.
А вот очередная видео-зарисовка о том, как мы бродили и плутали по Склону бешеных молний:
Склон бешеных молний
"Красивое розовое" (в конце видео), оказалось диким миндалем (спасибо за помощь в определении нашим читателям). А куст с белыми цветами - дикой вишней.
Пока мы ждали Полярника и бродили по гряде, день плавно перешел в вечер. Ехать в Жирновск смысла уже не было. В процессе мы созванивались с двумя другими группами. Группа на Калине решила остаться на первой точке, у Каменного оврага, а группа на Гранте решила все же добраться до нас. А добравшись - поквитаться за то что внесли неразбериху в заранее оговорённые планы :)
Более того у Полярника не было с собой ни карты, ни компаса и он шёл "на глаз" по примерному направлению, которое мы определили ещё утром. Поэтому он прошёл мимо, немного правее Склона бешеных молний. Но это принесло свои плоды - он вышел на лагерь Космопоиска. В тот момент даже обитаемый. Встретились на перекрестке дорог, посовещались. Решили заехать в лагерь и ночевать уже там. Вода (родник), оборудованное место стоянки (огромный стол с лавками и кострище) - все удобства.
Приехав, первым делом поздоровались с другими путешественниками, поставившим здесь свой лагерь. Поговорили. Почти сразу же были посланы (в хорошем смысле этого слова) к главной местной достопримечательности: "Машине времени".
Провели осмотр машины времени:
Машина времени, Космопоиск
Всё сделано из железа и бетона, плюс проволочные обмотки (которые во многих местах уже порваны).
Вечером поиграли на гитаре, познакомились с соседями поближе. Кто из Москвы, кто из Воронежа. Некоторые приехали целой семьей, включая собаку Чупакабру (почему её так называют, увидите ниже). На НЛО особо не рассчитывали, приехали тоже скорее из интереса.
Легли спать далеко за полночь. На следующий день планировали также, через поля, рвануть до Жирновска, заправиться и наконец-то побывать в Каменных оврагах (большом и малом).
День 2
Утром особо рано выезжать не планировали. До Жирновска по полевым дорогам всего каких-то 30 километров, спешить было некуда. Поэтому я нашел время немного поснимать окрестности нашего лагеря.
Одним из самых интересных для меня моментов сегодняшнего утра стал вот этот небольшой "камешек":
Эта вещь не с Медведицкой гряды. Её нашел один из наших новых знакомых, Андрей, где-то на просторах Воронежской области. На фото хорошо видна кора плавления - как говорят, первейший признак внеземного происхождения находки. Можно было бы предположить, что это метеорит. Однако такая почти идеально круглая форма смущает. Так что, возможно, экстремально высоким температурам этот объект подвергался у нас, на Земле. Поэтому вопрос "что это?" остаётся открытым. Но в любом случае объект очень интересный. Пожалуй самый интересный за всю нашу Медведицкую экспедицию.
Но время идёт и пора выдвигаться в путь. Дорогу проложили через поля, ориентируемся также по навигатору и по виду из космоса.
По пути нам встречаются интересные каменные постройки:
Приведу цитату из статьи В поисках Миллеровки. Немецкие деревни блогера Дениса Жабкина:
Железная дорога "Саратов-Миллерово" должна была стать грандиозным проектом. Первые упоминания об этом направлении встречаются в проекте Индо-Волжской железной дороги инженера Барановского 1874 года. Гигантская дорога должны была соединить центр России с нынешней территорией Индии.В 1910 году был представлен проект дороги "Саратов-Миллерово", который предусматривал постройку железнодорожного моста через Волгу. В 1935 году мост был построен. Одна из трёх организаций, строивших железнодорожный мост - управление постройки Саратово-Миллеровской железной дороги. Да, уже во второй половине двадцатых дорога активно строилась. Точнее говоря были проведены земляные работы, на многих участках была полностью сформирована насыпь, кое-где даже успели положить рельсы-шпалы и построить сооружения.
Работы свернули в 1932-1933 гг из-за нехватки рабочих рук и голода. Однако вплоть до начала войны на разных картах дорога всё ещё была обозначена!
Позже, на обратной дороге, нам еще встретится шикарный туннель для отвода воды той же миллеровки. Но это позже.
А пока, смотря на снимки из космоса, мы решаем ехать по более короткой и в то же время более прокатанной дороге. На снимках она выглядит куда шире, а значит она куда популярнее той, по которой нам проложил путь навигатор. Сворачиваем с проложенного маршрута. И... через километр черпаем радиатором воду из огромной лужи (лужа была вполне себе проходимая, но не соблюли необходимую скорость и создали волну). Машина глохнет, хорошо что не на середине лужи, а почти у выезда из нее. Немного подтягиваем за бампер на сухое место. Проветриваем и сушим двигатель. Теряем наверное час или полтора. Пока сохнет, разведываем местность впереди. Лужа оказывается и не лужа, а приток речки Перевозинки. А дальше сама река. А мы, выходит, на полуострове.
Но и сама Перевозинка (которая в свою очередь является притоком реки Медведицы) оказалась не глубока. Полярник специально разулся и перешел её вброд - вода ниже колена. Для Нивы, если на этот раз ехать не спеша, не помеха.
Наконец машина заводится и едет дальше. Мы идем пешком, Дракон9 - за рулём. Но не доехав до реки машина съезжает в колею и садится на брюхо. Крепко так садится, надёжно. Полному приводу не справиться.
В Итоге еще часа через 3 или 4 машину удаётся вытащить. Реку переезжаем без особых проблем.
Отзваниваемся Максиму (вторая группа), который уже ехал нам на помощь. Говорим что всё в порядке. Почти доехав до нас, он возвращается в лагерь. А мы едем дальше, в Жирновск.
"Широкая дорога", которая нам виделась на снимках из космоса, оказалось дорогой для тяжелой техники (потому и такая широкая). После реки - огромные колеи. Но, наученные горьким опытом, едем так, чтобы в них больше не попадать. Наконец еще через минут двадцать въезжаем в Жирновск, на асфальт. Доезжаем до заправки. Заправляемся и заливаем бензин в пятилитровую баклашку (обещали нашему соседу Андрею еще утром). Мучения позади, останавливаемся у ближайшего магазина и заедаем стресс мороженым. Разворачиваемся и... едем обратно, в лагерь Космопоиска. Какие уж тут Каменные овраги и пещеры, когда день клонится к закату.
Кстати, наша вторая группа, которая до Большого каменного оврага доехала, пещер так и не нашла. Однако днём раньше, Елена, наша соседка по лагерю, успела побывать в пещерах с местными ребятами, которые знали что где находится. Поэтому вложу здесь её фото:
Автор фото: Elena Kochevatkina
Здесь на фото две пещеры, одна называется Ноздри Дракона, названия второй я не знаю. Однако она находится в том же овраге напротив Ноздрей дракона.
На обратной дороге (теперь едем по маршруту навигатора, который он нам рисовал еще утром, не сворачивая) встречаем еще один артефакт милеровки - тоннель-водовод.
Приехали в лагерь уже в поздних сумерках. Там нас ждал уже готовый ужин - все волновались и ждали нашего возвращения.
День 3
В этот день планировали выехать рано, так как уже знали, какая дорога ждёт нас от Жирновска до Калининска и сколько времени мы на неё потратим. Однако перед дорогой стоило отмыть машину от той грязи, которой она себя окатывала прошлым днём на полуострове. Поэтому уехали из лагеря последними. По традиции забрали свой мусор, чтобы выкинуть его в городе.
На заправке в Жирновске была очередь. И не то чтобы много машин, просто приехал бензовоз и заливал бензин в подземные бункеры. Не знал ,что это занимает так много времени. Стояли мы там наверное часа полтора. Зато пообщались с другими водителями и узнали как можно срезать, а точнее объехать часто "разбомбленной" дороги Жирновск-Калининск. Не так много, но все же лучше чем ехать по этим кратерам.
От Калининска ехали без приключений. В Тольятти приехали ровно к салюту (возвращались мы 9 мая). Успели полюбоваться им в Комсомольском районе, у речного вокзала.