Можно сказать, что май 2018 года стал для клуба «Рысь» знаковым. Состоялся первый совместный поход за пределами бывшего СССР.
Совершенно случайно, планируя очередную майскую поездку, мы решили рвануть за границу. Сперва в планах была Чехия и её прекрасный национальный парк «Чешская Швейцария». Но постепенно, разрабатывая маршрут, мы решили ехать в Германию, в национальный парк «Саксонская Швейцария». На самом деле эти два парка являются единой природной территорией. Просто часть этой территории принадлежит Чехии, а часть - Германии. И основная масса достопримечательностей находится на немецкой стороне.
Национальный парк имеет достаточно много официальных маршрутов на любой вкус и (в прямом смысле) цвет. Да-да, маршруты маркируются разными цветами, чтобы облегчить жизнь туристам. Выбрал маршрут, запомнил, как выглядит его метка, и дальше уже не заблудишься, так как постоянно эти метки будут появляться то на столбах, то на деревьях, то на специальных указателях.
Мы, конечно, мелочиться не стали и выбрали самый сложный и протяжённый маршрут. Он же и самый живописный: Malerweg (в переводе с немецкого «Тропа художников»). Название своё он получил из-за многовековой любви европейских художников и других деятелей искусства к его красотам.
А здесь можно посмотреть интерактивную схему нашего маршрута, со всеми полезными точками.
Общий кольцевой маршрут получился порядка 133 километров. Это сам Малервег плюс отклонения на ночёвки. Максимальный перепад высот составил 431 метр. На схеме выше также виден график высот по всем маршруту. Очень удобно. Однако, забегая вперёд, мы не особо придали значения этим высотам. А зря.
Официально Малервег состоит из 8-ми этапов:
- Либеталь (Liebethal) -> Штадт-Велен (Stadt Wehlen), 11 км
- Велен -> Хонштайн (Hohnstein), 13 км
- Хонштайн -> Альтендорф (Altendorf), 12 км
- Альтендорф -> Нойманмюле (Neumannmühle), 18 км
- Нойманмюле -> Шмилька (Schmilka), 14 км
- Шмилька -> Гориш (Gohrisch), 17 км
- Гориш -> Вайсиг (Weißig), 15 км
- Вайсиг -> Пирна (Pirna), 12 км
Но это официально. Мы же решили сэкономить дни и первоначально разбили маршрут на 4 отрезка. По факту некоторые отрезки (с учётом отклонений до мест ночлега) получились более 40 километров, что даже нам показалось накладным. В итоге скорректировали маршрут до 6,5 дней (оставив много времени для прогулки по Пирне в последний день):
- Пирна -> Хонштайн, 27 км
- Хонштайн -> Бад Шандау (Bad Schandau), 19 км
- Бад Шандау -> Заупздорф (Saupsdorf), 27 км
- Заупздорф -> Шёна (Schöna), 15 км
- Шёна -> Кёнигштан (Königstein), 17 км
- Кёнигштан -> Штруппен (Struppen), 20 км
- Штруппен -> Пирна, 7 км
Внимание! Не повторять!Если на ровной местности или по небольшим холмам 27-30 км кажутся лёгкой прогулкой, то там в первый же день нам пришлось почти всё время подниматься и спускаться по горам, оврагам и расщелинам. Поэтому я бы рекомендовал пользоваться официальным делением маршрута на 8 частей.
Сразу хочу отметить, что финальный вариант нашего маршрута мы уж планировали идти без палаток, останавливаясь в арендованном жилье: комнатах, хостелах, пансионатах. По стоимости это выходило примерно столько же, сколько и арендовать место под кэмпинг + пользование услугами душа, электричества, w-fi и т.п. (в кемпингах эти услуги предоставляют за доплату). Идти дикарями же невозможно, останавливаться и разбивать лагерь можно только в кемпингах. Для местных клубов скалолазания есть бесплатные стоянки, как дань традиции. Но только для местных. Поэтому, учитывая, что за местных мы не сойдём, да и визу могут не дать без подтверждения бронирования, решено было остановиться на варианте с арендованным жильём.
Отправились вчетвером: я, d.m.n6, Михаил Крюков11 и его жена, Юлия.
День 1. От Пирны до Хонштайна
Пирна - небольшой и спокойный городок с населением в сорок тысяч человек. Там мы заночевали по прибытии в арендованном жилье, чтобы наутро уже начать наш маршрут по Малервег. Часть продуктов, на первые пару дней маршрута, закупили ещё с вечера.
На сегодня планы были грандиозные: пройти около тридцати километров по гористой местности. Сложности добавлял и тот факт, что заселиться в хостел мы должны были до шести часов вечера. Поэтому вышли с утра пораньше, в районе семи часов.
До начала маршрута, нужно было пройти ещё около четырёх километров.
Ниже несколько фотографий развалин небольшой электростанции, построенной здесь ещё в конце XIX века:
Текст на табличке в примерном переводе рассказывает нам о том, как в 1890 году сельсовет поселения Копиц (тогда ещё оно не было частью Пирны) за 30 000 марок приобрела эту самую землю под строительство электростанции.
В 1894 году они же построили здесь одну из первых электростанций в Саксонии с двумя турбинами на 80 и 150 л.с. Генераторы давали на выходе однофазный переменный ток 220 В / 50 Гц полной мощности 108 кВт.
По состоянию на 15 декабря 1894 года этого хватало на освещение улиц, офисов, частных домов, дворов и даже хозяйственных построек.
Световой поток от ламп накаливания превышает в 128 раз свет сечи. Керосиновые лампы быстро выходят из употребления.
В 1922 году построили ещё какую-то железобетонную трубу 1,5 диаметром (так и не понял, для чего она, но мы её видели по маршруту вдоль дороги. Огромная, вся покрытая мхом, она выглядит очень загадочно).
В 1970 году, в связи с развитием энергетики, эта электростанция вошла в общую сеть электростанций.
К сожалению, когда именно электростанция поселения Копиц была заброшена и почему доведена до такого состояния, на табличке не указано.
От мельницы мы вышли в поселение под названием Ломен (Lohmen) и, вскоре оставив его по правую руку, оказались в окружении ярко-жёлтых полей цветущего рапса (Brassica napus). Определить что это удалось чуть позже (спасибо друзьям из соц. сетей), а первые полчаса мы просто купались взором в этом океане цветовой экспрессии.
Вскоре дорога вновь свернула в лес, а потом резко пошла под откос. В овраг, к мосту через речку Везениц.
Пройдя около полутора часов мы оказались… снова в Ломене! Да-да, все эти подъемы и спуски, овраги и мост через реку, всё это только для того, чтобы полюбоваться живописными окрестностями. Ни в коем случае не жалуюсь, но намекаю на то, что при острой необходимости по дороге мы дошли бы сюда минут за пятнадцать, что в шесть раз быстрее.
От Ломена (да, теперь мы его покинули окончательно) дорога стала постепенно уходить в лес.
Подобные пассажирские суда входят в общую сеть общественного транспорта. Это значит, что купив билет (на одну или несколько поездок), вы можете потратить его на проезд в любом виде транспорта: поезд, автобус, трамвай, паром и т.п. Единственное, билеты имеют свою зону действия. Зоны достаточно обширные, но не стоит о них забывать, ведь купленный вами билет не будет действовать в другой зоне. Конечно, почти везде, вы можете приобрести разовые билеты у водителя. Мы, например, так и делали.
После небольшой передышки на смотровой площадке, мы спустились в город и, пройдя через него, двинулись дальше по маршруту. Тут то и ждало нас самое интересное: маршрут резко уходил вверх. Подъем был оборудован перилами и, местами, ступенями. Иногда он прерывался небольшими пологими площадками, но ненадолго. Наверное, мы ползли по нему больше часа. Солнце уже перевалило зенит. Ближе к вершине, уставшие и измотанные, устроили привал и жадно набросились на воду, энергетические батончики и прочий перекус. И именно тут осознали, почему официальный первый этап заканчивается в Штадт-Велене. Не смотря на кажущееся небольшим расстояние по маршруту от Велена до Хонштайна (около 13-ти километров), сейчас мы преодолели от силы метров пятьсот, если считать по горизонтали. Вертикальные подъёмы при разработке маршрута мы, конечно же, не учитывали. А точнее не придавали им особого значения. Хотя стоило.
Ноги и плечи уже намекали нам, что мы были неправы. Но назад дороги нет: в Хонштайне уже забронирован хостел. И мы должны успеть заселиться в него до 18:00 по местному времени. Тринадцать километров по горам? Чуть меньше чем за 5 часов? Вызов принят.
Не стоит забывать, что по маршруту нас ждали ещё и запланированные достопримечательности. Например, знаменитый мост Бастай (Bastei). До его окрестностей мы добрались примерно часа за два.
К сожалению, в веренице смотровых площадок и лестниц мы не сразу додумались подыскать подходящее место для хорошего ракурса этого моста. А когда додумались, было уже поздно. Время, как вы помните, поджимало.
В общей сложности мы провели в живописных окрестностях моста Бастай около часа. Поэтому не могу не поделиться ещё несколькими фотографиями, сняты с разных смотровых площадок:
От Бастая дорога пошла резко вниз, и вскоре мы ступали по практически ровной, без перепадов, местности. Хотя убитым конечностям уже казалось всё равно, что с ними вытворяют их хозяева.
Водопад работал очень хитро. Основную часть времени он еле лился, но иногда где-то выше по течению открывалась запруда, и водопад начинал лить во всю силу. Нам, к сожалению, не удалось предугадать момент, когда именно это происходит. Он то извергал бурные потоки воды несколько раз за десять минут, то целых двадцать минут тёк еле-еле.
Близость населённого пункта и небольшое расстояние до конечной точки вдохнули в нас сил. Мы подналегли на трекинговые палки и поспешили в сторону Хонштайна. До заселения ещё чуть больше часа. Должны успеть. Вон и автомобильная дорога рядом. Маршрут конечно ведёт не вдоль неё. Но, кажется, что все испытания позади, главное не замедлять ход.
Ха, как же! Первые три километра мы действительно пролетели всего за полчаса. Но, когда до пункта назначения оставалось каких-то полтора километра, на нашем пути выросла очередная достопримечательность. Обзорная площадка. Что означало подъёмы по обрывистым скалам. Ладно, через силу, но поднялись. И тут – главный сюрприз. Спуск был только обратно.
Как? Не может быть! Неужели заблудились? Но нет. Побродив по скале, нашли одну узкую и очень крутую лестницу вниз. Сомнения в правильности пути всё ещё терзали нас. Но обратно возвращаться и искать альтернативный маршрут времени уже не было. Пошли по лестнице. Почему-то она заворачивала в ту же сторону, откуда мы пришли. Сомнения нарастали. А лестница в это время стала ещё уже и нырнула прямо в скальную расщелину. Вот это да! Тоже нырнули в расщелину, продолжая спуск. Ощущения очень необычные, завораживающие. Возможно остроты добавила и ужасная усталость. В общем, пошли сюда явно не зря. Но вот время определённо играло не в нашу пользу.
И всё-таки маршрут оказался верным. Но после крутого спуска, снова следовали подъёмы. Силы постепенно покидали нас. Юля уже не могла идти. Оставив её на съедение… под присмотром её верного мужа, мы вдвоём с d.m.n6 рванули из последних сил на штурм крепости... что, я не говорил? Хонштайн – это средневековая пограничная крепость, построенная в 1200 году. В 1925-ом её перепрофилировали под молодёжный хостел. Чем она является и по сей день. И это первая крепость, в которой я когда-либо ночевал!
Найти ресепшн в крепости оказалось не очень простым занятием, но через несколько неудачных попыток я всё же сумел поймать «языка», который совсем немного, но говорил по-английски и, что важнее, указал мне верное направление. Ровно за две минуты до часа «Ч» я успел зарегистрироваться, оплатить хостел, получить ключи и осмотреть номер. За это время наши отставшие товарищи уже нагнали нас, и, как только мы собрались идти на их поиски, то встретили их во дворе крепости.
Всё разрешилось благополучно. Не смотря на то, что фактическое пройденное расстояние по трекеру составило 39,5 км. Против запланированных 27 км. А ноги мы убили настолько, что даже подумывали, а не прокатиться ли нам завтра на общественном транспорте?
Но об этом, а также о самой крепости и о продолжении наших приключений я расскажу уже в следующем отчёте.
Молодцы, что посетили те места, спасибо за рассказ, ждём продолжения:) Dmitry.