14 июля.
За три дня наш отряд, состоящий из двух человек, добирается до поселка Мульта. Поезд Пенза-Владивосток (мы ехали Самара-Новосибирск) был просто ужасен. Грязные туалеты, старые матрасы, из которых летит пыль, сломанное окно, которое подпирали столиком… В добавок ко всему, проводниками были студенты, которые, похоже, ехали в первый раз.
Поезд Новосибирск-Бийск, где мы взяли общие вагоны, оказался довольно чистым, с вежливыми проводниками и отличным сервисом. Там к нам подсели турист-нефтяник из Уренгоя и девушка алтайка.
Города Алтая поражают чистотой улиц. А вот сами алтайцы – пьют много и постоянно. Даже попутчица ехала с вином, которое постоянно подливала себе в кружку. Алтайки очень миловидны, многие, как и их принцесса Укока, покрыты татуировками.
Ночью выходим в Барнауле и ждем открытия автовокзала, расположенного неподалеку. Хорошо, что о покупке билетов мы позаботились заранее и приобрели их через Интернет. Ажиотаж в кассах был просто огромный.
Автобус, который по расписанию идет до Мульты 12 часов, разочаровал нас сразу же. Это был старый, разваливающийся автотранспорт, предназначенный для недалекого междугороднего сообщения. Очень неудобные сидения уже на третий час развили плоскожопную болезнь. Непродолжительные остановки в селах позволили рассмотреть продуктовый ассортимент местных магазинов. В основном это алкогольная продукция и аксессуары к ней, а также различные сладости, поэтому нормально поесть мы не смогли.
По графику время прибытия у рейса в 9 вечера, но автобус опоздал на 2,5 часа, и в Мульте мы оказались глубокой ночью.
Туристы, которые ехали с нами, забросились в Маральник на такси. Мы же решили при свете фонарей выйти за поселок и поставить где-нибудь палатку. Пройдя с полкилометра, мы свернули в лес, где журчал один из притоков Мульты. Наскоро приготовив еду на горелке, там же и заночевали.
Утром обнаружилось, что поляны усыпаны вкуснейшей земляникой, так что на завтрак была каша с ягодами.
Довольно легко преодолев путь в 9 километров, мы добрались до Маральника, где рассчитывали встать лагерем. Оставив приюты туристов позади, мы отправились искать места для бивака. От основной грунтовки в сторону реки шла еле заметная дорога – не нее-то мы и свернули. Этого делать не стоило, вскоре она закончилась, и пришлось продираться сквозь кусты в гору.
Отличный ночлег оказался на месте слияния рек Мульта и Михайловка. С главной дороги туда ведет конная тропа. В месте конного брода через Михайловку расположено костровище и пологое место для двух палаток.
На привале устраиваем стирку и пытаемся сварить узвар. Сказывается высота – сухофрукты не хотят вариться. Перед сном еду на всякий случай прячем отдельно в для профилактики от набега медведей.
Также с высотой становится заметно понижение температуры. С дороги виднеются ледники. Завтра продолжим путь в их сторону.
15 июля.
Засыпали под несмолкаемый шум горной реки. Ночью было довольно прохладно. Позавтракав и перелив в бутылку то, что должно было называться узваром, продолжаем путь. Сразу же дорога уходит в гору.
Преодолев перевал, в трех местах переходим вброд все ту же Михайловку. Постоянно обгоняют туристы-матрасники, которых забрасывают к озерам на автотранспорте и лошадях. Постоянно в наш адрес слышатся всяческие шуточки. Бедняги, они не понимают, что из кузова ГАЗ-66 невозможно увидеть всю ту красоту, которую видим мы. Хотя, признаюсь, пешая заброска на Мультинские озера не такая уж простая.
Второй перевал давался довольно сложно – сказывалась усталость, к тому же, начал накрапывать дождь.
Неожиданно дорога упирается в реку Мульта, которую перейти вброд очень сложно из-за ширины и стремительности потока. Однако на спуске виднелся указатель, показывающий на тропку, ведущую к броду. Возвращаемся к нему.
Переправа через Мульту представляет собой систему бревен, через ряд потоков, упасть в которые не хотелось бы. Через один из них организовываем веревочную страховку.
Уставшие, наконец прибываем на Нижнее Мультинское озеро. Здесь ряд столиков и костровищ, есть даже туалеты. Ставим палатку в одном из таких мест – станов. Плотно поужинав, сажусь писать мемуары. Ровно в 21.00 к палатке пришли какие-то непонятные люди и взяли деньги за стоянку – по 100 рублей с человека за сутки. Также предложили дрова по 100 рублей и баню за 800 рублей. Оплачиваем два дня. Никаких чеков не предоставляют.
Вид Мультинского озера стоит всех трудностей дороги. Надеюсь, что это не конец приключениям; засыпаем под дождь. Если от этого еду прятали от медведей, то здесь более наглые и коварные воришки – бурундуки.
Запас орехов прячем в самый дальний угол палатки.
16 июня.
Совершаем разведывательный поход к водопаду Шумы. Чтобы попасть на Верхнее Мультинское озеро – его нужно перейти вброд.
Между Нижним и Средним Мультинскими озерами, восточнее от Шумов расположены отличные места для палаток, и там за них платить не нужно.
Завтра переезжаем туда. Второй день подряд идет дождь, надеюсь, что погода нормализуется.
17-18 июня.
Погода стабилизируется. На Среднем Мультинском туристов гораздо меньше, рядом с озером расположен удобный песчаный пляж. У берега вода не такая холодная, поэтому удается помыть голову.
Устраиваю фотосессию Шумов.
Через два дня начнем спуск обратно.
По пути на горной пасеке планируем приобрести алтайский мед.
22 июля.
Ждем автобус в Мульте.
В местной пекарне купили свежий хлеб. Здесь мультинцы туристов не особо жалуют – хозяева приютов, расположенных в Маральнике, скупают хлеб почти весь. Также приобретаем деревенское молоко и местные сувениры.
В целом, путешествие получилось очень интересным. Цены здесь очень кусаются, поэтому продукты лучше брать с собой. Инфраструктура на озерах только начинает развиваться – именно поэтому отдых здесь довольно дикий, мало людей. Большинство туристов предпочитают жить в Маральнике и посещать озера только на экскурсиях.
Жаль, что не попали на верхнее озеро. Ниже оставляю схему брода Шумов.