Путешествовать любят многие, и у каждого есть своё понимание того, как именно следует это делать. Желание посмотреть мир, будь то соседний город, другая страна или континент, появляется практически у всех. И, если оно находит отклик в душе человека, то следующий вопрос - как воплотить эту идею. Существует ряд вариантов: от покупки тура на Кипр до поездки в лес на шашлыки с приятелями или родственниками. В качестве альтернативы для любителей более экстремального отдыха предлагаются клубы по туризму и спортивные секции. Автостоп - это, прежде всего, способ передвижения из одной точки на карте в другую, независимо от наличия билетов на поезд или самолёт, фиксированной даты отравления и возвращения. Даже если маршрут Вам известен изначально, вы легко можете его поменять и поехать куда угодно. Автостоп позволяет реализовать любые Ваши фантазии и мечты, а такая возможность делает человека свободным. Свобода, её вкус, запах - всё, что ощущает путешественник - это и есть цель, которая достигается посредством передвижения автостопом.
Сейчас автостоп является одним из видов экстремального путешествия, наравне с альпинизмом и спортивным ориентированием. Существует немало клубов автостопа, устраиваются соревнования и организуются экспедиции, участники которых пользуются именно этим способом передвижения, и... вполне успешно. Сам
же принцип возник одновременно с появлением первых транспортных средств. Ведь необходимость, или просто желание путешествовать было у человека всегда, а у дороги свои правила, и хороший попутчик здесь никогда не помешает. Этот принцип не изменялся за всё то время, пока телега превращалась в автомобиль, а дороги заливались асфальтом и расширялись. Любой, кто по случайности или из любопытства станет добираться на попутках из пункта "А" в пункт "Б", столкнётся с этим. Тут почти всё зависит от того, кто ты, чего хочешь и насколько в этом уверен, а заодно происходит проверка твоей коммуникабельности.
Для того чтобы ездить автостопом, не требуется столь серьёзной подготовки, как для многих других видов спорта. Достаточно желания ехать, понимания направления и минимальной экипировки. Основной принцип при сборах - чем меньше у голосующего на дороге человека вещей, тем охотнее его подвозят. Поэтому предпочтение отдаётся компактности и лёгкости багажа в целом и каждого предмета в частности. И, конечно, следует учитывать возможность пешей прогулки на некоторое расстояние вместе со всем скарбом.
Одежда - Чем удобнее вы себя чувствуете в том, что на вас одето, тем приятнее путешествовать. Так что, собираясь, полезно учесть климатические особенности мест, в которые вы намерены попасть и тех, куда собираетесь возвращаться. Как-то один водитель рассказал мне о том, что подвозил примерно в конце октября человека в сандалиях на босу ногу и легкой рубашечке. На вопрос: "почему попутчик одет, мягко говоря, не по сезону", ответ был прост: "из дома выходил - тепло было". Желательно, чтобы вещи соответствовали тем функциям, которые вы им предназначили. Куртка, на случай дождя, должна быть действительно непромокаемой - неожиданные сюрпризы ночью на мокрой трассе всегда очень неприятны. Материалов, которые позволят вам чувствовать себя комфортно в любых условиях, на сегодняшний день предостаточно...
На случай похолодания лучше взять с собой что-нибудь теплое, на этот случай хорошо подходят вещи из флиса. Надеюсь, Вам не надо подробно рассказывать об этом материале. "Флиски" - это всегда хорошо и уютно.
Настоятельно рекомендуется брать с собой больше носок (х/б и/или шерсть, но не синтетика) и чаще их менять. Летом, если вы захотите искупаться по пути, не помешает захватить плавки или купальник. От прямых солнечных лучей тоже стоит быть защищённым, для этого существует множество различных солнцезащитных кремов и лосьонов.
Обувь - это почти самое главное, не берите в путь непроверенных как минимум тремя днями ходьбы ботинок, ведь вам в них должно быть комфортно, даже если пойдет дождь, снег или наступит жара. Внимательно следите за состоянием обуви в дороге, останавливаясь на ночлег, вынимайте и просушивайте стельки, и Вы избавите себя от ряда неприятностей.
Рюкзак - должен вмещать в себя все собранные вами предметы, соответствовать вашей конституции и быть максимально удобным. Иначе Вы не получите удовольствия от путешествия, а будете лишь средством для переноски собственного громоздкого багажа. Не надо пользоваться станковым рюкзаком, металлическая рама которого не раз при посадке-высадке из машины напомнит о себе, ударяя по рукам или царапая чужой автомобиль. Оптимален каркасный рюкзак, спина которого, благодаря вшитой пластине, остается жёсткой или полужёсткой. Он легче станкового, держит форму, прост в укладке и, в отличие от мягкого рюкзака, центр тяжести каркасного находится ближе к спине, что удобно при ходьбе. Так как размер багажа влияет на скорость и качество передвижения, удобен рюкзак, обладающий компрессионными качествами. За счёт того, что мягкие вещи способны менять объём, можно "уменьшить" рюкзак при помощи специальных стяжек. Но при этом необходимы отделения для того, что сжатию не подлежит и карманы для мелочей. Удобно также, когда на рюкзаке есть ручка, за которую его легко можно вытащить из багажника или заднего сидения автомобиля. Хорошо если рюкзак можно поставить в ноги, сидя на переднем сидении легковушки.
Спальник - подберите такой, чтобы не мёрзнуть в нем ночью, если придется спать на улице, учитывая наличие или отсутствие у вас в багаже палатки. Существует несколько видов спальных мешков: синтепоновые и их более современные собратья - бывают разной толщины, в зависимости от количества слоёв синтепона, легко сушатся, даже в походных условиях, но довольно тяжелы и объёмны относительно остальных материалов. Пуховые - гораздо легче, компактнее, лучше сохраняют тепло, но высушить такой спальник в условиях похода крайне сложно, так что отнеситесь к выбору спальника ответственно. Вам в любом случае придется чем-то жертвовать, и довольно часто.
Палатка - хорошая, компактная и лёгкая при постановке палатка может быть весьма полезной в поездке, особенно в межсезонье, когда температура недостаточно высока для комфортной ночёвки под открытым небом. Однако, будьте осторожны. Бывают ситуации, когда Вы поставили палатку и спокойно в ней спите, в это время начинается дождь. Если дождь кратковременный - ничего страшного, но собирать палатку, понимая, что ждать перемены погоды бессмысленно, занятие не из приятных. А двигаться надо, не сидеть же на одном месте только по тому, что идёт дождь. Так или иначе, часть воды Вы захватите с собой, даже если палатка очень хорошая и вещи внутри не промокли. Нюансов много, и иногда проще останавливаться на ночь в городах, а палатку можно вообще не брать.
При поездках автостопом, полезно иметь при себе атлас или карту, фонарик, зажигалку и аптечку на всякий случай. На одежду и рюкзак нашивается отражающая лента, если, конечно, её там нет изначально. Это увеличивает ваши шансы быть замеченным в тёмное время суток и сумерки. Главное, нашив "отражалку", не делайте свой костюм похожим на форму инспектора ГАИ или дорожного рабочего - вы должны выделяться, но не пугать водителя.
Из всего перечисленного выше в зависимости от того, как долго и далеко вы собираетесь ехать, набираются нужные компоненты, остальное - на ваше усмотрение, иногда очень не хватает фотоаппарата, некоторые даже в дороге продолжают заниматься любимым рукоделием и захватят с собой вязание, кому-то будет полезен блокнот для записей.
Linum, известный конструктор одежды, психолог, путешественник.
Статья подготовлена по публикации в каталоге "Лето-2004" сети магазинов "Триал-спорт".