Стройка века – Куйбышевская ГЭС.


3508


В литературе очень часто упоминается про феномен «стройки века» - Куйбышевской ГЭС. Этот грандиозный и технически сложный проект был осуществлен в рекордно короткие сроки, а если брать в расчет и тот факт, что страна только начала залечивать раны после опустошительной Великой Отечественной войны, то масштабы строительства и вовсе поражают. Возведение данного объекта по праву считается одним из самых главных проектов страны средины XXвека.
Были и довоенные попытки использовать силу течения Волги для получения электроэнергии. Наиболее благоприятными были признаны варианты: Бахиловский, Молебный и Царево-Курганский.
В 1937 году одновременно с работами на Рыбинском и Угличском гидроузлах НКВД было поручено выполнение еще одного амбициозного проекта – строительство Куйбышевского гидроузла. По проекту, мощность данного объекта более чем вдвое превышала суммарную мощность всех электрических станций по плану ГОЭРЛО, а также была вдвое больше мощности каждой из двух крупнейших в мире гидроэлектростанций в США (Гранд-Кули – 1,9 млн. кВт и Болдер – 1,35 млн).
Только на изыскательные работы до начало 1940 года было затрачено 370 млн. рублей.
При дальнейших научных изысканиях было выбрано место в районе «Жигулевских ворот» - место между Жигулями и Сокольими горами наиболее удачно подходило для энергетического использования Волжских вод. Но во время обширных геологических исследований, на данном участке были обнаружены трещины и пустоты карстового происхождения.
В итоге было решено остановиться на использовании для строительства ГЭС района, расположенного близ города Ставрополь. И началом строительства можно считать постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров Союза ССР о строительстве Волжской ГЭС от 21.08.1950 г.
За время строительства гидроузла (1950-1957) было возведено:
- жилой площади 618 тыс. м²
- автомобильных дорог 300 км.
- железных дорог 481 км.
- земляных работ 193,9 млн. м³
- деревянной опалубки 1,9 млн. м³
- бетонных и железобетонных работ 7,7 млн. м³
В результате перекрытия Волги, уровень воды поднялся на 27-28 метров, образовалось водохранилище полной емкостью 58 млрд. м³ и площадью 6450 км². Вода разлилась вверх по Волге на 600 км до Чебоксар и по Каме до устья Вятки.
Если землю, которую вынули и уложили в насыпи в результате строительства гидроузла погрузить на железнодорожные платформы, то их цепь четыре раза могла бы опоясать земной шар по экватору.
Из количества уложенного бетона можно было бы построить сплошную стену высотой в три метра, шириной в один метр протяженностью от Москва до Баку. Если на площади в три гектара сложить пирамиду из бетона, израсходованного для сооружения гидроузла, то высота ее будет превышать 600 метров.
Из железа, применяемого для армирования бетона, можно изготовить рельсы для железной дороги от Санкт-Петербурга до Самары.
Из металла, применяемого для плотинных и шлюзных щитов, можно было бы проложить двухколейное полотно железной дороги от Самары до Москвы.
Строительство Куйбышевской гидроэлектростанции характеризуется феноменальной производительностью труда. Например, средняя выработка за смену на рабочего составляла более 60 м³ земельных работ. Для сравнения, этот показатель в 2,5 раз выше показателя при строительстве Цимлянского гидроузла Волгодонстроя, в 7 раз выше показателя при строительстве канала имени Москвы.
В связи с обширной зоной затопления, было затоплено и перенесено на новое место:
Республика Марий Эл. Всего 5 населенных пунктов (все - частично).
Республика Татарстан. Всего 149 населенных пунктов (88 полностью, 61 частично).
Ульяновская область. 87 населенных пунктов (57 полностью, 30 частично), не считая 3 села в составе Володарского района города Ульяновска.
Самарская область. Всего 55 населенных пунктов (38 полностью, 17 частично).
В 1951 году население Ставрополя составляло 11,8 тысячи человек.
На нужды стройки работало 130 научных институтов, 600 заводов различных отраслей промышленности. Каждый день на стройку поступало более двух тысяч вагонов материалов и оборудования.
Данное гидросооружение было призвано обеспечить:
- снабжение дешевой электроэнергией промышленных предприятий Москвы, Куйбышева, Саратова;
- использование дешевой электроэнергии для орошения земель Поволжья;
- оздание судоходных транзитных глубин на реке Волге от Чебоксар до Астрахани не менее 3, 2 метра и создание дополнительного магистрального и железнодорожного перехода через реку Волгу.

Михаил Крюков



Михаил Крюков
Автор: 11
19:21, 27-10-2013

Комментариев ещё нет, стань первым!


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.