Как удержать звуки музыки? Как сохранить навсегда игру гениальных исполнителей? Можно ли вообще отделить музыку от музыканта? Над решением этих вопросов веками трудились многие пытливые умы, так что способы записи и воспроизведения звуков появились задолго до появления пластинок, магнитной ленты и CD.
Любопытно, что первые устройства записи и воспроизведения звука были схожи с механизмами музыкальных шкатулок. И в тех, и в других использовался валик (цилиндр), а затем и диск, который, вращаясь, делал возможным звуковое воспроизведение. Однако началось все даже не с музыкальных шкатулок, а с европейских колокольных перезвонов. Здесь, а именно во фландрском городе Мелехен, с XIV века научились отливать хроматически настроенные колокола. Собранные вместе, они соединялись с помощью проволочной трансмиссии с клавиатурой наподобие органной, и такая музыкальная конструкция называлась карильон. Кстати, по-французски Мелехен звучит как Малин - вот откуда пошло выражение "малиновый звон".
Человеческая мысль не стояла на месте, и очень скоро карильоны стали оборудовать уже упоминавшимися цилиндрами, на поверхности которых в определенном порядке располагались штифты. Эти штифты цепляли либо молоточки, которые били по колоколам, либо - языки колоколов.
В конце XVIII века валик с выступами стал применяться в более миниатюрных устройствах - музыкальных шкатулках, где вместо колоколов использовались хроматически настроенные гребни с металлическими пластинами. В XIX веке центром по производству музыкальных шкатулок с часовым механизмом стала Швейцария. А в 1870 году один немецкий изобретатель и вовсе решил использовать вместо валика диск, положив начало широкой популярности шкатулок со сменными дисками.
В нашем краеведческом музее хранится два музыкальных ящика. Один из которых – «Stella», произведенный в конце ХIХ века в Швейцарии, – экспонируется в экспозиции «Ставрополь провинциальный».
Однако самые различные механические музыкальные механизмы (шкатулки, табакерки, часы, оркестрионы и т.п.) не дали человечеству главного – возможности воспроизводить человеческий голос. За эту задачу во второй половине XIX века взялись лучшие умы Старого и Нового света.
Коллекция "Филофония" - http://tltmuseum.ru/-mainmenu-27/114--lr.html
Шандор Н.В., зав.сектора учета отдела фондов ТКМ