С другой стороны, если выбран курс на деградацию, так тому и быть. (М.Солодилов)
Когда-нибудь появится Черная Книга Ставрополя-Тольятти, где рядом с равнодушными к нашему городу … окажутся имена нас, отмолчавшихся. Стыдно за ГОРОД. (Л.Пахута)
Так мало ставропольской истории, губим и это (о доме Субботина). (Н.Маслова)
Судя по хаосу застройки в городской среде, город не озабочен поиском смысла. (И.Бурая)
Дайте фотоаппарат! Пилят ясень пенсильванский! (М.Иванова)
Мало, кто знает, что Ставрополь одно время имел статус села. Сейчас про Тольятти часто говорят «деревня», или «наша деревня». Село от деревни отличается наличием церкви, на лобном месте. Социокультурным языком это отличие – в наличии смысла, который, по Фреге, не сводится к миру человеческих представлений и предметному миру, а принадлежит «третьему царству». В доиндустриальной эпохе, откуда родом наш Ставрополь, смыслом называли Бога, и все движение человека по жизни было осуществлением этого личного диалога – с Ним, заканчивающегося Встречей. Культура, система образования, визуальные доминанты городской/сельской среды выстраивались, исходя из этого над-личного (всеобщего) смысла. Человек жил с Богом, в природе, в системе естественных отношений, в иерархии значений, без экологических потрясений. Пил воду из ручья… И на войне убивал брата, как Каин Авеля, глядя в глаза.
В индустриальной эпохе (где свершились перенос Ставрополя и два других рождения нашего города, в связи с великими индустриальными стройками века) на месте смысла (Бога), стоит человек и его Идеология. В Советском Союзе она была одна на всех. Это время культа героев – войны, труда. Это конвейерно-поточная планировка Автограда – вершины советского градостроительного и архитектурного искусства. Это Дворцы пионеров, Дворцы культуры и техники, Дворцы спорта с прорастающими в пять этажей мозаиками ведущих советских художников страны. Все лучшее, простроенное, выверенное, спроектированное, выстраданное - для воспитания человека. Это другие корни – корни индустриального Тольятти, оторванные от корней Ставрополя. Два корня у нашего города – как два корня Древа жизни на деревянной резьбе домов 19-20 вв, которые еще сегодня можно встретить в Тольятти и окрестных селах, а также на дачных эклектических домиках горожан, пытающихся продраться сквозь корни предшествующих поколений предков к Нему - смыслу. (бабка поет колыбельную, а колыбельная, знаете, какие корни имеет?)
В постиндустриальной эпохе, откуда родом наш современный Тольятти, визуальные доминанты городской среды смазаны. Здесь главенствуют молы, рекламные тексты, строительные компании, предлагающие купить жилье быстро и выгодно, кредитные ларьки и арт-индустрия, которая призывает туристов разместиться в этом убогом хаосе вольготно, на диванах. Манипуляция общественным сознанием (уже давно ставшим массовым) скрыта под технологиями эмоционального заражения, рассогласования психики в силу множества интерпретаций (утерей факта из-за равнозначности ему массы авторских интерпретаций (ЖЖ, ВК, ФБ), в перепроизводстве услуг, личных смыслов, товаров, в культе я-удовольствия, я-власти, я-победителя (в потреблении самого себя, воспроизведенного во многих). Поиск врагов для нивелирования нарастающего чувства тревоги и неудовлетворенности запускает механизм его нахождения, механизм вражды. Обретения себя-победителя, но все еще неудовлетвор
енного. И многим легче напиться или уйти в работу (в личную миссию или миссию организации), чтоб нечаянно не завалить друга, используя новейшие механизмы - брендирования, социальные коммуникации, трендирования и другие PR-механизмы общественных манипуляций.
фото В. Кондратьева
На место смысла в постиндустриальном (информационном) обществе вместо идеологии приходит информация. Для манипуляции. Кем? Стандартизированной массой, которая пользуется механизмами «односторонней коммуникации» (потребляет сообщение харизматика – героя, антигероя или мистика («эксперта», «нашего парня», «другого»), или же пользуется механизмами «двусторонней коммуникации» (образованная публика, выслушивая противные аргументы двух манипуляторов, самостоятельно принимающая решение). А решение-то принято уже, на законодательном уровне. Курс в мире на глобализацию, для которой унификация – инструмент. С корнями тут не протиснуться. Потому смотрим через гайку на диваны, в рамках программы продвижения обзорного кольцевого туристического маршрута по городу. Ровно как Татищев. Предок. Поработитель. Завоеватель. Отец-основатель. Историк. Казнокрад. Покойтесь с миром, предки.
Любовь Черняева,
зав.сектором проектной деятельности Тольяттинского краеведческого музея, куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере» (памяти, сохранения, интерпретации)
(8482)485563