Почему мы остаемся в Тольятти, -размышляли горожане вместе с краеведческим музеем


1316


Почему мы остаемся в Тольятти, -размышляли горожане вместе с краеведческим музеем, или как сохраниться в «Городе Будущего»

27 мая Тольяттинский краеведческий музей провел творческую мастерскую для тольяттинцев на тему личного восприятия образа города и смысла участия в его судьбе – пассивного (потребительского) или активного (преобразующего).

 

Такт первый: «Старый город»

Для погружения в прошлые эпохи города аудитории демонстрировались слайды из архивов музея. Первый образ – «старый город» - доиндустриальный (аграрный) Ставрополь, гармонично вписанный в естественный природный ландшафт, расположенный на Воложке (притоке Волги), у Жигулевских гор. Дома горожан, преимущественно, из природного материала – дерева, резьба наличников с изображением «хлябей небесных», «древа жизни», «первого и второго неба» (солнце ходит по первому). Просыпаясь с пением петухов и с солнцем, житель города встает ногами на землю. Образ жизни горожанина связан с жизнью природы – природным циклом. Он живет в естественных ритмах, свет в его доме присутствует благодаря живому огню.  Единственная выраженная вертикаль городской застройки – церковь. В каждой избе есть красный угол, а это место хозяина – «наместника бога» для своей семьи. И уклад этот длится веками, передается из поколения в поколение, усваивается как образ жизни и миропонимание новыми поколениями жителей «старого города». «Старый город» - это метафора, относящаяся не обязательно к Ставрополю (многие тольяттинцы приехали из других «старых» городов и сел). Важно, что опыт этот есть в семейной истории каждого тольяттинца, многие поколения его предков не знали электричества и всемерной власти – Машины.

Такт второй: «Новый город»

В.И.Ленин заявил: «Электричество заменит крестьянину Бога. Пусть крестьянин молится электричеству; он будет больше чувствовать силу центральной власти – вместо неба». Рисунок домовой деревянной резьбы с приходом советской власти стилизуется – вместо «древа жизни» появляется пятиконечная звезда, волнистые линии остаются, как почти стертый след памяти о предшествующих поколениях. На Волге проектируется каскад ГЭС. Человек больше не «творение бога», он – «царь природы». С помощью Машины он изменяет вековое течение рек, ему ничего не стоит перенести город на новое место. Вместо «дома»-родового гнезда в «новом городе» ему  обещано комфортное благоустроенное «жилье» (с водопроводом, канализацией и электричеством) и «работа» (преимущественно, на Производстве или в связи с ним). В «города будущего» едут «люди будущего» – комсомольцы, разорвавшие связь с землей предков ради идей «светлого будущего». В города вместо дерева приходит «большой бетон» - искусственный материал для возведения Производства и - жилья. Горожанин, просыпаясь, больше не встает на землю. Его ноги сначала соприкасаются с линолеумом, потом - с асфальтом, потом - с педалью авто или резиной «общественного транспорта». Человек привыкает двигаться вместе с потоком, соответствовать ему, заручиться его поддержкой. Спроектированная модель «нового города» СССР формирует «нового человека» (механизма для обеспечения Производства) - человека-операции, человека-функции, узко специализированного. «Новый город» - город будущего - формирует  новый образ жизни горожанина: «работа-жилье-отдых», включенные как зоны в конвейерно-поточную планировку города. Вертикали города (смысловые доминанты среды): общежитие (ныне «Вега»), Дворцы (инструменты воспитания «человека будущего») и - памятники вождям и героям войны и труда, устремленные строго вверх, достающие руками (и макушками) до самого неба.

Такт третий: Каков «старый» и «новый» город лично для меня?

На этом этапе участникам мастерской предлагалось сформулировать личный запрос в связи с городом – «старым», «новым» - и теперешним:

Артур: «Для меня Тольятти сегодня («новый город») - несущийся. Кто-то в группе сказал, что Тольятти – целеустремленный, я бы примерил для себя эту характеристику. В ней есть цель, и я могу быть к ней причастен. Для меня сегодня стоит вопрос – что нужно сделать, чтобы город «притормозил», как привнести в город теплоту, чтобы люди ее чувствовали, как потребительский подход жителей к городу подправить на ответственный. «Старый город» для меня теплый, солнечный. И сейчас я тоже вижу солнце за окном.»

Айдар: «Для меня актуален вопрос «быстрого старта» для города. Я участвую в разработке стратегии развития Тольятти до 2030 года и думаю, что, хотя в городе и «ночь», он может стартануть – у него есть потенциал науки (ТГУ), разных корпораций. Причем, быстрый старт в «новом городе» (будущего) возможен для всех – спорта, бизнеса, ВАЗа.»

Екатерина: «Мои родители приехали в «новый город», я родилась здесь и хочу прочувствовать город – «старый», в котором никогда не была, и «новый». Старый город для меня душевный, теплый, в нем есть свобода (в пространстве, и в душе). Новый город весь поделен на ячейки – для семьи, для природы, для работы, такие рамки в рамках, но в нем есть сирень.»

Марина: «Новый город для меня сейчас город мертвых героев (названия улиц). Я помню, как я приехала в город в 70-х и была очарована им – просторные улицы, солнце. Я хочу оживить в себе это восприятие города – не потерять этот образ (хотя понимаю, что сейчас ландшафт безвозвратно изменился почти весь), или найти в городе новый образ, похожий по чувствам на тот.»

Инна: «Я не верю в будущее города, несколько лет назад я перерубила пуповину с ним. Я на перепутье – с одной стороны, здесь мои друзья, с которыми мне хорошо и любимая работа, которую я, наконец, нашла; с другой стороны, мне кажется, я могла бы уехать. Ключевая характеристика нового города – «в темпе», у него такой ускоренный ритм.»

Жанна: «Я подыскиваю жилье, хочется первый этаж в пятиэтажке, поближе к земле. Это возможно в «новом городе» тоже.»

Лена: «Я живу в городе, но пока его не полюбила, не присвоила. Хотела бы определиться с этим.»

Такт третий: Моя личная стратегия в судьбе города –  его настоящем, будущем /интерпретация творческих продуктов участников (рисунков и пластических этюдов) /

Ключевым вопросом на этом этапе для участников группы стал следующий: что первично – среда или человек (среда формирует человека или наоборот). Городской ландшафт и его устройство (градостроительный и архитектурный проект города), по определению, воздействует на человека, он меняет его образ жизни, а значит, формирует привычки, установки. Но может ли человек не поддаться воздействию среды - вот вопрос (противостоять  привычке и требованию «умирать на работе»; не отчаиваться при потере работы; не смиряться с жизнью в подвешенном состоянии на верхнем этаже типового жилья, если тянет к земле; не превращаться в механизм ради формальных показателей эффективности, от которых зависит зарплата; не угашать творческое усилие рождения теплоты в месте своей жизни – для самосохранения).  

Такт четвертый: Воспоминание «короля» Артура

Артур: «Одна иностранка, которая приехала в Тольятти из Таиланда, рассказывала мне, как ей нравится город. Она ни за что не хочет вернуться в Таиланд. Ей нравятся бабушки у подъездов, люди, деревья в городе.»

Такт пятый: Измененный человек мечтает вернуться

Катя: «Я хочу душевности, для меня «старый город» открыл это. Мне нравится живое общение, когда «ты мне-я тебе» не по обязанности и схеме привычного взаимодействия, а по зову души, когда теплота взаимно перетекает. В «новом городе» мне не нравится демонстративность, схематизация, подмена живого общения, она незаметно проникает в людей, становится безопасной привычкой, подменяя нас и наши отношения. Мне хочется научиться выражать душевность из опыта «старого города».

Такт шестой. Рисунок «короля» Артура

Артур: «Вот на моем рисунке деревянный мостик из «старого города». Когда шагаешь с бревна на бревно, чувствуешь теплоту дерева – шаг, еще шаг». Это про возможность шагов, когда ты шаг за шагом рождаешь в городе пространство теплоты («Волга Квест», экспедиция на северный полюс, возвращение домой с рожденным изнутри резервуаром тепла, новый проект). Это личный способ рождения теплоты в городе, который несся и вдруг притормозил, устремившись.

Следующая мастерская для тольяттинцев – жителей вечного «города будущего» состоится в краеведческом музее 10 июня, в 18 часов. Она использует фотодокумент музея, личный образ города и его метафору для прояснения собственной стратегии в отношении Будущего - определяя в нем личную цель.



Николай Максимкин
Автор: 12
21:27, 29-05-2015

Комментариев ещё нет, стань первым!


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.