Первый методический семинар актуального краеведения. Итоги


1734


Итоги первого методического семинара актуального краеведения с вовлечением редких книг Ставрополя-Тольятти 19-20 вв

27 ноября Тольяттинский краеведческий музей и кафедра документоведения ИАИ РГГУ провели первый методический семинар актуального краеведения с вовлечением редких книг Ставрополя-Тольятти 19-20 вв. Событие состоялось в рамках проекта ТКМ «Редкий книжный десант» при поддержке фонда Михаила Прохорова. В семинаре приняли участие свыше 30 педагогов школ города, а также специалисты сектора краеведческой литературы «Библиотеки Автограда» и (сюрприз для организаторов!) представители «Центра кластерных технологий» Тольятти.

Краеведческий музей представил структуру Открытой электронной библиотеки на своем сайте (в настоящее время в библиотеке уже размещено около 60 редких книг Ставрополя-Тольятти, доступных не только для ознакомления, но и для копирования; всего в течение двух месяцев здесь будет представлено 150 источников). Кроме редких книг, в каждом тематическом разделе библиотеки публикуется периодика (газеты и журналы эпохи), редкие фото повседневности города, исторические справки из научного архива музея (для быстрой ориентации в той или иной теме), сведения о конкретных людях - горожанах, в т.ч. неизвестных, внесших вклад в развитие города в разные исторические периоды. Также  уже сейчас на сайте музея доступна разработка кафедры социокультурного сервиса ПВГУС «Локальные смыслы Ставрополя-Тольятти», где представляются малоизвестные и неизвестные факты из истории нашего города, со ссылками на конкретные источники из библиотеки редких книг музея.

Концепция открытой электронной библиотеки «Ставрополь-Тольятти: два города-два мира» исходит из представления о городе как ценностной модели эпохи (дореволюционной и советской). Библиотека представлена тремя тематическими разделами, в логике: ценности города (ценности эпохи) – установки – поведение (организация жизни города):

 I. Ценности «старого» и «нового» города: религия и советская идеология как основание двух разных картин мира  (дореволюционный Ставрополь представлен книгами  религиозного содержания, азбуками церковно-приходских шко; советский Ставрополь представлен книгами центрального издательства «Безбожник» по организации комплексных антирелигиозных кампаний  в школах, клубах, колхозах, школами ликвидации безграмотности книгами  агитаторов по насаждению новой религии (атеизма), с одновременной пропагандой нового советского мира и нового советского человека (идеологическая литература, в т.ч. по организации борьбы с инакомыслящими, «партийными чисткам»; литература о ведущей роли партии в советском строительстве, в т.ч. на великих индустриальных стройках 20 века (ГЭС, ВАЗ);

II. «Старый» и «новый» город как отражение ценностной модели эпохи (дореволюционный город представляют культурные герои - ставропольское духовенство, дворяне, купцы, врачи, учителя, действующие в разных секторах жизни города; советский город представлен, преимущественно, «героями» (революций, войн, труда), «строителями светлого Будущего» в различных отраслях – образовании, культуре, медицине, спорте, строительстве, природопользовании и пр.);

III. «Старый» и «новый» город как две специфические концепции города – доиндустиальной и индустриальной эпох (дух города, образ города, концепция градостроительных проектов «старого» и «нового» города, образ жизни горожанина в связи с концепцией города).

Второй составляющей семинара стала презентация конкретного методического инструментария для системы образования, разработанного кафедрой документоведения ИАИ РГГУ для работы с редкой книгой Ставрополя-Тольятти, представленной в Открытой электронной библиотеки музея. Это образовательная программа для школьников по актуальному краеведению на основе редких книг «Ставрополь-Тольятти: два города-два мира» (программа прошла рецензирование и апробацию в Школе № 93, победила в городском конкурсе программ дополнительного образования, в настоящее время представляется на региональном конкурсе). Специфика программы в том, что она базируется на культуре повседневности и так называемой «срединной культуре», в которой снимается напряжение оппозиционных ценностей эпохи, для которой актуальны понятия человечности, «дома» как нулевой точки системы координат мира, помогающей в нем сориентироваться. Кроме редких книг педагоги и школьники, вовлеченные в программу, работают с семейными историями и семейными архивами (предлагается методика структурирования, сбора и обработки семейного архива, методика сбора устной истории у членов семьи). Результаты программы – социокультурные и научные исследования, проекты школьников и студентов - представляются на городских и региональных конкурсах, в частности, «Редкая книга в истории и культуре Самарского края», «Документ в современном мире» с тематической секцией «Ставрополь-Тольятти: два города-два мира». Программа предлагается в формате методического пособия, рабочей тетради, электронных приложений для педагогов – преподавателей истории и обществознания, краеведения, методистов структурных подразделений, руководителей школьных музеев. В методическом пособии даются сценарии занятий, лабораторий, творческих мастерских, модели архивной и проектной школ, акцентируются конкретные источники Открытой электронной библиотеки Ставрополя-Тольятти, необходимые для раскрытия той или иной темы программы.

Анкетирование, проводимое на семинаре, позволило организаторам сделать несколько «открытий» из жизни современной тольяттинской школы. Оказывается, в городе до сих пор есть «школьные следопыты по краеведению». Учителя видят очень разные «эффекты» в связи с внедрением программы в свою практику:  от получения конкретной методической помощи в организации уроков и курсов (по краеведению, локальной истории, обществознании), для участия в «конкурсах региональной истории», «мероприятиях в связи с 280-летием Ставрополя-Тольятти», до посильного личного вклада в решение проблем «ускользающей идентичности города и горожанина», «пустеющего города мигрирующей молодежи и обесцениваемого прошлого», «нарушения связи нескольких поколений горожан».

Программа видится учителям актуальной также по нескольким разным причинам: «молодежь ничего не знает об истории города на таком глубоком уровне», «в условиях глобализации стираются границы народов, культур, общество характеризуется однотипностью», а также просто потому, что «сегодня возрос интерес к локальной истории и истории повседневности». А ведь мы, пожалуй, в тренде. Ну да.  

Открытая электронная библиотека редких книг Ставрополя - Тольятти (версия в работе) и «Локальные смыслы территории» здесь: http://tltmuseum.ru/biblioteka-redkix-knig.html

Приложение: Анализ анкетирования участников семинара.

Любовь Черняева, куратор проекта «Редкий книжный десант»



Николай Максимкин
Автор: 12
19:19, 30-11-2015

Комментариев ещё нет, стань первым!


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.