Открытие «Тольятти – города советского модернизма», его личностных и социальных последствий, ресурсов развития


1912


[b]10 июня в [/b]Тольяттинском краеведческом музее произошло укоренение тольяттинцев, жителей  «города будущего». Укоренение происходило в рамках проекта музея «Культурная картография» через установление эмоциональной связи с предком – советским и досоветским, жителем «старого» и «нового» города, с опорой на исторические документы из фондов музея и семейную историю участников «укоренения».

Событие проходило в двух форматах: выездном заседании комиссии по развитию туризма при Общественном совете Думы Тольятти на базе музея и на последующем мастер-классе для горожан. В событии приняли участие представители туриндустрии, СМИ, мэрии (комитета по делам молодежи), музейного и театрального сообщества, ОАО "АВТОВАЗ"ВАЗа, сообщества молодых мам города.

Проект «Культурная картография» открывает специфичное лицо Тольятти – «города советского модернизма» и актуализирует его как мировой бренд и ресурс личностного развития тольяттинца, в условиях неопределенности будущего и угрозы утраты прошлого (советского и досоветского) -  прежде всего, как личностно значимой ценности. Проект разрабатывается при участии представителей Союза архитекторов России, СГАСУ, Приволжского РСТ, Управления по делам архивов мэрии Тольятти, Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков Тольятти.

Бренд «Тольятти – город советского модернизма» сегодня является брендом мирового уровня и чрезвычайно привлекателен для внешнего туриста и - интуриста, который хочет видеть, понимать и чувствовать великий и грандиозный социальный и эстетический эксперимент 20 века под названием «СССР».  Наш город – памятник СССР. Причем, представлен он в комплексе:

- градостроительный проект,
- архитектура советского модернизма (в исторической динамике от сталинского неоклассицизма до авангарда Автограда),
- монументальное искусство (культ «героев» - войны и труда на всех улицах и перекрестках, в парках и на детских площадках, в школах и детских садах, в книжках и на афишках),
- монументально-декоративное искусство под открытым небом  (грандиозные мозаики, выполненные выдающимися мастерами страны),
- и – менталитет тольяттинцев, жителей города-эксперимента, «города Будущего».

И это обнаружение самобытного лица города  – то, что только предстоит «открыть» тольяттинцу, через экспертов (архитекторов, музейщиков, экспертов-интуристов), туриндустрию и - через личное погружение в поле смыслов города, его прошлое и настоящее, в связи с собственной судьбой и судьбой ближайших предков, членов семьи.

«Культурная картография» - это проект ментальной карты города, поле актуальных смыслов его образа, происходящих из специфики происхождения («новый город» СССР, город советского модернизма – грандиозный социальный/градостроительный эксперимент советской индустриальной эпохи). При этом, в проекте акцентируются вопросы: если есть «новый город», то каков был «старый», где он, какова их принципиальная разница и назначение? Проект открывает город как грандиозный социальный и градостроительный/архитектурный эксперимент СССР  и обнаруживает связь ландшафта (градостроительного проекта, архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства) с образом жизни и картиной мира, менталитетом местного жителя («жителя Города Будущего»), который выражается в его специфичных поведенческих стратегиях, поступках, передается «по наследству» внутри семьи и целых сообществ. «Новый город» программирует «нового человека», и эти программы действуют в нас по закону происхождения на уровне стратегий, но могут быть осознаны и обнаружены более древние – «старого города», из опыта «досоветского предка». Культурные продукты проекта: новые турмаршруты, новая сувенирная линейка, передвижная фотовыставка «Советский модернизм в Тольятти: тактильная архитектура» по результатам экпедиций- открытий советского архитектурного наследия и - новая образовательная программа по укоренению жителей «Города Будущего», в первую очередь, молодежи и взрослых.

Мастер-класс по «укоренению» тольяттинца в рамках проекта «Культурная картография» был третьим, заявки принимаются, программа осуществляется на базе музея и в выездном формате. Справки по тел. (8482)485563,




Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


(Любовь Черняева).

Любовь Черняева, куратор проекта «Культурная картография», зав.сектором проектной деятельности Тольяттинского краеведческого музея, психолог, арт-терапевт, член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти

 
 
 

  Отзывы участников мастер-класса по укоренению тольяттинца, жителя «города будущего», 10 мая 2015 г.:

«На мастер-классе я испытала удивительно теплые чувства по отношению к городу, в котором я живу, который я очень любила, но который меня все чаще сейчас разочаровывает. Оказалось, что я не только по-прежнему люблю свой город. Я еще и увидела в нем ресурс, который может стать для меня источником силы. Когда ты живешь в своем городе и любишь его, на своем месте – это и есть ресурс.» (Татьяна Ткаченко, зам.директора по развитию Тольяттинского краеведческого музея)
 
«Что я получила? Такое точное, практическое – даже не ответ, а понимание, как действовать. Когда ты в «стратегии созидания», нет задачи нападать, доказывать, отстаивать. Если ты в «стратегии отстаивания» («героики», «героя»), то тогда «стратегия созидания» - внутренней сосредоточенности, чувство Пути, которое открывается через нее - пропадает; ускользает ощущение присутствия, жизни, ты в постоянном ожидании удара и готовности отразить его. Ты – в обороне. Твои действия, поступки и стратегии краткосрочны, молниеносны, часто сменяемы и могут быть диаметрально противоположны по существу. Возникает – демонстрация, задача демонстрации «парада возможностей», ты как бы доказываешь, что имеешь право на существование. А когда созидаешь – живешь. И связи живые – и внутри, и вовне. Это душевность «старого города», она противостоит технологичности «нового города» - это живет в наших стратегиях. Я сегодня открыла душевность старого города в своей профессии и в своей жизни как насущную задачу Ларисы Носухиной – это «концентрация на созидании», а не «демонстрации парада возможностей». В городе можно созидать пространство душевности, поддерживать ее в детях. Это и есть – открытие моего места в городе, для меня сегодня. Это и есть то, за чем я приходила.» (Лариса Носухина, режиссер детского театра на «Голосова, 20»)
 
«Спасибо за необычный мастер-класс. Очень интересна связь себя и города. Оказалось возможным прочувствовать свою жизнь через причастность к жизни города, в котором живу. Открытие для меня случилось в самом начале мастерской, на вводной видео-лекции об архитектурном ландшафте города. Я осознала, что подспудно искала ответ на вопрос о связи моей судьбы с особенностью Тольятти, поняла, что неслучайно я оказалась тут, на мастер-классе. То, что происходит в моей душе в последнее время, является отражением происходящего в городе. Развитие, которое всегда присутствовало в жизни города и  моей жизни тоже – остановилось. Душа ищет выход из этой ситуации, что и отразилось в моем рисунке «Старый город», который стал для меня внутренним местом уединения. Я назвала этот рисунок «Раздумье». Мастер-класс был вчера, а сегодня я поймала себя на мысли, что я иначе смотрю на высотные дома, окружающие меня, утром по дороге на работу. Оторванность от корней, конвейер бесконечности наших будней – вот причина неясного беспокойства и поиска счастья. Вчера на мастер-классе я встретилась глазами со своим «счастьем» – моими родными, мимо которых спешу каждый день. Спасибо Вам.» (Зюзина Наталья, инженер-технолог ОАО "АВТОВАЗ")
 
«Для меня «новый город» - «барский», даже «псевдобарский». Ты как бы псевдобарин, в псевдопетербургских хоромах, с паркетом. «Старый город» - это «кладбище под водой». Интересно, что когда я его нарисовала, то увидела, что кресты на дне Жигулевского моря – это антенны. Члены группы назвали мой рисунок «Связь есть». Когда в пластическом этюде я работала с образом воды, волны (творчества, проявленности), то сначала моя волна была схематичной – я показывала аудитории, какую большую волну я могу гнать! «Псевдобарин» в действии. В этой стратегии нет устойчивости, ты не можешь взять энергию волны, стать волной, попросту быть. А потом я попробовала действовать из чувства, не пытаясь завоевать все пространство сцены, а только вступить в диалог с волной – в той ее части, которая находится в непосредственной близости от меня. Это стратегия «старого города» - быть хозяином в своем дому. Хозяйкой, волной. Возникло ощущение спокойной волны.»  (Яна Галета, мама  двухгодовалого малыша Родиона)
«Я работаю в мэрии, в Комитете по делам молодежи, занимаюсь молодежными проектами. Долгое время был куратором проекта «Сообщество молодых ученых», история, наука – вторая сфера моей деятельности, кроме молодежной политики. Сейчас я работаю над проектами и образами привлекательного для молодежи Будущего нашего города. На мастер-классе меня удивило, что прошлое может рассматриваться как ресурс будущего. Мастер-класс по "укоренению" тольяттинца-жителя "Города Будущего" для меня реально оказался неожиданным в плане нестандартности... Сочетание мини-лекции, арт- и телесной терапии дали много поводов задуматься над тем, как окружающее нас пространство влияет на наши ментальные стратегии (и не только нас лично, но и наших предков, что потом передаётся и нам). Понимание такой взаимосвязи очень отрезвляет и помогает найти новые ресурсы в прошлом, в истории - для создания нового светлого будущего! Спасибо ведущему и участникам семинара!» (Игорь Власенко, куратор социокультурных и образовательных проектов для молодежи)



Николай Максимкин
Автор: 12
19:19, 11-06-2015

Комментариев ещё нет, стань первым!


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.