Невыдуманная история: средневековая зимовка


9860


Российские ученые решили окунуться в древние времена. Они задумали провести сутки в неком подобии полуземлянки, построенной по образцу жилищ IV-VII веков нашей эры. Быт предков исследователи постарались восстановить до мелочей. Единственный источник света и тепла - очаг. В качестве холодильника - яма в земле, кровать - лежанка на полу. Питаются ученые тоже соответственно - варят кашу из размолотых зерен проса и перловки. Помогает приблизиться к древней реальности и одежда - кожаные сапоги, рубахи и шерстяные плащи. Вот как описывает свои приключения Леонид Вязов в своем фотоотчете:

Рис. 1.

Минувший четверг был проведён абсолютно необычайным даже для меня образом. Возле села Новая Беденьга, что находится в 25 километрах от Ульяновска, мы пожили в самом настоящем средневековом жилище. Точнее в его реконструкции. Мой однокурсник Лёня Вязов, ныне являющийся по совместительству кандидатом исторических наук и доцентом Тольяттинского госуниверситета, предложил мне поучаствовать в этом необычном эксперименте, и я не смог отказаться от столь заманчивого предложения...

Возле Новой Беденьги сейчас растёт Археопарк. Его уникальность заключается в том, что постройки сооружаемые там являются реконструкциями конкретных раскопанных археологами жилищ. Более того, они создаются только из тех материалов, которые были доступны в раннем средневековье. Этим Археопарк выгодно отличается от многочисленных реконструкторских объектов, которых немало появилось в Поволжье в последнее время. В Новой Беденьге экспериментальная археология и раскопки совмещаются с развлекательной и познавательной частью. Что особо интересно, реализуется этот проект на частные инвестиции. И это не может не вызывать уважения.

Рис. 2. В селе Новая Беденьга ныне живёт около 600 человек. В советское время в этом татарском селе действовал зверосовхоз, где разводили норок. После распада СССР он закрылся, имущество было разворовано. Короче говоря, обычная история.

Рис. 3. Эта фотография иллюстрирует нынешнее состояние дел в Беденьге. Но благодаря появлению объектов туристической инфраструктуры в селе снова стали появляться рабочие места.

Рис. 4. В здании бывшего детского сада открылся центр ремёсел. Здесь делают и продают украшения из местной туристической фишки - симбирцита. Это местный кальцит, который получается из окаменевших раковин. Этого добра полно по соседству - в Ундорском госзаказнике.

Рис. 5. Вот по таким чертежам местное население, задействованное в производстве, ваяет украшения.

Рис. 6. Вещи получаются очень симпатичные. В Ульяновске действует целый сувенирный магазин, в котором продаются поделки из симбирцита.

Рис. 7. Кроме того, здесь же действует гончарная мастерская.

Рис. 8. В здании скоро должен открыться археологический и этнографический музей. Хранение археологических коллекций частниками запрещено. Поэтому выставка артефактов будет постоянно обновляться за счёт свежих находок работающей здесь экспедиции, а затем они будут передаваться на хранение в музеи.

Рис. 9. За селом находится гостиничный комплекс "Венеды". По сути дела, это круглогодичная турбаза, состоящая из десятка срубовых домов.

Рис. 10. А чуть дальше строится Археопарк. Слева то самое жилище, которое мы обживали, а справа - припорошенный гончарный горн.

Рис. 11. Рядом сейчас возводится второй большой объект - двухкамерное жилище именьковской культуры. Реконструкция делается по образцу конкретного жилища, раскопанного неподалёку на другой стороне Волги - возле Старой Майны.

Рис. 12. Жилище же, которое мы обживали, сделано по образу подобию именьковской жилой постройки, раскопанной на Самарской Луке возле Шелехмети в 1995 году.

Рис. 13. По археологической классификации это полуземлянка. Постройка заглублена в землю примерно на полметра.

Рис. 14. Что придаёт всему особый колорит, возле реконструкции жилища находится лесопосадка, в которой ежегодно ведутся археологические раскопки. Их результаты показали, что на этом самом месте в VI-VII веках нашей эры жили самые настоящие именьковцы, реконструкцию жилища которых мы и пытались обжить.

Споров вокруг именьковской археологической культуры было немало, и они продолжаются до сих пор. Наша учительница Галина Ивановна Матвеева считала именьковцев первыми славянами или праславянами, пришедшими на территорию Поволжья. Я не специалист в средневековой археологии и мне остаётся только придерживаться точки зрения моей учительницы, которая была действительно заметной величиной в российской археологии.

Рис. 15. Сейчас на территории селища раскопано около полутора тысяч квадратных метров. На старых раскопах скоро будут установлены вот такие информационные щиты. Считаю, что это отличнейшая идея.

Но перейдём, собственно, к реконструкции...

Собственно говоря, крыша - это самое сложное в реконструкции. Поскольку объекты, находившиеся на уровне земли легко восстановить по итогам археологических раскопок, то как выглядела надземная часть конструкции - большой вопрос. Например, прототип этой постройки с Самарской Луки погиб в пожаре. Такие сложности и прибавляют ценности нашим экспериментам. Потому как вообразить как могло выглядеть раскопанное жилище и нарисовать его на бумаге или в компьютере - это одно. А вот проверить на собственной шкуре можно ли жить в представленном объекте - это совершенно другое.

Рис. 16. В одном из углов находился небольшой загончик. Скорее всего, там держали детёнышей домашних животных.

Рис. 17. Стены жилища построены из брёвен, а щели промазаны глиной. Какой была на самом деле дверь можно только фантазировать. Поэтому пока сделали такую незатейливую конструкцию.

Рис. 18. Перед входом находится небольшой предбанник с плетёными стенами.

Рис. 19. Снаружи это выглядит так.

Рис. 20. В ходе наших средневековых приключений мы мерили температуру на улице и внутри помещения на разных уровнях.

Рис. 21. Не нужно долго гадать, чтобы понять, что основной сложностью в нашем эксперименте был обогрев жилища. Точнее как его прогреть было совершенно понятно. Например, можно было разогреть в костре камни, которые бы ещё долго хранили тепло. Но сложность в том, что в этом жилище в очаге никаких камней обнаружено не было. Да и вообще камни в именьковских очагах - редкость. Соответственно, для чистоты эксперимента нужно было кочегарить.

Рис. 22. В начале эксперимента с нами была съёмочная группа "Первого канала".

Рис. 23. Благодаря их свету получилось много фотографий. Как не трудно догадаться, вообще в жилище очень темно. Окон у него нет. Единственный источник света - дымовое отверстие.

Основной сложностью был не прогрев жилища, а борьба с дымом. Наибольшие проблемы вызывало отсутствие какой-либо конструкции для его вытяжки, кроме окошечка в крыше. Можно было, конечно, придумать какую-нибудь трубу для этого, но археологически она не была зафиксирована, значит это был бы уже мухлёж.

Рис. 24. К нашему великому несчастью доступны нам были в основном сырые сосновые дрова. Одно дело - это запах новогодних ёлок, а совсем другое - костёр из сосны в жилище, которое топится по-чёрному.

Рис. 25. Гораздо меньше дыма от веток, но их у нас было крайне ограниченное количество.

Вторая проблема - это тяга. Как только костёр немного затухал, накапливалось неимоверное количество дыма. Тяга создавалась за счёт того, что мы держали дверь в жилище чуть приоткрытой.

Рис. 26. Примерно за полтора часа нам удалось прогреть жилище до приемлемого уровня температуры. Хотя на улице похолодало до - 13.

Рис. 27. На уровне палатьев температура была +9. Примерно в 2 метрах от пола было уже +24. Если учесть, что ситуация осложнялась сильно промёрзшим земляным полом жилища, с которым именьковцам сталкиваться не приходилось, так как зимой они топили жилище постоянно, то это очень хорошие показатели.

Рис. 28. Время обитания решили скоротать за кашеварством. Мололи на жернове пшёнку с перловкой. То есть пшеницу и ячмень, которые выращивали именьковцы. Судя по научным данным, эти два злака выращивались вперемешку на одних и тех же полях.

Рис. 29. К несчастью сосуд, который сделала гончар из соседней Ишеевки, оказался не очень качественным и треснул во время кипячения воды. Пришлось кашу отменить.

Рис. 30. Когда время ушло заполночь, мы поняли, что топить дальше нет никакой возможности. Дымоход со своей задачей в таких объёмах справляться не может. Решено было не класть жизни на алтарь науки и перестать топить.

Рис. 31. Экспериментаторы по итогам выглядели чумазо, красноглазо и диковато.

Рис. 32. Весь следующий день я подобно нечисти не мог смотреть на солнечный свет без солнечных очков. Пах же я примерно как учёный Джордано Бруно в последние минуты жизни.

Рис. 33. Так прокоптился дымоотвод за 7 с лишним часов обогрева жилища.

Таким оразом, нам удалось понять, что в нынешнем виде жилище не пригодно для зимовки. Но уже появились мысли каким образом можно усовершенствовать дымоотвод, не погрешив против исторической правды. Благодаря таким маленьким шагам мы получим множество важных научных знаний. Именьковцы не умели очень многое, что умеем мы. Но и мы, в свою очередь, пока не умеем многое из того, что для древнего человека было абсолютной нормой. Скоро жилище будет усовершенствовано, и эксперимент будет повторён. Скорее всего, постройка, которая отапливается по-чёрному при любых "доводках" не будет лишена запаха дыма, а её обитатели всё равно будут иметь характерный аромат. Но потихоньку жилище можно будет довести до того состояния, в котором жить в нём будет довольно комфортно.

Что интересно, наибольшее количество находок, сделанных при раскопках прототипа этого жилища, было сосредоточено возле одной стены у двери. Мы также большую часть времени провели в этой самой точке не потому что знали об этом, а потому как именно там было оптимальное сочетание тепла и задымлённости.

Скоро на территории Археопарка продолжаться интересные эксперименты. Например, в апреле здесь планируется вспахать поле по именьковской технологии. Именно племена именьковской культуры были первыми землепашцами на территории Волго-Камья. Так что, будет интересно чем закончатся штудии в области средневековой агрономии. Я непременно буду следить за развитием событий.

Кроме того, в августе этого года в Новой Беденьге состоится очень интересное событие, которое рекомендую посетить всех кому интересна история Поволжья. Все подробности про фестиваль "Волжский путь" можно узнать в группе "В контакте".

Краткое резюме по эксперименту от его инициатора Леонида Вязова:
"Итак, первый эксперимент с жилищем завершился... Во-первых, мы не пытались никому доказать, что мы неимоверно круты и можем есть на завтрак мерзлый кустарник в течение месяца. Мы стремились выяснить особенности эксплуатации конкретной реконструированной постройки в реальных условиях, проверить правильность ее конструкции. Во-вторых, мы не "изобретали велосипед": реконструированных построек VI в. н.э. с центральным столбом и четырехскатной крышей до сих пор не было, а мы тестировали именно этот, а не какой-то абстрактный тип жилища. В-третьих, принципиальное отличие проведенного мероприятия от ливинг-хистори походов и т.п. состоит в применяемом научном подходе: наличии конкретных познавательных задач, фиксируемости и повторяемости отдельных этапов эксперимента, наличии дневниковых записей. С нашей точки зрения, именно соединение научного подхода с богатым практическим опытом ливинг-хистори движения может обогатить науку и придать высокий смысл реконструкции - сделать ее большим, чем просто хобби."


СкиФ
Автор: 19
08:03, 21-02-2012

Комментарии9 комментариев 


Дракон
Дракон9
21 февраля 2012 г. в 11:37
25 от Ульяновска, можно поставить на заметку для посещения.

СкиФ
СкиФ19
21 февраля 2012 г. в 11:44
Тем более что там все свои )
Меня, кстати, заинтересовал фестиваль "Волжский путь", правда подробно с ним еще не успел ознакомиться

Maria
Maria5
21 февраля 2012 г. в 15:40
Кто автор фотоотчета?

СкиФ
СкиФ19
21 февраля 2012 г. в 15:50
Написано же )

Вот как описывает свои приключения Леонид Вязов в своем фотоотчете

kompas
kompas3
24 февраля 2012 г. в 18:15
Кстати о добре из Ундоровского заповедника. По закону его собирать нельзя. Как нам объяснила работник Палеонтологического музея всякую находку необходимо сдавать (куда не помню).
Правда по секрету она подсказала, что мелкие находки можно по-тихому унести в кармане. Главное, чтобы ни кто не видел.

СкиФ
СкиФ19
24 февраля 2012 г. в 18:20
kompas:
Кстати о добре из Ундоровского заповедника. По закону его собирать нельзя.

Странно, это же не ископаемое, а уже просто камень, минерал. Археологической ценности никакой не должен представлять. Вот окаменелости - другое дело. Их в музей надо нести по хорошему )


kompas
kompas3
24 февраля 2012 г. в 18:33
У нас речь шла о пирите. А пирит и симбирцит находятся в древних раковинах. Для Палеонтологического музея представляет ценность (из них они делают сувениры на продажу).

Джалиль
Джалиль
5 сентября 2012 г. в 11:21
Меня заинтересовало сообщение о лопнувшем на огне горшке. Причина может быть в технологии изготовления. Именьковцы делали лепную керамику с добавлением шамота. Это придавало сосуду стойкость при перепадах температуры. Мы делали по такой технологии горшок, и он до сих пор цел, несмотря на многократные приготовления в нем еды. Горшки же из чистой глины, которой пользуются современные гончары, могут применяться только в печах без контакта с открытым огнем. При контакте с пламенем такие горшки часто трескаются.

СкиФ
СкиФ19
5 сентября 2012 г. в 11:40
А как в те времена получали шамот? Сейчас вроде для его производства используется токсичная фенольная смола.

Вообще, хотелось бы посмотреть на реконструкцию технологии изготовления керамики тех времен. Можно тоже статью с фотографиями, и совсем необязательно такую большую как эта, был бы признателен )


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.