Кереметь Вяза. Зимовье


4464


«Замок исчез. Сейчас все тихо и спокойно, но на горе ничего нет. Я не знаю, что произошло. И не понимаю, как это произошло. Вот и все».

Роджер Желязны. Бессмертный замок

На юге Самарской Луки у подножья горы Ошпандо-Нерь раскинулась старинная мокшанская деревня Шелехметь. Первая информация о деревне зафиксирована в документах 1639 года, но это официально. Когда же на самом деле основана Шелехметь, мы, вероятно, никогда не узнаем - сведения о её первых жителях уходят в глубь веков. Современная Шелехметь, как вся Самарская лука, живет своей особой жизнью. И эта жизнь полна мифов, легенд и мистических историй. Не даром до революции в Шелехметь к местным ворожеям наведывались страждущие со всей Самарской луки. Аборигены рассказывают прелюбопытные вещи: о колдунах и не чистой силе, о том как по ночам над вершинами гор Львова и Ошпандо Нерь видны яркие всполохи, а в Холодный овраг, что расположен за Ошпандо, иногда залетают светящиеся шары.

Одна из парадных шелехметских достопримечательностей-остатки древнего городища на вершине горы Ошпандо-нерь. В сухих отчётах археологических экспедиций, сообщается об укреплённом городище, которое возвели представители, так называемой именьковской культуры, проживавших в Среднем Поволжье в V или VII веках нашей эры. Укрепления на вершине Ошпандо по праву считаются одной из археологических жемчужин Самарского края, описанных в десятках книг и статей. Казалось бы, что нового можно добавить к написанному? А оказывается можно. Как говорится: «Хорошо спрятано то, что лежит на видном месте».

И так. Оказывается, администрация Самарского городка знала о существовании в Шелехметских горах зимовья, в котором хранилась ни много ни мало «государева казна». Осенью 1586 года царские послы направили царю Фёдору Иоанновичу письмо:

«Посланы государь мы в ногаи замерзли суды наши в розни, а зазимовали …мы и ногайские послы с нами вместе как снеслися с судов в зиму ниже Самарского города 20 верст в Шилехмитских горах… Князь Григорей государь велел нам быт в город с твоею государеву казну на себе перенесли в город, а мы государь и ногайские послы свою рухлядь носим ко городу, да ногайским же послам князь Григорей дал рухлядь возить двадцать стрельцов да всех улусов многие татарве из зимовья нейдут в город а князь Григорей государь послал к татарам в зимовье сына боярсково да двадцать человек стрельцов да десять человек литвы для бережения…»

Классик самарского краеведения Е. Гурьянов предположил, «что суда царских и ногайских послов «замерзли» не в случайном месте, а у «зимовья», располагавшегося в 20 верстах по Волге ниже Самарского городка. По нынешним ориентирам, это несколько западнее поселка Гранный, где ныне база летнего отдыха трудящихся Новокуйбышевска». И до сих пор, вслед за Гурьяновым, непонятной причине, это зимовье размещают на левом берегу Волги в так называемом Самарском урочище.

«Здесь в укромном, хорошо защищенном месте останавливались купеческие и посольские караваны, прятались казачьи ватаги, строили временные укрепления ватаги воинских людей то и дело посылаемых летом на Волгу. В 60-80-х годах XVI века в Самарском урочище устроили постоянное зимовье поселение с пристанью и небольшой охраной для зимовки судов, не успевших подняться до Казани или Тетюшей — основных тогда пристаней на Средней Волге». (Дубман Э.Л. «Сказание о первых самарцах», стр. 9)

В марте 1587 года, 425 лет тому назад, в присутсвии ногайских послов на площади только постронной Самарской крепости повесили пять человек: атаманов Матвея Мещеряка, Матюху Пиздёныша и трех неизвестных «литвинов». Повесили за дело, так как перед казнью «...на пытке казаки сознались, что посылали весть на Волгу, на Увек и на Яик к атаманам и к их товарищам, а велели бытии всем на Олексеев день человека божия или на Благовещев день. А не будут на те сроки ино как вода располица. Да воеводу и всех людей побитии и жечь и пришед в Шелехмецкие горы и нас побить и казна твоя государева взять».

Так где же находилось легендарное «зимовье»?

Вы удивитесь, но ключ к разгадке одной из тайн самарского краеведения находится в правильном переводе топонима Ошпандо нерь. Дело в том, что «ошпандо» (мокшане говорят ошпанда) дословно переводится как «крепость», а «нерь» имеет несколько значений, в том числе «речной мыс». Ошпандо нерь - крепость на речном мысу. Поняли в чем дело? Нет? Объясню.

Как отмечалось выше, деревня Шелехметь известна с 1639 года, а согласно официальным данным, жизнь на вершине Ошпандо прекратилась в V или VII веках нашей эры, следовательно на момент постройки поселения у подножья горы, ни о какой крепости речи быть не могло. Житель Шелехмети первой четверти XVII века мог видеть на вершине горы примерно тоже, что и современный исследователь: поросшие лесом валы, возможно чуть менее «оплывшие». Либо на протяжении почти 1300 лет у подножья Ошпандо сущестовало некое поселение, обитатели которого по неизвестной причине из поколения в поколение передавали знание об укреплении на вершине горы, либо в XVII веке, или несколько раньше, жители Шелехмети наблюдали на Ошпандо, «там, где старинная крепость мордовская», действующее фортификационное сооружение. Не знаю как вы, я первый вариант отметаю как заведомо нереальный. Остается второй вариант, имеющий, кстати, серьезные доказательства в источниках XIX века.

В середине 19 века на Ошпандо поднялся известный симбирский археолог Капитон Иванович Невоструев. «Следуя путем легенд», любитель древностей, в сопровождении проводника из Шелехмети детально изучил остатки укрепления, записал байки бытовавшие среди аборигенов. Всю совокупность полученной информации, Капион Иванович изложил в книге «О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств».

«Предание о строителях крепости и прежних ея обитателях различно. Одни говорят, что крепость устроена Татарами в давния времена; другие утверждают, что Ермак стоял в этой крепости и подтверждают это в 15 верстах от Шелехмети находящеюся деревнею Ермковкою и в 10 от нея Кольцовкой, так названными по имени Ермака и его товарища. Что касается до нас: то по сообщенным от него известиям мы полагаем, что это городище было древнее, Татарское, но впоследствии занято было Русскими казаками, охранявшими край или разбойничавшими, и состояло под каким нибудь заводом или кузницами. Потому вместе с огромными камнями и с древними вещами Татарскаго употребления здесь встречаются и ружья и признаки доменных печей и кузнечнаго производства».

В 1900 году археолог Владимир Николаевич Поливанов в сборнике «Археологическая карта Симбирской губернии» так же оставил в высшей степени любопытные сведения о Ошпандо-нерь:

«...Также находили оружие и части вещей, составляющих наездническiе доспехи - ружья, пистолеты, железныя стрелы, кинжалы, стремена, арчаки в медной оправе. Кроме того, находили монеты медныя и серебряныя. В овраге попадаются остатки доменных печей и кузнечных горнов с множеством шлака; также черепки от горшков и кости человеческiя и конскiя в могилах. В одной из ям, вырытых кладоискателями по склону горы и на верху ея, добыто ружье большого калибра».

Что же получается? Из отрывочных летописных свидетельств, записей, оставленных первыми исследователями Ошпандо и легенд жителей Шелехмети мы знаем, что где-то в Шелехметских горах зимовали купеческие, посольские караваны, хранилась государева казна, останавливались у пристани корабли. На всем участке Шелехметких гор археологами обнаружено несколько весьма крупных городищ, но вся совокупность информации указывает на Ошпандо-Нерь (считаю, что на самом деле, название крепости в последствии спроецированное на гору) вероятно, еще в XVI веке действовавшего по прямому назначению – охрана, защита торгового Волжского пути, крупная международная ярмарка, зимовье для кораблей и корабельной команды. Легенда о якобы стоявшем лагерем в крепости на Ошпандо-Нерь казаке Ермаке, косвенно подтверждает мою версию. Ибо Ермак - Ярмак по-эрзянски переводится просто, «деньги». Со временем факт хранения денег, рассказанный по-эрзянски, в устной трансформации превратился в «древнюю легенду». «Казак Ермак» это «казнань ярмакт», что означает ни много ни мало – «государевы деньги».

Можно конечно на данные факты и дальше не обращать внимания, вероятно у историков на сей счет имеются веские причины...Но тогда останутся без объяснения вопросы: Почему в народной памяти сохранились топоним «Крепость на речном мысу», информация о причальном кольце (надеюсь, этим летом кольцо, таки, найдем) и пристани у Холодного оврага? Почему еще в 19 веке на вершине Ошпандо находили в изрядном количестве огнестрельное оружие? И какие-такие Шелехметские горы находятся на левом берегу Волги? В известной краеведческой литературе ответов на поставленные вопросы я не нашел

Твердыня исчезла. На горе ничего нет – все тихо и спокойно. Мы не знаем точно, что произошло...Кем и когда уничтожена крепость на речном мысу? Но год за годом, столетие за столетием Великий Бог Времени – Инешкипаз стерает следы пребывания на Ошпандо подданых Солнечной Богини-Анге, которая дневным и ночным дозором облетает свои владения.

ПС. На форуме samara-ru.livejournal.com случилось бурное обсуждение с археологом Лифановым http://samara-ru.livejournal.com/6409216.html#comments



Олег Ракшин
Автор: 7
11:05, 24-03-2012

Комментарии1 комментарий 


СкиФ
СкиФ19
24 марта 2012 г. в 14:02
Николай Лифанов вполне адекватно все объяснил.
Нет - улик, нет - "преступления" )

На одних словесных показаниях ничто не удержится, нужно что-то более вещественное. Нашему "царю" тоже вон много "с низу" чего рассказывают, и в письменной форме и с печатями. По документам "казна оприходована", здание построено, а по факту - его нет и не было никогда.

А по общему впечатлению от статьи - соглашусь с ded_besed'ом :)


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.