Где в Тольятти «Радость труда», или почему она – не она


2636


Но Духа - не угашайте.

Леонид Пахута.

По замыслу проектировщиков Автозаводского района Тольятти, мозаики должны были стать своеобразной выставкой под открытым небом, «одушевляющим» элементом городского ландшафта. В советской градостроительной практике мозаики появились как художественная реакция на Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившего начало функциональной типовой архитектуре. Декоративно-монументальное искусство – мозаики, скульптурные композиции, выполнявшиеся известными художниками (как правило, членами Союза художников СССР) – в этих условиях мыслились как единое стилистическое целое с архитектурой и характером городской застройки. Они становились смысловыми, обращенными к человеку («для человека»), доминантами среды, часто проектировались как  неотъемлемые  элементы зданий (специалисты здесь говорят о «синтезе искусств» в градостроительной практике советского периода).

Советское искусство, со своей тягой к монументальности форм (символизирующей незыблемость строя), впитало и традиции древнего русского искусства, иконописи, народного искусства. Потому, идеологическая составляющая (фиксирующая важность будней, акцент «труда для людей») не является единственным сообщением монументально-декоративных произведений советского периода. Характер формы, цветовых сочетаний, включение этнических, народных, элементов, отсылает зрителя к доиндустриальной, внеидеологической практике существования человека, опыту предка, его мировоззрению, в котором есть не только природа, отец, мать, но и божественное произволение всего существующего и рождаемого в мир.

В Автограде, по плану застройки (документ прилагается),  мозаичные полотна  от набережной Автозаводского района, как бы выйдя по склону «из воды», должны были протянуться через одну из главных артерий города – улицу Революционную. До сих пор они «живы»:  мозаики Дворца спорта «Волгарь» (произрастающие, как дерево, из внутреннего интерьера здания на внешнюю поверхность стены), стела «Радость труда», мозаики «Сатурна» (выполнены академиком Академии художеств А. Васнецовым, автором скульптурных композиций «История транспорта»). Мозаичные полотна «уходят» и вглубь города: например, уникальные мозаики Эльконина в музыкальной школе №4, в интерьере и школьном дворике, поражающие сочностью красочного строя, ожившей историей музыки, которая (может, благодаря и им) стала сбывшимся мифом Тольятти. Вспомним и  мозаики «Волжских зорей» Праски Витти, впитавшие чувашские национальные мотивы (народа, издревле населявшего Поволжье).

Мозаики включены в тело города, в «несущие стены» городского ландшафта, в замысел и идейное поле пространства, они являются соединительной тканью древней традиции, народного мироощущения, советского прошлого и представлены в настоящем - соседствуя с рекламой, пластиком, архитектурным и пространственным хаосом современности.  И, при остановке, целенаправленном взгляде (прохожего) – вполне доступны. Как книги, которые вдруг хочется взять в руки в эпоху постиндустриализма, гиперинформатизации и обесценивания творческого высказывания - через помещение его на конвейер клонированного «сообщения-Я», морально устаревающего, в силу происхождения, уже через десять минут после порождения. И это могло бы быть и с мозаиками, если бы они не были «сообщением-СТОП», сообщением «вне времени». Если бы они не были искусством.

Смальта потрясает многообразием природных оттенков, сверкает на солнце, меняет глубину тона и характер цветовых отношений - в зависимости от положения светила на небосклоне - времени суток, времени года. По замыслу проектировщиков Автограда, поднявшись от воды по склону набережной, мозаики непременно должны были сочетаться с водой и в городе. Именно потому на Революционной и спроектирован каскад фонтанов. Некоторые до сих пор «живы».

Монументально-мозаичная стела-панно  «Радость труда» - первая мозаика, которая встречает путника по дороге с Волги, на входе в город. Находится она у южного входа Дворца спорта «Волгарь». Это 530 квадратных метров яркой живописи из кусочков смальты (параллелепипед, длиной сто(!) метров, высотой - три). Памятник собран и отлит в Москве. Автор – художник-монументалист Юрий Константинович Королев (1929-1992гг) - после Великой отечественной войны закончил  ИЖСА (сейчас Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина), народный художник СССР (1985г), член-корреспондент Академии художеств СССР (1983г), директор Государственной Третьяковской галереи, вплоть до смерти (1983-1992гг).

Памятник называют «Золотым брусом», в силу его высокой себестоимости – смальту везли с разных уголков Советского Союза. В интервью художников-исполнителей мозаики, данного газете «Волжский автостроитель» в 1980 году, узнаем, что смальту  специально выплавляли в разных городах страны – Ростове, Лисичанске, Костино -  в связи со спецификой изготовления  и способностью смальты по-разному отражать прямые и косые световые лучи. Одного только черного цвета – четыре разных оттенка. В панно использована смальта более ста оттенков. Всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты.

По сведениям Леонида Пахуты, установка стелы осуществлялась при участии ВАЗа и тольяттинского горисполкома. Документы об истории создания объекта в Тольятти не сохранились – памятник оформлялся через бухгалтерию ВАЗа (а многие его архивы утрачены при неоднократных реорганизациях предприятия). На 2000 год было утрачено около 25% смальты. Сегодня на прилегающей территории идет застройка – памятник находится за забором.

Тольяттинский искусствовед Александра Антонова, работая с московскими архивами, обнаружила, что стела создавалась четыре года, с 1977-1981гг и первоначальное ее название не «Радость труда», а «55-летие СССР». В Тольятти сооружена в честь  присвоения в 1972 году ВАЗу почетного имени «50-летия СССР». Казалось бы, какая разница – то ли радостно трудиться, то ли подвести итог полувековой истории великого советского государства мира… Оказывается, разница существенна. Стела – не песнь советской идеологии, не пафос героики советского воина и воина-труженика (хоть формально – все это есть «в тексте» изображений). Она – размышление художника, прожившего жизнь в советском государстве, подводящего итог своего личного творческого пути, связанного с историей страны, с внутренними запросами человека на счастье и, что важнее счастья, смысл – жизни.

В творческом пути Королева было три периода: «песнь советской идеологии», «поиск корней» (связь с культурой предка, его мироощущением, с природой, миром как целым в замысле Творца) и снова как бы «песнь советской идеологии», но связанной с мироощущением предка, в живой связи с ней, не в отрыве. В воссоединенной (личным опытом художника) связи. Создание стелы пришлось на третий период.

У депутатов тольяттинской Думы родилась идея собрать народные деньги и средства других «спонсоров» на реставрацию «Золотого сруба». Заниматься сбором будет поручено Тольяттинскому краеведческому и художественному музеям. Пахута рекомендовал, в этой связи,  обратиться через Думу на ВАЗ, но там грядет вторая волна сокращений. Потому, пособираем, сколько сможем. А вдруг стела, и правда (как мечталось тем немногим, кому посчастливилось за минувший год проникнуть через секретный лаз - дырку в заборе-  и открыть для себя (и горожан) «Радость труда»), станет объектом туристического показа. И все фонтаны Революционной заработают, и «Сатурн» со своей мозаикой останется (в Тольятти) как уникальный памятник советского синтеза искусств, созданный выдающимися зодчими и выдающимися художниками-монументалистами нашей страны. И все это «заработает» как стилистически целое  на главной (первой»!) артерии города – улице РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ - в ландшафте очищенного от пластика, наружной рекламы, хаоса застройки Тольятти. И будет у нас в городском ландшафте - смысловая доминанта идеи цельности, материализованное в формах городской среды наследство предка, пусть и жившего в Советском Союзе, но и заставшем бабку в деревне и теплое парное молоко, и запах скошенного сена, и чистоту реки, и звенящую прохладу росы под стопой, и музыку открытого природного ландшафта, в котором петух встречает Небесное Светило, а все собаки знают – кто свой, а кто чужой. То есть имеют главное – различение.

Почему-то вспомнилось, как вчера на награждении экологов в мэрии представитель Министерства сказал, что мы на грани экологической катастрофы, и ныне живущие люди могут стать свидетелями мутаций, которые начнутся в эко-системах. Что вода у нас не та, и воздух, и с лесом беда, и мусор на планете. А в зале – педагоги доп.образования, просветители музеев, библиотек, работники ЖЭКа. Может, и правда, просвещение – главное. Если – мухи, в городе.

Любовь Черняева,

зав.сектором проектной деятельности ТКМ, куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере» (памяти, сохранения, интерпретации)



Николай Максимкин
Автор: 12
20:15, 06-06-2014

Комментариев ещё нет, стань первым!


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.