27 февраля в музее прошла дискуссия по проблеме сохранения «культурного наследия г.о. Тольятти» (памятников города) и, собственно, памяти трех поколений горожан в связи с минувшей исторической эпохой. На дискуссию пришли 32 человека – представители ПВГУСа, ВУиТ, ЦИТО (Центр информационных технологий образования), Центра поддержки и реализации проектов «Молодежные Инициативы», школ города. Из журналистов были Федор Быстров, Равиль Иткулов и Елена Супонькина.
Дискуссия началась вопросом – кто в Тольятти занимается сохранением памятников города? Мнения были разные: люди говорили про специальную комиссию при Думе, музей «Наследие», мэрию. Федор Быстров предложил, чтоб темой занималась общественная организация – то есть активные люди города, обеспокоенные сохранением истории и специфики нашего города, дважды рожденном в СССР. Пока тема сохранения культурного наследия и роли граждан и администрации будет определяться, решили заняться конкретными вопросами участия в проекте «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере» (памяти, сохранения, интерпретации) Тольяттинского краеведческого музея и, быть может, внести лепту в дело.
Анализ памятников города и мест их расположения на карте (всего на территории г.о. Тольятти 161 памятник: монументов и скульптурных композиций, архитектурных объектов и памятных досок) показал, что на сегодняшний день идеологические памятники советского прошлого занимают практически все узловые, центральные места города, так называемые «общественные зоны». Герои (войны, или труда) есть не только в парках, скверах, на площадях, но и на территории школ, а мемориальные доски погибшим в Чечне ребятам присутствуют не только на фасаде зданий, но и во внутреннем пространстве школы. Патриотическое воспитание в школе сегодня «военное» («военно-патриотическое воспитание»). Ограничивание «любви к Родине» воинским долгом ведет к отрыву от отечественной культуры, в которой кроме «войны» есть «мир» - Лихачев, Окуджава, Ахматова, русская литература и русская философская мысль вообще. Воспроизводство героических идеологических символов прошлого, без связи с широким контекстом отечественной культуры, без связи с изменившимся миром способствует потере связи с реальностью.
Памятники города, как выяснилось на дискуссии, есть не только знаковые доминанты среды, «якоря», но связаны со всем городским ландшафтом – названием улиц, характером прилегающей архитектуры и городской планировки (административных зданий «Системы» и жилых типовых домов и кварталов). И в этом неразрывном целом за какое-то десятилетие «выросли» моллы и торговые центры, которые своей архитектурной формой не имеют в виду историческую специфику территории и характер исторической застройки.
Далее было выделено смысловое поле памятников города. Получился следующий перечень: «Павшие герои войны» (ВОВ, Афган, Чечня), «Герои труда/ великие строители индустриальной эпохи» (в основном, начальники), «Прометей» (как образ отдавшего свободу полубога в обмен на обожествление человека), «Жертвы системы» (репрессии, Чернобыль), «Советская архитектура» (Суд, Магазин, Дом, Школа с памятником Герою). Среди идей подвига, скорби, труда особняком стоит уникальное наследие Ставрополя и внеидеологические образы, занимающие ничтожно малую в количественном соотношении долю в общем списке объектов Наследия Города. Это: поэтические художественные образы (скульптурные композиции «Танец», «Сон», «Бег», «На берегу», «Транспорт»), памятники, относящиеся к природе, биологии и экологии (сконцентрированные в лесу, у Института экологии Волжского Бассейна РАН), ставропольская деревянная архитектура (19-нач 20вв) в черте советского индустриального города и – Церковь середины 19 века (святой великомученицы Варвары (в Федоровке).
По сути, полной доступной для общественности информации о памятниках города на сегодняшний день нет. Потому обзор памятников, произведенный на дискуссии, был сюрпризом для собравшихся - наличие многих объектов вызвало удивление. Сам формат дискуссии на встрече был затруднен в силу дефицита информированности большей части собравшихся по теме, с одной стороны, и личным интересом к теме, с другой.
2/3 собравшихся на дискуссию являются участниками акций проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере». Акций будет две. В течение ближайших трех недель волонтеры будут встречать горожан у памятников города и вместе размышлять над значением и назначением этих объектов в городском ландшафте «вчера» и «сегодня». Три поколения горожан – целевая аудитория проекта. Фотографии памятников, размышление от их лица, наблюдение за процессами жизни – таково содержание первой акции «Один день из жизни памятника». Теперь в ней участвуют 9 организованных молодежных групп в и несколько частных лиц (среди них урбанист). Маршруты участники выбирают сами – музей предоставляет полную информацию по любым 5 объектам города из перечня памятников. Вторая акция «Я и памятник» - в семейных фотоальбомах горожан будут разыскиваться фотографии людей и событий у памятников города в динамике 5-10-20-50 и 100 последних лет.
Общественное исследование памятников и памятных мест города (на научной базе музея, личных и семейных архивов горожан) покажет, что и где мы запамятовали. После «восстановления памяти» трех поколений горожан и получения среза общественного мнения о назначении памятников в современном ландшафте города можно будет решать – можно ли красить Ленина серебрянкой в принципе. На следующей дискуссии мы это и обсудим, а также поговорим про «общественные зоны», так нужные для сохранения связи с предшествующими поколениями, с одной стороны, и для свободного общения и встреч людей под открытым небом мира, с другой.
Любовь Черняева, куратор проекта,
Открытая группа проекта ВК: https://vk.com/club67079739
2014 г.