20 июля 1966 года было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве нового автомобильного завода и города автомобилестроителей. Эта дата вошла в отечественную историю в качестве дня рождения АВТОВАЗа и г. Тольятти.
Как это было…
В марте 1964 года в Париже на международной автомобильной ярмарке демонстрировался автомобиль «ФИАТ», а в мае того же года уже был подписан договор с итальянцами о строительстве автомобильного завода в России. Наш город был выбран не случайно: здесь была крупная строительная организация, богатые энергетические ресурсы, хорошо развитая машиностроительная промышленность.
Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя.
12 августа 1966 г. комиссия Минавтопрома посетила и утвердила площадку для строительства автозавода близ деревни Русская Борковка Ставропольского района.
Первые колышки в будущую стройплощадку автогиганта были забиты самарскими геодезистами 25 августа 1966 года, а в сентябре на стройплощадку вывели свою технику механизаторы Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.
Тема строительства в Тольятти автомобильного гиганта стала излюбленной в средствах массовой информации; многие захотели трудиться на этой стройке. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо. Главное – у молодых людей были явные перспективы реализовать себя. Строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной стройкой.
За рекордно короткие сроки была построена первая очередь завода. Журнал «За рулем» объявил конкурс на лучшее название автомобиля «ВАЗ-2101». Всего было представлено 54 838 названий, среди них – Искра, Комсомолец, Ленинец, Ласточка, Юбилейный, Спутник, Совитала и Росита, Жигули.
19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101». 7 сентября 1970 года автомобилю было официально присвоено название «Жигули» и уже в октябре первые составы с машинами были отправлены в Москву. Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.
21 декабря 1973 года был выпущен миллионный автомобиль, и в этот же день Государственная комиссия приняла весь комплекс Волжского автозавода.