Грушинский фестиваль. Третий год на родном месте


5784


Наверное, нет надобности описывать, что такое Грушинский фестиваль, кому он посвящён, и кто является его организатором. Равно как и рассказывать, почему в 2007-м году фестиваль стал проводиться не на Мастрюковских озёрах, а на Фёдоровских лугах, недалеко от разъезда "Пискалы", в 13 км к западу. С 2010 года я езжу на фестиваль не как зритель, а как участник его Экологической службы, которая занимается сохранением чистоты фестивальной Поляны - лугов, водоёмов, воздуха, и конечно, Горы, где проходит Большой концерт фестиваля. В 2013-м году на Фёдоровских лугах прошёл юбилейный, 40-й фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Так получилось, что вернуться туда в 2014-м ему было не суждено. Министр культуры России Владимир Мединский в 2013-м посетил инкогнито Грушинский и "платформенный" фестивали, и ему пришла в голову идея... объединить их, провести "единый" Грушинский на Мастрюковских озёрах! Губернатор Самарской области Николай Меркушкин поддержал эту идею, хотя фестивалю объединяться было не с кем, он был всегда единым, а расколоть его все эти годы пытались именно самозванцы, захватившие Поляну на Мастрюковских озёрах - родное место фестиваля. Областная администрация, предоставившая средства на проведение 41-го фестиваля, поставила условие: фестиваль проходит на Мастрюках, или вообще нигде не проходит! За Грушинским клубом осталась художественная и музыкальная часть мероприятия, а за арендаторами Поляны, жигулёвской фирмой "Мета" - техническая сторона: энерго- и водоснабжение, вывоз мусора. Согласно этим условиям, задачи для Экологической службы фестиваля упрощались. Я вновь принял участие в её работе. Так получилось, что сразу мне не удалось рассказать о прошедшем фестивале, но, может, это и к лучшему - на многие вещи можно взглянуть теперь через призму времени и впечатлений от ещё одного фестиваля, 42-го.
41-й Грушинский - единый, но не объединённый, праздник песни, прошёл с 3 по 7 июля 2014 г. Уехал туда в среду, 2 июля, утренним 79-м автобусом, от Прибрежного до Поляны дошёл пешком. Она напоминает турбазу в том месте, где кончается Лестница и где на лужайке проходят футбольные матчи, а в остальных местах всё почти так же, как было 8 лет назад. Кроме, разве что, того, что грунтовушки выровняли и отсыпали асфальтовой крошкой, чтобы не вязли машины. Также во многих местах стоят контейнеры для мусора и электрические столбы. Там уже не используются передвижные дизель-генераторы, электроэнергия подаётся от стационарной подстанции. Отлично работает, в отличие от Фёдоровских, мобильная связь, ибо ретрансляторы установлены на верхней точке Горы, и работают они круглый год. Было полно шатров и павильонов и на берегу озера, но то были "времянки". Лагерь Экологической службы нашёл не сразу, а только после третьего круга по Поляне. Неизменный руководитель службы Валентина Геннадьевна Шарафиева выбрала место для лагеря на самом перепутье, недалеко от Главной сцены, но зато под густыми кронами дубов. Поставил палатку, выяснил, что пустые мешки ещё не привезли, немного побродил по дорожкам, пытаясь запомнить хотя бы расположение эстрад (многие ещё только строились, и плана размещения не было), нашёл почти пустой мешок с клочками пенки, взял его и отправился чистить Лестницу к электричке. На середине мешок заполнился, пришлось прекратить сбор и спуститься. На Поляне активно возводились лагеря и павильоны, уже расположились медики, пожарные, спасатели и полиция, были развёрнуты детские аттракционы, натянут "троллей" - спуск с Горы на Поляну, как на Фёдоровских лугах в 2013-м году. Звукооператоры активно монтировали и тестировали акустическую аппаратуру на эстрадах. Для проверки использовали не только музыкальные произведения, но и так называемый "белый шум" - сигнал, содержащий все частоты воспринимаемых человеческим ухом звуков, он может показаться нестрашным, но когда он звучит из стадионных динамиков с громкостью в 120 дБ, то уши сами сворачиваются в трубочку... Было полно полицейских, то и дело было слышно их переговоры по радио - "Гранит Восемьсот семнадцатому, доложите обстановку!" - "На маршруте без происшествий"... К обеду приехала Валентина Геннадьевна с мужем Табрисом и (огромный сюрприз - год не виделись, только переписывались!) дочерью Аней, моей бывшей коллегой, которая приехала вместе с мужем Дамиром и сыном Ромиком. К вечеру прибыли мои друзья - Галина с мужем Дирком (который сразу уехал, чтобы вернуться к концерту), а также бывшие коллеги Валентины Геннадьевны - Нелли и Татьяна, которые были и в прошлом году. В пятницу, 4-го, если не ошибаюсь, приехала и Людмила, а с ней и Наталья, но не Малышева. Поздней ночью (с пятницы на субботу) приехали казанцы, Тимур и его команда - Марсель, Альберт и Алия. В работе службы участвовали и Елена Шацких с дочерью Олей. Присоединялись и ещё несколько человек, но нерегулярно и ненадолго. Нам надо было только раздавать мешки, разъяснять порядок утилизации - "ПЭТ бутылки плющим, в костре не сжигаем", а также собирать мусор у эстрад и на дорогах. Эстрады мы "распределили" друг между другом, не разбирая, чья это эстрада - Грушинская или "платформенная". У нас также была организована круглосуточная выдача мешков в нашем лагере. В 2014-м году нам запретили заниматься подготовкой мусора к утилизации - сортировать, плющить пластиковые бутылки (партнёром была не компания "ЭкоВоз", а другое предприятие Тольятти, которое занимается не утилизацией, а - в первую очередь - доставкой мусора на полигоны, потому сортировка была бессмысленна), запретили чистить Торговую поляну, мотивируя тем, что предприниматели сами должны поддерживать чистоту у своих точек (вполне логично), Также нам запретили чистить Гору после Большого концерта (сослались на договор с фирмой "Мета"), хотя мы рвались туда: мусор на склоне безобразно белел и сверкал воскресным утром. Мы развесили мешки в самых людных местах, чтобы гости бросали пустые бутылки в них, а не куда попало, и регулярно их заменяли. Наконец, мы добровольно взяли на себя поддержание чистоты на Лестнице и ж/д платформе "135-й км", которые, по сути, являются "воротами" фестиваля. Со среды по воскресенье мы ежедневно чистили склоны Горы у Лестницы и территорию у перрона, развешивали там мешки, благодаря чему бутылки оказывались компактно упакованными, а не разбросанными по всему косогору. В субботу нас накрыл традиционный грушинский "добрый, лирический дождь", мы отсиделись в водопропускном тоннеле под ж/д полотном, и были мы там не одни - полицейские тоже не хотели мокнуть.
Мы догадывались, что чистоту поддерживаем не мы одни, два раза я "пересёкся" с работниками Фестивального парка, мы успели пообщаться и представиться друг другу. Конечно, для нас Мастрюковская Поляна была незнакома, все её закоулки изучить мы не успели, и возможно, какие-то лагеря остались неохваченными раздачей мешков для мусора, но многие посетители и сами подготовились - мешки привезли с собой, что не может не радовать. Также нас порадовало отсутствие бытовых вопросов - биотуалетов вокруг было много, с водой никаких проблем, кормили в столовой (по выданным талонам), никаких костров и дров - можно было вскипятить чайник на газовой плитке Гали или в электрочайнике Валентины Геннадьевны, включив его в "общественную" розетку на ближайшем столбе! Но... на такой урбанизированной Поляне походная романтика ушла безапелляционно...
К понедельнику, 7 июля, народ в основном разъехался, в Экологической службе осталось, кроме руководителя, всего два волонтёра - я и Галя (Дирк уехал воскресным вечером, увёз бόльшую часть Галиного багажа - складную кровать, этажерку и т. п.). Мы с ног сбились, занимаясь свёртыванием лагерей - своего и Оргкомитета, и, к сожалению, не успели снять мешки для мусора, развешанные на подъёме к электричке. Метовцы тем временем вывозили с Поляны мусор, упакованный в розданные нами мешки, их было много, они не умещались в контейнерах, а большей частью стояли рядом. В понедельник над Поляной начали сгущаться тучи, дождя мы не испугались, просто нам поступило указание - покинуть Поляну, ибо фестиваль завершён. У нас осталось время пособирать луговые травы (Татьяна открыла нам с Галей глаза на некоторые травы, давно известные) и землянику, также мы сходили и на Волгу.
Рис. 1. Пляж фестиваля. Автор фото Дмитрий Рузов

В некотором цейтноте собрали и упаковали палатки и другие вещи, пошли на Лестницу. Поднимаясь к электричке, мы увидели, что мешки сыграли свою роль - почти весь мусор лежал именно в них. Надеюсь, метовцы догадались пройтись там и снять их. Успели за пару минут до прихода электрички! Уже в пути заморосил дождь, он сопровождал нас до Самары.
Вот так 41-й Грушинский выглядел для меня и напарников с "мусорной" стороны". Но это же не основная его сторона, основная - это песенная! На фестиваль приехал весь цвет бардовской песни - Алексей Иващенко, Олег Митяев, Александр Городницкий, Вадим Егоров, было и "Грушинское трио", и множество других авторов и исполнителей, как знакомых, так и совершенно нам неизвестных.
Рис. 2. Олег Митяев на "Главной" эстраде

На Поляне было 13 эстрад! Среди них - типично грушинские - "Время колокольчиков", "Ночная костровая", "Пилигримы", "Мы вместе (Барды мира)", "Детская", "Главная", и типично "платформенные" - "Междуречье", "Степной ветер", "Кольский бугорок", "Квартира", "Азия плюс", "Остров". Был и новый проект - "Пущинский фестиваль в гостях у Грушинского". Стоит вспомнить и "Зазеркалье" - проект, появившийся на Грушинском, мигрировавший вслед за клубом на Фёдоровские луга, но затем вернувшийся на Мастрюки. В общем, не разорваться. Скрывать не буду, не было особого интереса посещать эстрады, на которых из года в год выступают одни и те же авторы, поют одни и те же песни, хотелось немного новизны. Спасибо Гале - она, как истинная "сова", бродила до глубокой ночи по эстрадам, звала меня и других присоединиться, и в борьбе со сном удалось совершить немало музыкальных открытий. Например, певица и композитор Эльмира Галеева из Казани - имя было знакомым, но, наконец, довелось восхититься её необычным, низким, но чистым вокалом, хотя это получилось неожиданно - шли мы на "Азию плюс" на других бардов, двух Димов - Бикчентаева и Кимельфельда. Расписания концертов были вывешены, но часто всё шло вразрез с ними. Галя ухватила димитровградскую группу "Баумана, 33" на "Пущинской", мы пытались её отловить позже, но неудачно - так более и не выступили нигде. А на "Междуречье" было и того интереснее - не раз проходили мимо этой маленькой эстрадки, расположенной прямо у дороги (если не ошибаюсь, ранее там была "Сцена на пеньках"), исполнители стояли прямо на земле, без рампы, от зрителей их отделяла только ленточка, не было скамеек, зрители располагались на маленькой лужайке, но никому это не мешало - атмосфера живого концерта в сочетании с живым общением с музыкантами была непередаваемая. И сколько бы мы ни проходили мимо, сколько бы ни слышали отрывков звучавших там песен, все они казались позитивными и интересными, по сравнению с песнями на "грушинских" эстрадах, которые были иной раз чересчур серьёзными или философскими, а в ночное время, не в обиду авторам будет сказано, они воспринимаются тяжело, от них клонит ко сну, да и, как я говорил, многие из них были слышаны десятки раз. И вот мы решили сходить на "Междуречье" на сольный концерт барда Павла Фахртдинова из г. Электросталь Моск. области. Вот тоже было музыкальное открытие! Я ведь его не слышал, хотя имя тоже было знакомо! Просто он ездил только на Мастрюковские озёра. Его концерт прошёл очень живо, Павел "зажёг" по полной, исполнял он не только свои песни, но и чужие, например, "Непогода" (муз. Максима Дунаевского, слова Наума Олева), "Давайте негромко, давайте вполголоса" (муз. Геннадия Гладкова, слова Юлия Кима) - и зрители подпевали, и не всегда вполголоса. В числе зрителей были и дети, и взрослые, на лужайке было не протолкнуться, Гале с её ростом было плохо видно исполнителя. А в это время на "Главной" пел Роман Ланкин из Томска, это замечательный певец и гитарист, вот только репертуар у него далёк от бардовского: песни советских композиторов, романсы, песни военных лет... И "аншлага" у той сцены не было... А вот на сценах "Квартира" и "Остров" выступали, в основном, рокеры, и у них была соответствующая аудитория: молодёжь, в основном нетрезвая и курящая. Вообще, подобной публики, приехавшей только, чтобы "побухать", там было гораздо больше, чем на Фёдоровских, ведь раньше они логично разделялись по двум фестивалям, а теперь все едут на одну площадку. Ну и хорошо, что остались "Остров" и "Квартира", все любители рока тусовались там, и никому не мешали. Ну вот совсем не нужны они были, например, на концерте Евгения Евтушенко, который заехал на Поляну всего на несколько часов, и собрал огромную аудиторию! Его стихи мы слушали стоя, благодарили аплодисментами. Выглядит поэт очень неважно, его поддерживали под руки, и держали зонтик, чтобы закрыть от жгучих лучей Солнца. Валентина Геннадьевна в лагере Оргкомитета, куда он прибыл, вручила ему вышитую майку, об этом есть даже статья в "Комсомолке", затем его покормили.
Рис. 3. Валентина Геннадьевна с подарком. Автор фото Александр Кочетков

Были и совершенно экзотические исполнители, например, ансамбль перуанских индейцев "Анка Инка" (настоящие, в перьях, и музыкальные инструменты у них были те же, что и у их предков), или волынщики, и можно было не только услышать их колоритную музыку, но и увидеть их в метре от себя, и сфотографироваться. На "Пущино" выступало немало ансамблей со сложным составом инструментов - не только с гитарами, но и с ударными, и с духовыми, это ненавязчивое сопровождение было слышно на всём лугу около Лестницы, и на Горе, так что даже при уборке Лестницы скучно не было. А рядом с нашим лагерем (точнее - в нём) расположилась площадка конкурсного прослушивания, и мы, не выходя из лагеря в паузах между рейдами, всё слышали, и аплодисментами поддерживали претендентов, ведь их песни были очень необычными, незаезженными, порой серьёзными, а порой заводными. Для себя отметили несколько песен, но, к сожалению, даже во второй тур их не пропустили. И их, видимо, более нигде никогда не услышим. Жюри выглядело усталым, и сложилось впечатление, что они и песни отбирали под своё самочувствие и настроение, и на Большом концерте прозвучала, по выражению Гали, "вся скукотень". Отметил, что чаще, чем в прошлом году, гасил свой налобный фонарь, всякий раз после этого оглядывался и видел: Гора - тёмная... Я помнил традицию - зажигать фонарик, если песня нравится, и решил проверить, насколько совпадает моё мнение с мнением других слушателей. Совпадало почти всегда!
Рис. 4. Гора, вид с Поляны

Увы, немало музыкальных номеров были откровенно неудачными или неформатными. Но были там и интересные, порой неожиданные музыкальные номера, и своя классика, без которой никуда - "Гори, Гора!", "За туманом", "Раз в году" и другие. На Большом концерте выступил и Николай Меркушкин, он даже, кроме произнесённой речи, спел вместе с "Грушинским трио" песню "Я люблю тебя, жизнь". Световое и декорационное оформление было безупречным, не было никаких слепящих прожекторов, зато было пиротехническое шоу - плавучий костёр, гигантская горящая надпись "ГРУШИНСКИЙ 2014", летающие фонарики и воздушные шары, парусник с алыми парусами...
Рис. 5. Горящая надпись "ГРУШИНСКИЙ 2014"

Концерт начался с небольшой задержкой, примерно в 22:15, и закончился в 2:40. Его транслировали и по телевидению, и на набережной у "Ладьи" в Самаре, и даже на экране "Главной" сцены для тех, кому не хотелось идти на Гору. Для этого через озеро и всю Поляну проложили кабель. Сколько было зрителей у "Главной", не видел, но на Горе было тысяч 5...7, наверное.
Рис. 6. Парусник у "Гитары"

Телерепортажи были и с пресс-конференций - вступительной и итоговой, я их послушал, и, говорят, тоже где-то попал в кадр, коллеги видели меня по телевизору. Как всегда, я вёл список выступлений на "Гитаре", привожу его в отчёте, и, возможно, более нигде он не приводится. Не всегда исполнители объявляли название песни, в этом случае вместо названия приводится строчка текста с многоточием.

01-Вступление с 1-м фортепианным концертом П. Чайковского (в записи) ср стихами
02-Борис Кейльман и Галина Хомчик - Вступительная речь
03-Сборный коллектив - Возьмёмся за руки (Б. Окуджава)
04-Сборный коллектив - Маленькая баллада о Большом Человеке (Б. Есипов)
05-Сборный коллектив - Давайте восклицать (Б. Окуджава, из х/ф "Ключ без права передачи")
06-ансамбль Гармония - Мурашки (Раз в году...) (Б. Вахнюк)
07-Алексей Нежевец (г. Минск, Беларусь) - Самолётик (номинация "исполнитель", сл. Марина Мороз)
08-Екатерина Божева (С-Петербург) - Пока парит твой голос (Иг. Починенков-Елена Касьян)
09-ансамбль Ночной костёр (г. Нижнекамск, Татарстан) - Немеренна радость (Серг. Канунников) (фолк)
10-Юля Теунникова - Гагарин жив (сл. Анатолий Осипов)
11-Оксана Варушкина (г. Волжский Волгоград. обл.) - А я летаю (сл. Надежда Ахромеева)
12-Тим Скоренко (Москва) - Снайпер (поэтический конкурс)
13-Данила Пасынков - О звёздах (В. Высоцкий) (детский конкурс)
14-Валентин Вихорев - Мокрый клён (Дм. Бикчентаев)
15-Вадим Егоров - Облака (Ах, зачем нас убивают...)
16-Грушинское трио - Под музыку Вивальди
17-Грушинское трио - Александра (С. Никитин, из х/ф "Москва слезам не верит")
18-Николай Меркушкин - Речь о фестивале им. В. Грушина
19-Грушинское трио и Николай Меркушкин - Я люблю тебя, жизнь (Э. Колмановский-К-н Ваншенкин)
20-Владимир Туриянский, Андрей Анпилов - Поезд едет, тук-тук-тук...
21-Дмитрий Кимельфельд, Дмитрий Бикчентаев - Иерусалим (Синевой он навылет пробит...)
22-ансамбль Витаминки (г. Ульяновск) - Улетай в путь-дорогу... (Ю. Ким)
23-Джош Ланца (г. Сиэттл, США) - Скалолазка (В. Высоцкий)
24-Тимур Ведерников - Сижу я, братцы, как-то с африканцем...
25-Тимур Ведерников - Гори, Гора! (А. Козловский-Вит. Калашников)

Рис. 7. Горящая Гора

26-Роман Ланкин (г. Томск) - Одинокий гитарист (Ю. Визбор)
27-Ирина Вольдман, Дарья Григорова (г. Самара) - В речке каменной бьются камни... (А. Якушева)
28-Валерий Чечет - За туманом (Ю. Кукин)
29-Михаил Гантман - Песня из х/ф "Бумбараш" (Вл. Дашкевич-Ю. Ким)
30-Галина Хомчик - Молитва Франсуа Вийона (Пока Земля ещё вертится... Б. Окуджава)
31-Андрей Крамаренко - стихотворение Бориса Рыжего
32-Андрей Крамаренко - Я в весеннем лесу пил берёзовый сок... (авт. Евг. Агранович)
33-Алексей Брунов (г. С-Петербург) - Дожди забренчали сонаты... (авт. Ал-р Дольский)
34-анс. Второе дыхание (Мария Иващенко, Алексей Хомчик, Юрий Лобиков-Визбор) - Амазонка (В. Берковский)
35-анс. Второе дыхание - Время-время (Г. Васильев)
36-Андрей Анпилов, Михаил Кочетков - Мой дедушка старый
37-Андрей Анпилов - Медвежонок (За меня медвежонок расскажет...)
38-Ольга Качанова, Вадим Козлов (г. Алма-Ата, Казахстан) - Мы будем жить долго
39-Дмитрий Бикчентаев - Стоянка корабля (О. Лаврова-Ю. Мориц)
40-Наталья Дудкина, Роман Ланкин (гитара) - Осенняя босса-нова
41-Тимур Шаов - Футбольные страдания '2002
42-Тимур Шаов - Плясовая
43-Наталья Кучер (г. Калининград) - Держи меня крепче (Как ярок свет...)
44-Виктор Третьяков, засл. артист России - О здоровом образе жизни
45-Виктор Третьяков - Звёздочка
46-Алексей Иващенко - Самых светлых надежд человечество не оправдало...
47-Алексей Иващенко - Что за сказочная ночь сегодня выдалась...
48-Екатерина Болдырева и анс. Лукоморье - ...ему мотоцикл не транспорт, не конь...
49-Дефекты речи (г. С-Петербург) - И вроде бы некуда торопиться, запущено вечера веретено...
50-Алексей Вдовин (г. Чехов Моск. обл.) - Жди меня, жди меня всю ночь, фонарь...
51-Эльмира Галеева (г. Казань, Татарстан) - Я видал иногда, как ночная звезда... (сл. М. Лермонтов)
52-Вячеслав Ковалёв (г. С-Петербург) - Моё
53-Игорь, Марина и Таисия Саркисовы - Идут белые снеги (Э. Колмановский-Е. Евтушенко)
54-Игорь, Марина и Таисия Саркисовы - Про подводную лодку (И. Саркисов)
55-Павел Фахртдинов (г. Электросталь Моск. обл.) - Родина с тобой спорит...
56-Александр Шевченко - Вместе и навсегда
57-Ксения Полтева, Григорий Данской - Про фонарики
58-Олег Митяев - Это было в другой стране (из х/ф "Территория")
59-Олег Митяев - Палуба (На меня надвигается по реке битый лёд..., Ю. Милютин-Ген. Шпаликов)
60-Олег Митяев - Как здорово
61-Александр Городницкий - Споёмте же, ребята...
62-Александр Городницкий - Перекаты (1960)
63--Александр Городницкий - Севастополь останется русским! (2007)
64-Александр Городницкий и все участники - Атланты
65-Александр Городницкий и все участники - Вечер бродит (А. Якушева)
65-Александр Городницкий и все участники - Милая моя (Ю. Визбор)
66-Александр Городницкий и все участники - До свиданья, дорогие (О. Митяев)
Рис. 8. Финал Большого концерта, звучит песня "Милая моя"

К Большому концерту успел приехать Дирк, он остался до вечера воскресенья, участвовал в уборке Поляны. Та ночь была прохладная и сырая, хотя было безоблачно, и следы дождя успели просохнуть. Погода была, в общем, комфортная в течение всего фестиваля.
Как и ранее, Грушинская Поляна осталась местом неожиданных и приятных встреч. Про Аню Шарафиеву уже упомянул. Видел многих своих коллег, и грушинцев, и   , но не в шатре тольяттинского "Штурма", который так походил на кришнаитский, а просто на дороге, в толпе, но не разминулись! А кришнаитов и духу не было, не пустили их.
Вполне законный вопрос, наверное, возник у читателей: удалась ли затея Мединского и Меркушкина, был ли 41-й фестиваль авторской песни "объединённым"? Нет, и ещё раз нет! То был никакой не объединённый Грушинский, а два фестиваля - Грушинский и "платформенный", принудительно загнанные решением властей на одну Поляну. Слава Богу, для зрителей это было почти незаметно, никто не перегрызся (кроме как на пресс-конференции), было море музыки и песен, так или иначе, репертуар пересекался, была неразбериха с расписанием концертов, по сути, действовали параллельно два непримиримых оргкомитета. Но разговоры организаторов краем уха слышал, выводы напросились сами собой... Ну, а урбанизированность, действительно, непривычна, хотя кому-то (Гале, хотя бы) понравилось. Мне же было странно, что в нашем лагере нет живого костерка, у которого вечером можно посидеть и пообщаться с единомышленниками. На Фёдоровских, действительно, фестиваль готовился в нетронутой природной среде, и по его окончании нашими руками всё приводилось в исходно-чистое состояние, а трава вскоре отрастала вновь. Из инфраструктуры там можно отметить только артезианские скважины, законсервированные на межфестивальный период, проволоку между деревьями для подвеса кабелей (её не снимают на зиму), ну, и ямки для столбов (их ставят в одних и тех же местах). В остальном там - нетронутый пойменный лес!
Рис. 9. Поляна 42-го Грушинского, вид с Лестницы. Автор фото Светлана Рузова

В 2015 году 42-й Грушинский фестиваль вновь прошёл на родном месте - на Мастрюковских озёрах, вновь - при поддержке Правительства Самарской области. К мероприятию постоянные участники Экологической службы начали готовиться загодя. По предложению Гали мы заказали в рекламном агентстве в дополнение к имеющемуся ещё и текстовый баннер-перетяг, на котором были приведены рекомендации и призывы по соблюдению чистоты и упаковке отходов, а также информация о том, сколько времени брошенный мусор разлагается в природной среде. Кроме того, Галя предложила обтянуть лагерь флажками из баннерной ткани, на которых были нанесены стихотворные слоганы-призывы: "В Природе всё должно быть прекрасно - так не раскидывайте мусор напрасно!", "Мусор собери в пакет - это чистоты секрет!", и т. д. Изготовление материалов проспонсировал "Ренессанс-отель Самара", которым руководит Дирк, муж Гали. Забегая вперёд, скажу, что идея оказалась удачной, гости фестиваля останавливались и изучали наши лозунги, а нередко и фотографировали.
На Поляну приехал утром в среду, 1 июля 2015 года, вновь пришлось ехать на автобусе № 79 - электричкой воспользоваться было невозможно, ибо остался только вечерний рейс. Вместе со мной ехала наша будущая напарница Елена Тарасова, с которой я и Валентина Геннадьевна познакомились в майском водном походе по реке Самаре, и пригласили поучаствовать в Экологической службе. Дойдя до Поляны, увидели, что место нашего лагеря обнесено верёвками и занято лагерем "Кругосветка". Табрис не успел приехать в воскресенье, чтобы огородить прошлогоднюю территорию.
Понадобилось вмешательство Комендантской службы и всё красноречие Валентины Геннадьевны, чтобы "кругосветчики" отодвинули границу своего лагеря. Мы успешно разместились на прежнем месте, хотя территория стала поменьше. Получили у организаторов фестиваля складные скамьи и стол, а также тент. Уже в обед нас приняли в столовой, сразу же мы поставили хозяйственную палатку, получили упаковки пластиковых мешков для мусора, и начали их раздавать. Нам выдали бэйджики и фирменные футболки с надписью "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА". Волонтёры постепенно подъезжали - вновь приехала Наталья Малышева, на этот раз с сыном, вновь присоединились и казанцы, и бывшие коллеги Валентины Геннадьевны, также к нашим рядам примкнула Нина Егорова с внуком Витей. Нас было самое бОльшее 15...16 человек. Мы опять распределили территорию Поляны между волонтёрами службы, чтобы получились маршруты прочёсывания примерно одинаковой длины, а кроме того, коллективно очистили Лестницу и дорогу к платформе электрички вместе со всей прилегающей к полотну территорией. Это было с утра 2 июля, мы набрали пару десятков больших мешков мусора - он копился годами в кустах и на склоне, и мы, видимо, стали первыми, кто вот так тщательно всё собирает. Были приятно удивлены, увидев, что железнодорожники не остались в стороне от поддержания чистоты - один сотрудник Пригородной пассажирской компании в оранжевом жилете регулярно собирал мусор, но, правда, на ограниченной территории - вдоль рельсов и в остановочных павильонах платформы. Железнодорожники разбили целый лагерь у платформы, там дежурили кассиры и охранники. Нас заверили, что весь мусор, собранный у платформы и вдоль дороги к ней, по окончании фестиваля будет вывезен специально присланным грузовиком, и, как выяснилось позже, не обманули! Спустившись с Лестницы на Поляну, встретил своего друга Лену Долматову, она приехала с одним из "грушинцев" и дошла в наш лагерь со стороны турбазы "Маяк". Тем же вечером встретил Галю, которая приехала на электричке. Мы расставили в самых людных местах Поляны металлические каркасы переносных урн, развесили на них пластиковые мешки. Все дни фестиваля мы регулярно проходили по намеченным маршрутам минимум два раза в день, собирали мусор, заменяли мешки в урнах, раздавали мешки по лагерям, организовали выдачу мешков в своём лагере для всех проходящих мимо. Наведывались и на Лестницу - "ворота" фестиваля, собирали мусор со склона Горы. Наш самый юный и компактный волонтёр, Витя Егоров (мальчику на вид лет 10, возраст не спрашивал), сумел справиться с задачей, которая взрослым была не под силу, - пролез под ступенями Лестницы в тех местах, где уже много лет валялись бутылки (в прошлом году мы пробовали их вытащить палкой, да без толку), и извлёк их! И ведь не лень было кому-то их туда заталкивать... Наши усилия по наведению чистоты не остались незамеченными, их отметили на итоговой пресс-конференции, Валентине Геннадьевне вручили грамоту Губернатора (она объявила - "это наша общая грамота, мы все её заработали"), чистоту на Поляне упоминали и журналисты СМИ в репортажах с фестиваля. Но сразу стоит сказать, что не одна наша заслуга в том. Посетители фестиваля нам помогали, они почти не разбрасывали мусор мимо урн, которые были в шаговой доступности, а во многих лагерях даже не пришлось вручать мешки для мусора - гости Поляны привезли их с собой! Вот это правильный подход, добавить нечего. Арендаторы Поляны тоже не сидели без дела, они регулярно вывозили скопившиеся мешки с контейнерных площадок.
Рис. 10. Электричка "Задельная-Самара". Автор фото Светлана Рузова

6 июля 2015 г., в понедельник, после Заключительного концерта, самые стойкие гости фестиваля стали массово покидать Поляну, многие отправились вверх по Лестнице на платформу "135-й км", железнодорожники (спасибо им на том) назначили несколько дополнительных электричек, в дополнение к ежедневным. А все службы фестиваля начали работу по свёртыванию лагерей, погрузке и вывозу имущества. Мы прошли по Поляне, собрали оставшийся мусор и отнесли его к контейнерам, сняли все переносные урны, вернули их и выданные нам стол и скамьи на склад Гостиного двора. Туда же сдали оформление Экологического лагеря (баннеры). Я успел два раза пройти по Лестнице и снять с перил непустые мусорные мешки, отнёс их к той куче мешков у перрона, которую пообещали вывезти железнодорожники. На Поляне было тоже полно мусора, аккуратно упакованного в наши мешки и сгруппированного у контейнеров, метовцы грузили их в мусоровоз. Затем мы свернули наши палатки, упаковались и уехали - Лену Тарасову, Нину, Галю и меня до Самары подвёз бывший сотрудник НИИ "Экран" Игорь Петров, Лена Долматова уехала с "грушинцами" в автобусе, за Валентиной Геннадьевной приехал муж Табрис. Остаться до вечерней электрички и соблюсти ритуал отъезда не получилось.
В общем, 42-й Грушинский фестиваль, как и все предыдущие, закончился, не успев начаться, но он оставил нам массу впечатлений от песен, встреч и общения. Фестиваль был похож на остальные, и в то же время сильно отличался. Он был посвящён 70-летию великой Победы, потому организаторы соответствующим образом подготовились. На Поляне действовала концертная площадка "Победа", оформленная в военном стиле (противотанковые "ежи", орудия, миномёт, знамёна...), там звучали песни патриотического содержания.
Рис. 11. Эстрада "Победа". Автор фото Александр Кочетков

Поблизости была организована выставка оружия - современного и времён войны.
Рис. 12. Выставка оружия. Автор фото Александр Кочетков

Прошла акция "Это мой дед", похожая на парад "Бессмертного полка" - отпечатанные на флагах портреты воинов, павших в боях за Родину, по Поляне пронесли их родные под песню "День Победы" и другие подобные.
Рис. 13. Акция "Это мой дед". Автор фото Дмитрий Рузов

Вечером в субботу, 4 июля, над Поляной прошло авиашоу с участием 4-х спортивных "Яков", звено самолётов демонстрировало групповые и индивидуальные фигуры высшего пилотажа и сымитировало воздушный бой. Военная тематика превалировала и в песнях на Большом концерте фестиваля, показалось даже, что таких песен было чересчур много, но об этом расскажу чуть позже.
В 2015 году на Поляне было радикально сокращено количество фестивальных эстрад, по сравнению с 2014-м - не 13, а всего 5. Не стало "Азии плюс", "Зазеркалья", "Острова", "Пущинской сцены", но другие мелкие (проектные) сцены остались - "Междуречье", "Кольский Бугорок", "Степной Ветер" действовали на старых местах. Расписание концертов было составлено за несколько дней до начала фестиваля, и оно соблюдалось почти без сбоев. Вновь приехали знаменитые барды, а также было много новых имён исполнителей, чьи песни тоже хотелось услышать наряду с грушинской классикой. Был и явный "оффтоп", например, в числе гостей фестиваля выступила... Тамара Гвердцители! Это прекрасная певица, но публика Поляны явно не романсов ждала. Впросчем, артистку приняли горячо, особенно - песню в её исполнении "Молитва Франсуа Вийона":

Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет:
Умному дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег, и не забудь про меня.
Пока Земля ещё вертится, Господи, Твоя власть -
Дай рвущемуся к власти навластвоватся власть.
Дай передышку щедрому хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье, и не забудь про меня...

(Песня "Молитва Франсуа Вийона", автор Булат Окуджава)

Рис. 14. Тамара Гвердцители на "Главной" эстраде. Автор фото Светлана Рузова

К концу исполнения песни у Тамары Михайловны в глазах стояли слёзы, и то же было и у многих зрителей... В числе совсем не бардовских мероприятий отмечу спектакль песочной анимации "Маленький принц" (по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери), показанный на 3-й "Главной" сцене в ночь с четверга на пятницу и озвученный бардами, участниками фестиваля. Его мы посмотрели с интересом, для меня он стал первым знакомством с таким жанром. Были и другие спектакли, детские и взрослые, - "оДни большого города", "Хэлло, Джуди!", а также концерты в честь годовщины Победы, где барды исполняли песни военных лет.
В промежутках между прочёсыванием Поляны от мусора мы ходили на концерты по всем эстрадам, иногда приходилось делать нелёгкий выбор, ну и, конечно, бороться со сном, ведь концерты зачастую затягивались далеко за полночь, а мы были на ногах уже с 5:30 утра. Так же, как и в прошлые года, мы сделали для себя немало музыкальных открытий. Галя ещё в прошлом году услышала питерский ансамбль авторской песни "Дефекты речи", названный так неслучайно - солисты Мария Булат и Юрий Ельский немного картавят, но песни у них очень необычные, иносказательные, со сложной аранжировкой, с первого раза смысл не всегда был понятен, и это стало хорошим поводом посетить их выступления везде, где получилось:

Небо добрее и ближе, и сводит навечно ноябрь мосты.
Я шпильки меняю на лыжи, наверное, просто боюсь высоты.
Танцует на углях квартала босая душа - неудачная цель,
Но если всё будет сначала, но если всё будет сначала,
Мы переживём метель.
Нам бы день, только знаешь, он не был бы днём,
Был бы часом, секундой, минутой.
Нам бы ночь, нам бы чёрную ночь под дождём,
Ночь да кофе с коньячной цикутой.
Нам бы жить на краю, мы и так на краю,
На окраине мира и века. Ночь, аптека...
Я вечный вопрос задаю - сколько раз мы войдём в эту реку?

(Песня "Нам бы день..." ("Шпильки"), автор музыки Юрий Ельский, автор текста Мария Булат)

А я открыл для Гали песни Тимура Ведерникова, этот бард, многократный участник фестиваля, "зажёг" со своей группой в один из вечеров на 4-й эстраде, концерт собрал огромную аудиторию, Тимур исполнил классику репертуара группы "ГрАссмейстер", в которой он ранее выступал, - "Работу", "Асфальтовый блюз", а также и более современные, незнакомые - "Эй, гляди веселей", "Деревянная голова" (шуточная, но и немного устрашающая):

Прохладный вечер, а ты невесел, тебя заел депрессняк,
Опять горюешь, опять тоскуешь, и молча цедишь коньяк.
Я позвоню тебе домой развеять скуку и покой,
Даю я слово, сегодня снова мы оторвёмся с тобой!
Эй, гляди веселей, всё будет о'кей, гляди веселей,
Пусть квартира пуста, телевизор достал, и вдобавок нечего есть,
Эй, гляди веселей, всё будет о'кей, гляди веселей,
Всё уже решено, я жду у метро в без пятнадцати шесть...

(Песня "Эй, гляди веселей", автор Тимур Ведерников)

Я прощаюсь со своей головой, я кладу её в воду - плыви, дорогая,
Надоели сомненья, мне нужен покой, поживи без меня, муки тела не зная.
Благодарен тебе за те несколько слов, что сумела сказать ты, в любви признаваясь,
Благодарен тебе за последний твой вздох, но всему есть предел, ты плыви, дорогая.
Моя деревянная голова, плыви, чтоб не видеть твои глаза,
Плыви, чтоб не слышать твои голоса. Прощай, деревянная голова...

(Песня "Деревянная голова", автор Тимур Ведерников)
Ну и, конечно, концерт не обошёлся без знаменитой грАссмейстеровской "Белой песни", которую зрители подхватили с первой же строки:

Море света, лето мятное, лето-мятное вино, многоцветное, нарядное и безумное оно.
Оно кружит нас неистово, а когда наступит срок, упадёт страничка чистая на раскрашенный листок.
Белым-белым, белым мелом ляжет снег, белым-белым будет сон усталых рек,
Белым-белым - заколдованный сад, всё белым-бело, куда ни кинешь взгляд.
Мы кружили, жили, нежились в хороводе летних дней, то тужили, то потЕшались, то старались быть сильней.
И под ливнями ленивыми, и на солнечном огне всё учились быть счастливыми в своей северной стране...

("Белая песня" из репертуара ансамбля авторской песни "ГрАссмейстер")

Разумеется, посетили и концерты тех бардов, которых открыли для себы в прошлые годы, - Александра Щербину (уже без Адриана, но песни остались теми же), Павла Фахртдинова. Нельзя было не послушать Александра Городницкого, Галину Хомчик, "Грушинское трио", Вадима Егорова. На 2-й "Детской" эстраде услышали выступление интересного детского ансамбля "Не За Ми" из Казани, трое его участников, как выяснилось, слабовидящие, но песни у них были сверхзажигательные! Одна из них - "Там, за седьмой горою" - прозвучала и на Большом концерте на "Гитаре":

Рис. 15. Ансамбль "Не За Ми" у "Детской" эстрады. Автор фото Дмитрий Рузов

Там, за седьмой горою, там, за недоброй тучей, не знаю, наяву или во сне,
Живёт мой принц прекрасный, немного невезучий, и каждый день, и каждый день вздыхает обо мне,
И каждый день, и каждый день вздыхает обо мне.
И каждый день упрямо, без проволОчек, кстати, спешит он в заветное жильё,
И все кусты сирени на всей Земле, представьте, он оборвал, он оборвал, конечно, для неё,
Он оборвал, он оборвал, конечно, для неё.
А он-то ей почти незнаком, и почти неизвестен, и, может быть, и, может быть, этим таки-интересен.
Там, за седьмой горою, там, за недоброй тучей, не знаю, наяву или во сне,
Живёт моя принцесса, и нет на свете лучше, и каждый день, и каждый день вздыхает обо мне,
И каждый день, и каждый день вздыхает обо мне...

(Песня "Там, за седьмой горою" из репертуара ансамбля "Не За Ми")

Вновь на фестиваль приехал американец Джош Ланца из Сиэттла, зрители приветствовали его появление аплодисментами, и помогли ему хором спеть оказавшееся для него трудным место в песне "На Большом Каретном" (автор Владимир Высоцкий). Хочется надеяться, что исполнитель увёз к себе за океан тепло зрительской аудитории, и поделился им с земляками...
Самое интересное можно было слышать на нескольких площадках конкурсного прослушивания, которые расположились недалеко от нашего лагеря и где прозвучали десятки интересных и незаезженных песен, но, к сожалению, жюри вновь зарубило многие из них...

Рис. 16. Площадка прослушивания близ лагеря Экологической службы. Автор фото Александр Кочетков

Логика у жюри была непонятна для обычных слушателей: они делали замечания и снижали оценки за незначительные погрешности исполнения, которые слушатели не только простили бы, но и не заметили, при этом содержание песен никого не интересовало! А ведь выступать конкурсантам приходилось в почти экстремальных условиях, в окружении грохочущих эстрад, где шли концерты, при этом они даже себя не слышали, а не только своих напарников. Наверное, многие молодые авторы увезли с Поляны глубокое разочарование, и больше не приедут никогда... Прекрасно помню один музыкальный номер 2014 года, услышанный на ближайшей к Эко-лагерю площадке прослушивания 41-го Грушинского, - песню "Летняя босса-нова". Мы ухватили песню на лету, подпевали, аплодировали, но жюри её зарубило! Но в 2015 году эту песню вновь привезли на конкурс, на этот раз её исполнил квинтет "Автограф" из г. Заводоуковск Тюменской обл., и когда мы её услышали на Поляне через динамики 1-й "Конкурсной" сцены, то сразу её вспомнили:
Рис. 17. Ансамбль "Автограф" на эстраде "Гитара"

На полях гитарных где–то протоптало струны лето из дорог
По колкам седых отав,
В партитурах из тропинок проверяет терпеливо каждый слог
Из многоголосья трав.
Дождевые нити над лугами всё звенят над рыжими стогами
Комариным камертоном снова и снова.
Гром гремит басами над лесами, и летит стрижом под небесами
Босоногого лета босса–нова.
Контрабасы и кларнеты – все отстроены по лету в унисон
Солнца радостным лучом.
Лето тронет свою лиру, и взлетает звук над миром - невесом,
Светом солнечным золочён.
И звучит оркестр без названья, этим летним музыки дыханьем
Наполняя все просторы шара земного.
То плывет с тобою где-то рядом, то летит к далеким звездопадам
Босоногого лета босса–нова...

(Песня "Летняя босса-нова", автор музыки и текста Сергей Подборнов, г. Пермь)

Уникальная песня, сочетание символов природы, лета и терминов музыки! Позже она прозвучала и на Большом концерте, и была одной из немногих, при которой Гора вспыхнула всеми огоньками.
На Поляне прошли и спортивные мероприятия, в том числе неизменный футбольный матч "Сборная Самары-Сборная Мира", в нём принял участие губернатор Николай Меркушкин. В разгар матча из собравшихся в небе туч на Поляну пролился неизбежный тёплый летний грушинский дождик, всеми ожидаемый и никому не помешавший, природная традиция вновь была соблюдена.

Рис. 18. Дождь на Поляне. Автор фото Светлана Рузова

В целом, погода была тёплая и комфортная, к началу Большого концерта следы дождя почти высохли.
На 41-м Грушинском для Большого концерта Экологической службе вновь выделили пропуска в VIP-зону песенной Горы, где стоят железные лавки. На 42-м фестивале пропуска были... с номерами мест! Как в театре... Мне это не понравилось, я догадывался, что найти те места будет непросто, что будет неразбериха, так и оказалось.
Рис. 19. Большой концерт. Автор фото Вадим Усков

Сам же Большой концерт 42-го фестиваля и мне, и моим друзьям, не просто не понравился, но и принёс разочарование. В песенной подборке было много мрачных и излишне-философских песен, они тяжело воспринимались зрителями, уставшими от нескольких предыдущих бессонных ночей. Было много песен, вообще не относящихся к авторским, одна повторилась дважды в исполнении разных лауреатов, слишком много было военных и эстрадных песен (понятно, что 70-летие Победы, но не 1/3 же песен не по теме предлагать зрителям!), слишком много было песен, повторяющихся из года в год (например, из фильма "В небе ночные ведьмы"), зато не было некоторых классических (например, "Гори, Гора!" - почему-то не прозвучала, хотя Тимур Ведерников был на Поляне), в итоге не было никакого желания зажигать свой фонарик, и не только у меня. Большую часть концерта вся Гора была тёмная, зато свиста было как никогда много.
Рис. 20. Гора в один из немногих "светлых" моментов. Автор фото Вадим Усков

Техническое оформление Большого концерта 42-го фестиваля, по нашему мнению, было самым неудачным! Вроде бы применили технические новинки, вроде лазерной проекции на фонтан над озером, хотя достаточно было бы проекции на парус яла, при этом шум фонтанной установки (плеск воды) сильно мешал слушать песни.
Рис. 21. Андрей Крамаренко исполняет песню Булата Окуджава, фото поэта выведено на проектор. Автор фото Алексей Гольянов

Зато громкость была явно недостаточной. Вместо паруса картинку с камер выводили на огромные и яркие светодиодные экраны, которые стояли прямо напротив зрителей, и ослепляли их.
Рис. 22. Ослепительные экраны. Автор фото Вадим Усков

Лена Долматова сразу сказала, что не пойдёт на Большой концерт - "Что там увидим, кроме того, что уже видели и слышали?", то было правильное решение! Если так пойдёт дальше, я тоже перестану ходить на Большие концерты. Ну, а пока, как всегда ранее, приведу список музыкальных номеров Большого концерта.

01-Грушинское трио - Маленькая баллада о Большом человеке (муз. и сл. Б. Есипов)
02-Анатолий Киреев - Подари мне рассвет
03-Анатолий Киреев - Приятель, послушай, я верю, все уши тебе прожужжал...
04-ансамбль "Не За Ми" (г. Казань) - Там, за седьмой горою (детский конкурс)
05-Виктор Дурицын (г. Москва) - Старьё берём (стихи)
06-Ирина Бархатова (г. Тюмень) - Мы себя похоронили (Ел. Фролова-Леон. Губанов, конкурс исполнителей)
07-Алексей Нежевец (г. Минск) - Сон (на белорусском, Ал. Нежевец-Анат. Зыков)
08-дуэт "Катюши" (Котёночкина и Плетнёва, г. Москва) - Я девочка, мне можно
09-Илья Оленев (г. Ростов-на-Дону) - Эти дни так похожи один на другой...
10-Анатолий Шенберг (г. Н-Новгород) - Мы себя похоронили (Ел. Фролова-Леон. Губанов, конкурс исполнителей) - ПОВТОР!
11-ансамбль "Автограф" (г. Заводоуковск) - Летняя босса-нова (Серг. Подборнов)
12-Николай Меркушкин - Обращение к слушателям
13-Вадим Егоров - Такой уж парадокс, немыслимый отчасти... (стихи)
14-Вадим Егоров - Давайте жить (стихи)
15-Вадим Егоров - Жизнь штилем не балует (песня)
16-Марина Дмитриева (г. Тюмень) - У ворот августа...
17-Владимир Золотарёв, 1-й секретарь Кбш обкома КПСС - Обращение к слушателям
18-Андрей Крамаренко (г. Москва) - Надежды маленький оркестрик (Б. Окуджава)
19-Наталья Кучер (г. Калининград) - Оранжевый будильник
20-Борис Щеглов, Дмитрий Бикчентаев (аккомп.) - Что за вечер...
21-Дмитрий Бикчентаев (г. Казань) - Мне быть с тобой ещё полчаса (новая песня)
22-Александр Щербина, Лев "Янг" Кузнецов - Ещё не кончена война...
23-Веста Солянина (г. Москва) - Первая любовь
24-Лёша Волынчик (ФРГ) - песня на немецком одного из бардов России
25-Марина Соснина, художник песочной анимации - Фрагмент спектакля "Маленький принц"
26-Вячеслав Ковалёв (г. С-Петербург) - Начну с нуля
27-Таисия Саркисова, Роман Ланкин - Когда вы песни на земле поёте... (х/ф "Ночные ведьмы", сл. Е. Евтушенко)
28-Ольга Качанова, Вадим Козлов (гитара) (г. Алма-Ата) - Раскинулось небо джинсой голубой...
29-Александр Сафронов (г. Москва) - Свидание с осенью

Рис. 23. Большой концерт. Автор фото Дмитрий Рузов

30-Елена Фролова - Сагапо (Я тебя люблю - по-гречески)
31-Елена Фролова - Подари мне, Боженька... (а каппелла)
32-Валентин Вихорев - Мокрый клён за окном... (Кто сказал, что я сдал)
33-ансамбль "Витаминки" (худ. рук. Ал-р Додосов, г. Ульяновск) - Глобус (туристический гимн)
34-Наталья Дудкина, Юрий Лобиков-Визбор (гитара) - Послушай все мои ноты...
35-Ксения Полтева, Григорий Данской - Роза
36-Джош Ланца (г. Сиэттл, США) - Лирическая (В. Высоцкий)
37-Грушинское трио - Тёмная ночь (Н. Богословский-В. Агатов)
38-Грушинское трио - Мы за ценой не постоим (И. Шварц-Б. Окуджава, из х/ф "Белорусский вокзал")
39-Тимур Ведерников, Андрей Ковалёв, Сергей Шитов - Катюша (М. Блантер-М. Исаковский)
40-Тимур Ведерников, Андрей Ковалёв, Сергей Шитов - Пазрешите мне напомнить о себе...
41-Юрий Лобиков-Визбор, Аоексей Хомчик, Филипп Митяев - Наполним музыкой сердца... (Ю. Визбор)
42-Роман Ланкин - Три минуты тишины (Ю. Визбор)
43-Роман Ланкин, Тимур Ведерников, Сергей Шитов - За туманом (Ю. Кукин)
44-Галина Хомчик - Вечер бродит (А. Якушева)
45-Галина Хомчик - Божественная суббота (В. Берковский-Б. Окуджава)
46-Братья Мищуки - ...Вновь защебечет бродяжка-синица...
47-Братья Мищуки - Уплывает пароход
48-Олег Митяев, Леонид Марголин, Родион Марченко - Просыпаясь, улыбаться
49-Олег Митяев, Леонид Марголин, Родион Марченко - Волга
50-Олег Митяев, Леонид Марголин, Родион Марченко - Как здорово
51-'Песни нашего века' - Ваше благородие (И. Шварц-Б. Окуджава)
52-'Песни нашего века' - Вершина (В. Высоцкий)
53-'Песни нашего века' - Атланты (А. Городницкий)
54-Ректор мореходной академии г. Калининграда - Приветствие Грушинскому фестивалю
55-Александр Городницкий - Паруса "Крузенштерна"
56-Александр Городницкий - Споёмте же, ребята
57-Александр Городницкий - Перекаты
58-Александр Городницкий - Севастополь останется русским! (2007)
59-Все участники - До будущей Горы, или Песня альпинистов (Ю. Визбор)
60-Все участники - Милая моя (Ю. Визбор)

Вот такие песни и стихи прозвучали на Большом концерте 42-го Грушинского. Видно, что было довольно много номеров, вообще не относящихся к жанру авторской песни, и, как я уже упомянул чуть выше, подбор номеров оставил разочарование и у меня, и у многих, посетивших концерт. Лишь ближе к его финалу прозвучали всеми любимые и давно ожидаемые песни, но люди к тому моменту уже устали, а многие даже покинули Гору! У меня тоже мелькала такая мысль, а ещё раньше я думал, что лучще бы попробовать отоспаться и послушать с начала до конца Заключительный концерт, который начинается ровно через сутки после Большого, и продолжается до рассвета понедельника. Уже много лет мне не хватает сил сходить на Заключительный, ибо к окончанию фестиваля всегда накапливаются недосыпы. Сквозь сон я слышу все песни прямо в палатке, но это совсем не то.
Что касается музыки и песен (того, ради чего и едут на фестиваль), то могу предложить три варианта, как поступить. Можно распечатать расписание концертов по всем эстрадам, заранее отметить время и место выступления интересующих вас исполнителей, и следовать этому плану, но будьте готовы, что возможна подмена, а также - что возможны ситуации "хоть разорвись". Можно вообще не следить за расписанием, а ходить на все подряд концерты на одной-двух эстрадах, которые ближе всего к вашему лагерю, ведь рано или поздно на каждой эстраде выступят все гости и лауреаты фестиваля. А можно ходить по всем эстрадам наугад, останавливаясь там, где выступает заинтересовавший (понравившийся вам) исполнитель. Когда концерты идут параллельно, всегда есть возможность выбора и смены эстрады. Идя на Большой концерт, вы становитесь заложником музыкального вкуса режиссёра этого концерта, который может не совпасть с вашими ожиданиями, ведь на нём барды поют не то, что им бы хотелось преподнести аудитории, а то, что им укажут спеть. (А все малые эстрады во время Большого концерта не работают). Мы попробовали действовать по первому варианту, планируя рейды по очистке территории с оглядкой на расписание, но нередко останавливались послушать заинтересовавших нас бардов, а затем шли на их выступление целенаправленно.
В Интернете можно найти фотографии, аудио- и видеозаписи выступления гостей Грушинских фестивалей (например, здесь, здесь, здесь, здесь...), но поверьте, что никакая запись не передаст энергетику фестиваля, его надо посетить лично! Пользуясь моментом, приглашаю вас на 43-й Грушинский, который состоится, как и всегда, в первые выходные дни июля 2016 г., а выступления и конкурсные прослушивания начнутся с четверга, 30 июня. Людей творческих - авторов и исполнителей песен, поэтов - призываю принять участие в конкурсном прослушивании! ("Птицы Тёрна", вы тоже не игнорируйте фестиваль!). Подготовьтесь к выступлению, порепетируйте, представьте жюри ваш номер, и не бойтесь, что вас закритикуют и завернут! Многие исполнители начинали с этого, и не все прошли прослушивание с первого раза, но в итоге фестиваль без них уже немыслим. А свои песни вы в любом случае сможете донести до аудитории, ведь на Поляне действует много проектных (не фестивальных) эстрад, с руководителями которых можно договориться о включении вашего коллектива в расписание концертов.
Хочу надеяться, что никого не надо инструктировать, что взять с собой на Грушинский фестиваль. Кроме минимального набора снаряжения, тёплой одежды и плащей от дождя, возьмите с собой родных, друзей, единомышленников, кому интересен жанр авторской песни. Если вы играете на музыкальном инструменте (не обязательно - гитаре), его тоже возьмите с собой. Самой ненужной вещью на Поляне можно считать радиоприёмник или плеер. И ни в коем случае не везите с собой алкогольные напитки! Если не можете без них обойтись, то найдите иное место для их употребления.
Ну, а тех. кому небезразлична чистота красивого уголка природы Самарской области - Мастрюковской Поляны, вновь приглашаю присоединиться к Экологической службе фестиваля, стать волонтёром. Теперь Поляна, увы, не "отдыхает" по окончании Грушинского, площадку хищнически эксплуатируют арендаторы, они придумывают мероприятия из ниоткуда и позиционируют их, как традиционные: фестиваль "ГЭС", фестиваль "Протока", фестиваль военно-патриотической песни, "Метафест", слёт "Золотая осень"... А в начале лета, едва успевает вырасти молодая трава, там проходит форум "Иволга". Но всё равно, задача поддержания чистоты лугов, леса и воздуха не снимается, Поляна и "ворота" фестиваля не должны встречать гостей раскиданным по земле мусором и запахом горящего пластика, а фестиваль, прощаясь с гостями до будущей Горы, должен оставить Поляну чистой.

Дмитрий Михайлов (Dmitry). Июнь 2016 г.



Dmitry
Автор: 14
07:18, 15-06-2016

Комментарии3 комментария 


СкиФ
СкиФ19
16 июня 2016 г. в 21:10
Dmitry:
"Птицы Тёрна", вы тоже не игнорируйте фестиваль!

Боюсь что всё же придется проигнорировать. По крайней мере конкурс прослушиваний, т.к. в будние дни вырваться не получится.


Dmitry
Dmitry14
23 июня 2016 г. в 07:07
Жаль:( Ну, в выходные приедьте, в расписаниях ещё полно окон, есть и свободные микрофоны - выступить наверняка сможете, ваши песни достойны того, чтобы их слышали гости фестиваля! Dmitry.

СкиФ
СкиФ19
23 июня 2016 г. в 21:51
Рома планирует туда с ярмаркой ехать, а я посмотрю, может тоже приеду в выходной какой-нибудь.

Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.