49-й Грушинский. Спустя три года, на родном месте.


276


После вынужденной двухлетней паузы на Мастрюковских озёрах с 30 июня по 4 июля 2022 г. прошёл 49-й фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина. И барды, и поклонники жанра очень соскучились по мероприятию, ведь никакие онлайн-трансляции не могут заменить живое общение и погружение в музыку в окружении красивой природы. Место проведения фестиваля по-настоящему уникально, природный амфитеатр (Гора и озеро) идеально подходит для зрителей Большого концерта, а близлежащие пойменные луга с перелесками - фестивальная Поляна - для размещения зрителей и бардов. Побывал на этом (без преувеличения) празднике, но не только как зритель, но и как часть команды организаторов (с 2010 года являюсь участником общественной организации "Грушинский Клуб", и с того же года принимаю участие в работе Экологической службы фестиваля). Организаторы фестиваля делают всё возможное не только для удобства зрителей и бардов, но и для сохранения природы в месте проведения фестиваля, проводят очистку Поляны по его завершении. К сожалению, не всё зависит от них, Поляна теперь эксплуатируется очень интенсивно, там проводится много других мероприятий - после Грушинского проходит форум "Иволга", фестивали "Протока", "МетаФест", "А в сентябре"... Антропогенная нагрузка настолько высока, что даже травяной покров не успевает восстановиться к осени, не говоря о подлеске... Изложу основные события 49-го фестиваля, ведь каждый из них и похож, и одновременно непохож на остальные. Рассказ будет состоять как бы из двух частей, первая - от лица организаторов, вторая - от лица зрителя.
Отправился на фестивальную Поляну вечером в воскресенье, 26 июня, зная, что руководитель Эко-службы (командор) Валентина Геннадьевна Шарафиева туда уже должна была заехать с обилием вещей, для перевозки которых было мало джипа, и задействовали грузовую "ГАЗель". Соблюл свою традицию "на фестиваль только электричкой!". Наш любимый полустанок "135-й км" теперь уже не такой, как раньше, перрон отремонтирован, а рядом построена комфортная площадка ожидания со скамейками, навесами, беседками. Площадка при виде сверху напоминает деку гитары (без грифа), а на перилах перрона в металле выполнен орнамент в виде нотного стана. Теперь там есть и туалеты, и будка охраны, и фонари, построили даже мини-эстраду со зрительским амфитеатром, и там, по замыслу проектировщиков, по принципу "свободного микрофона" могли бы выступить музыканты, барды, самодеятельные авторы и исполнители - вне всяких конкурсов, бесплатно, просто для пассажиров и друзей. И ещё - там теперь есть мусороконтейнерная площадка с оборудованной подъездной (пусть и грунтовой) дорогой и с современным евроконтейнером! Теперь есть куда складывать мусор, собранный в окрестностях перрона, и, забегая вперёд, скажу: я этот контейнер переполнил, когда чистил территорию с чётной стороны дороги, и даже рядом пришлось сложить мешки с мусором. Когда слез с электрички и она укатила в сторону Жигулёвского Моря, наступила тишина, стало слышно пение птиц и сверчков. Вечер был нежаркий, ясный и безветренный, сильно пахло луговыми цветами - весь склон Горы был покрыт пёстрой пахучей стеной трав, они не успели усохнуть, были на пике цветения, ведь весна была затяжная и холодная. Заметил, что уже был наведён понтонный мост через озеро Головное с Поляны на склон Горы. Солнце клонилось к закату, Поляна была погружена в тень, она встретила нереальной чистотой и пустотой. Лагерей ещё не было, высокотравье было скошено, лилась вода из артезианской скважины, народа почти не было, хотя по дорогам иногда ездили машины. Дошёл до нашего лагеря, поприветствовал Валентину Геннадьевну и её мужа Табриса (они были с внуками) и ещё нескольких волонтёров, которые успели заехать чуть ранее. В лагере уже было электричество, стоял походный продуктовый шкаф, столы с лавками. Поставил свою палатку, и уже в вечерних сумерках успел натянуть между деревьями баннер Эко-службы. Будильник завёл на 5 ч. завтрашнего утра, уснул моментально, несмотря на шум редких машин и вопли из нескольких соседних лагерей, которые успели поставиться.
Рис. 1.

Рис. 1 - Лагерь Экологической службы

27 июня, в понедельник, проснулся чуть раньше, чем будильник сработал. Какое-то время пытался осознать, что это действительно явь, что голоса иволг мне не снятся, что я и напарники вправду на Поляне, чтобы после трёх лет перерыва вновь поучаствовать в проведении фестиваля! Глотнул кофе, подхватил пачку мешков и отправился на Лестницу, развесил мешки по перилам, попутно собрал мусор. Несмотря на первое впечатление, мусор всё же был - на склоне, у перрона и внизу удалось враз собрать полный мешок. Оставил его в контейнере, вернулся в лагерь, Валентина Геннадьевна была уже на ногах, вместе с Анной они готовили завтрак. В тот день мы оборудовали наш лагерь - пробурили ямы (комендант предоставил бензобур), поставили столбики и натянули сетку-забор, повесили баннеры, водрузили изготовленный флаг Эко-службы. Также натянули тент над столом, для чего выпросили лестницу-стремянку у строителей, монтировавших белый шатёр напротив лагеря. Табрис сумел настроить газовую технику, подключил газовые баллоны к двум нашим плитам. Готовка в лагере - идея командора, потому что турбазовская столовая заломила бешеные цены за свои услуги, и закупить продукты вместе с нужным оборудованием оказалось куда дешевле. Конечно, у нас было чуть больше хлопот с готовкой, но зато мы не были привязаны к графику столовой, что было важно при нашем ненормированном рабочем дне - трапезу могли устроить тогда, когда нам удобнее всего. Был у нас даже холодильник (личный Геннадьевны), за продуктами ездили в Прибрежный. После завтрака успел пройтись по Поляне, влёгкую набрал пару мешков мусора. Очень хотелось обежать всю территорию до приезда основной массы гостей и до начала концертов, проверить, не остался ли где-то прошлогодний мусор. Но приходилось постоянно отвлекаться на организационные моменты. Коменданты нередко просили нас помочь им с разгрузкой имущества и материалов, привлекли даже к сбору скошенной и успевшей подсохнуть травы! На торговой поляне и парковке траву просто скосили, а сено не вывезли, оно представляло опасность для машин (полыхнёт от окурка - всё выгорит!), и его требовалось убрать! Вооружились граблями и вилами, начали метать стога, но вскоре туда приехали жители села Задельное, перехватили у нас инициативу и сами собрали траву, вывезли к себе на подворья для кормления скота. В тот понедельник на Поляну заезжали и ставились лагеря спонсоров, а также эстрады, но время прямой нашей работы (чистка территории, расстановка урн, раздача мешков) для нас ещё не настало. Проинспектировали территорию, контейнеры, пляж, дошли даже до таможни, собрали немало мусора. Примерно тем же мы были заняты и во вторник, 28 июня. Начала строиться торговая поляна, заехали полицейские, медики, пожарные, спасатели. Электрики подключали лагеря служб к электросети.
Рис. 2.

Рис. 2 - Электрик на столбе. На заднем плане - старая сцена Гитара (разобранная)

Напротив нас поставился лагерь нашего основного информационного партнёра, радиостанции "Калина красная" (передаёт авторскую песню, вещает в Тольятти и Жигулёвске на частоте 107,4 МГц FM, слышно и на Поляне, а в Самаре, к сожалению, нет: слишком далеко, сигнал слабый). Калиновцы вновь смонтировали надувную фигуру, гнущуюся и машущую руками, их логотип (гриф гитары с колками) был повсюду - на информационных плакатах, эстрадах, флагах, указателях. Плакаты и указатели ставил комендантский "взвод", ямы для столбиков бурили тем самым бензобуром, этот агрегат сэкономил всем уйму сил и времени.
Рис. 3.

Рис. 3 - Установка стендов

Вечером 28 июня первой ожила сцена "Междуречье", там выступили (спонтанно, экспромтом) барды, успевшие к тому моменту заехать. Мы расставили урны и завязали на них мешки, работы нам стало прибавляться.
В 5 ч. утра 29 июня я второй раз пробежался по Лестнице, с удовлетворением отметив, что мусора почти не прибавилось. При спуске услышал характерный звук, который невозможно спутать ни с каким другим: рокот мусоровоза! Машина стала приезжать со среды 29 июня, вплоть до воскресенья КамАЗ приезжал раз в день утром, а с воскресенья 3 июля по вторник 5-го были запланированы два рейса в день. Познакомился с водителем, его звали Саша, он приезжал к нам все 11 рейсов, и ещё выяснилось, что количество заброшенных контейнеров теперь считает работник турбазы Володя (раньше это делали мы). Объехали все контейнерные площадки, опустошили те контейнеры, в которых успел скопиться мусор. Мусоровоз, как оказалось, был не в лучшем состоянии - выявилась утечка в гидросистеме, Саша пообещал отремонтировать, и вроде это удалось, но поломки случались и позже. Вернулся в лагерь, наши там только собирались завтракать. Рассказал командору об утренних приключениях. Волонтёров у нас в Эко-службе стало больше, в их числе были и те, что участвовали ранее - Александр Носков с супругой Ниной, их дочь Евгения и внук Данил, Анна, Светлана. Были и новички - внук Анны Влад с другом Димой (оба - старшие школьники), Ярослава с мамой, Алексей (старший) и его дочь Ева, студенты Алексей и Регина, Анатолий Волков ("Просто Волков" - так он представился) с супругой Татьяной, Любовь ("Любаня"). Валентина Геннадьевна нас распределила по участкам, мы активно использовали баннер-карту для планирования рейдов, а кроме того, Любе и Тане я лично показал их участки на месте, прошёл там вместе с ними, мы сразу договорились в дальнейшем пользоваться лишь короткими именами и общаться на "ты". Предложил командору поставить себя на самый сложный и напряжённый, по её мнению, участок Поляны. Объективно таким участком был тот, где были торговая поляна, парковка, Арбат и таможня. Она согласилась, напарниками мне назначила Диму и Влада, ребятам я тоже предложил общаться на "ты", но нет, они так и "выкали". Так же ко мне обращался старший внук Геннадьевны Рома, а младшие - Вероника и Митя - сразу стали называть меня Димой и обращались только на "ты", впрочем, как и к остальным взрослым, и я уверен - это нормально, иначе не должно было быть.
Гости фестиваля продолжали прибывать, на Лестнице после каждого прихода электрички образовывался людской караван. Люди шли под своими рюкзаками, нагруженные также и баулами (пакетами и пр.) с упаковками напитков, а мы, видя эту картину, прикидывали: та-ак, вот это всё вскоре будет выпито и тара окажется в контейнерах... Ну, так и оказалось, конечно же. В этот раз с электричками на фестивале было гораздо лучше, чем в предыдущие разы. Их было много (в субботу и воскресенье - аж 11, включая и "Ласточки", для которых в дни фестиваля назначили остановку на платформе им. Грушина), они ходили регулярно и в удачное для гостей время, расписание было чётким и удобочитаемым, и висело на всех информационных стендах.
Рис. 4.

Рис. 4 - Вид на Гору с площадки Чайханы

А вот лагеря железнодорожников в этот раз у платформы не было. Задачу продажи билетов поручили кассирам-проводникам в электричках.
На Поляне шла активная подготовка к фестивалю. Склон Горы очистили от высокотравья, комендантский "взвод" ремонтировал лавки на косогоре, звукооператоры монтировали свою технику. Плавучая сцена Гитара в этот раз была изготовлена заново, а старая так и осталась ржаветь на берегу озера. Оказалось, что владельцем той (старой) сцены был бывший исполнительный директор фестиваля Сергей Ильин, и он потребовал огромную сумму за аренду плавучей конструкции! Дешевле оказалось изготовить новую. В дополнение к плавучей Гитаре на воде смонтировали плавучий помост, позже стало ясно, зачем: там расположился самарский духовой концертный оркестр под управлением Сергея Рыбина, принявший участие в некоторых музыкальных номерах Большого концерта. Кое-какие изменения были и в других местах Поляны. Не была натянута канатная дорога-троллей, потому что в её прежней нижней точке, под высокими дубами, расположился инклюзивный лагерь для детей с ограниченными возможностями, он там стоял и до фестиваля, и остался по его завершении. Жители этого лагеря нередко выкатывались на дорожки Поляны на своих диковинных велосипедах (двухместный "тандем", одноместный трёхколёсный с ручным приводом...).
Рис. 5.

Рис. 5 - Трёхколёсный велосипед

Не открылись сцены "Азия+", "Победа", "Молодёжная" и "Степной ветер", вместо "Зазеркалья" заработала сцена "Многоголосье". А на месте "Победы" открылась песенная площадка под открытым небом "У Грушинского костра", оформленная брезентовыми палатками (одну из которых временно "отжали" у Табриса!), с костром и даже со звуковой аппаратурой.
Рис. 6.

Рис. 6 - Схема 49-го Грушинского фестиваля. Север снизу

Там выступали ветераны фестиваля, в том числе Анатолий Головин, Ольга Ермолаева, Галина Хомчик, Наталья Кучер и другие барды. Нашу службу привлекли к погрузке дров для того костра, было непонятно, куда их спрятать, чтобы не растащили, в итоге мы уговорили постояльцев соседнего лагеря присмотреть за поленницей - иначе пришлось бы всю эту гору поленьев тащить в наш лагерь за 300 м для хранения, а затем - назад на площадку, к началу концерта... Этот "грушинский костёр" был единственным исключением на Поляне: жечь костры в лагерях категорически запрещали, всюду рыскала "лесная охрана", пешком и на машинах, лесничие с дубовыми листочками в петлицах грозились штрафами... Но, несмотря на все меры и предупреждения, в ночь Большого концерта в лесных лагерях горели сотни костров, и дым был такой плотный и едкий, что порой слезились глаза. На прежнем месте расположился лагерь метеорологов - Метеогородок, у них стоял большой монитор, на котором отображался точный прогноз погоды на Поляне в дни фестиваля, синоптики поставили и приборы - термометр, флюгер, но это просто для оформления, ведь туда водили экскурсии.
Рис. 7.

Рис. 7 - Перекрёсток, указатель и Метеогородок

Вроде всё было как обычно, но не обошлось и без "узких мест". Про сено и дрова для "Грушинского костра" я упомянул, то были явные промахи организаторов, допущенные по запаре, и решать вопросы пришлось на ходу, привлекая, в частности, Эко-службу. Ещё выяснилось, что у охранного предприятия "Бастион", нёсшего службу на Поляне, нет достаточного числа сотрудников, чтобы обеспечить оцепление подходов к Горе перед концертом в субботу, 2 июля! Площадку для зрителей плотно оцепила полиция, оставили проход с металлодетектором (меры безопасности были из-за визита губернатора Дмитрия Азарова), и чтобы зрители не пытались лезть вверх по склону мимо прохода, решили поставить оцепление вдоль тропы, привлечь к этому... опять Эко-службу. Нас там было четверо парней - я, Дима, Даня и Влад, мы весь вечер увещевали людей не пытаться зайти на Гору окольными путями, позже всё-таки подошла полиция, к тому моменту Большой концерт уже вовсю шёл. Я сумел отметить для себя лауреатские песенные номера, а затем, уже по темноте, видя, что народ прёт, невзирая на нас и полицию, мы решили закончить наше стояние и вернулись в лагерь. На концерт, в этот тесный оцепленный загон с колючей стернёй, идти как-то не хотелось, тем более, что там началась спонсорская часть, лауреаты уже выступили (и опять прозвучала всякая нуднятина, и не было ни одной интересной песни из тех, что удалось краем уха услышать на прослушиваниях). Уйти пораньше имело смысл ещё и потому, что утром в воскресенье, 3 июля, нам надо было чистить Гору, и следовало отоспаться. Концерт слушал из палатки, сквозь сон. С Горы нередко был слышен и свист, и лишь на некоторых музыкальных номерах ("Гори, Гора!", "Бригантина", "Просыпаясь, улыбаться") - шквал аплодисментов. В целом, Большой концерт не показался мне затянутым, он начался без задержки в 22 ч. и длился 4 ч., хотя было немало сторонних и ненужных музыкальных номеров (если бы слушал такой концерт в записи, то не преминул бы нажать "следующий трэк"), были длинные паузы и много болтовни. Мимо лагеря в обе стороны по дороге ночь напролёт шли нескончаемые людские потоки. Наши урны переполнились, но всё равно они сделали своё дело - всё, что в них не уместилось, лежало не абы где, а тут же, рядом с ними. Выносить урны среди ночи было немыслимо - нас бы затоптали, наверное. Народа было непривычно много, наплыв гостей был из-за двухлетней паузы в фестивале, все успели соскучиться по празднику. Урны, Гору и Поляну успели очистить утром в воскресенье, погрузили в мусоровоз, который некстати опять поломался, не сумел загрузить мусор у сцены "Междуречье" и на торговой поляне. Начиная с воскресенья мусоровоз должен был приезжать на Поляну дважды в день, но в воскресенье после поломки и ремонта он вторично приехал лишь поздним вечером, и мы в авральном порядке загружали его до полуночи, в полной темноте! Из-за скопления мешков с мусором подъехать к контейнерам было невозможно, нам пришлось освободить один контейнер и загружать его вручную. Получилось достаточно быстро, но мусоровоз вскоре переполнился и уехал. Вот такой был "скомканный" воскресный вечер, и нам не удалось ни Заключительный концерт послушать, ни по другим эстрадам побродить, а ведь почти везде в то время шли финальные концерты.
Ещё одним "узким местом" 49-го Грушинского фестиваля стали биотуалеты. Их было вроде много, не меньше, чем в прошлый раз (в 2019 г.), они стояли во многих местах, и их регулярно вычищали. Но возле них всё время были очереди (чего ранее не наблюдалось), и они мгновенно переполнялись, в том числе и на Гостином дворе! Гостей Поляны было почти вдвое больше, чем в 2019-м, и это обстоятельство не было предусмотрено. Неслучайно гости старались построить свои "туалеты" рядом с лагерями, и эти отхожие места доставили нам немало хлопот.
Рис. 8.

Рис. 8 - Переполненная контейнерная площадка у "Междуречья"

Для Эко-службы с воскресенья наступила самая авральная пора - народ начал массово покидать Поляну, мусорные площадки переполнялись, контейнеров не хватало, и не хватило бы, даже будь их в три раза больше! Но и наша команда стала "редеть", ведь кому-то надо было на работу. У нас "оголился" один из участков, Тольяттинская поляна и окрестности - все волонтёры, чистившие его, уехали, и у сцены "Кольский бугорок" скопилось много мешков с мусором. Валентина Геннадьевна, замотанная с музейными делами и постоянно отвлекавшаяся на внуков, упустила этот момент. А я как-то подсознательно чувствовал, что надо бы туда сходить и проверить, но какое там! Чистить Кольский нам пришлось во вторник, 5 июля, всем оставшимся составом Эко-службы. Немало мусора осталось и на территории лагеря "Скотохамы" - пианино там не жгли в этот раз, но обломки мебели и железные трубки валялись у них повсюду. "Скоты", что тут скажешь... К тому моменту мы уже сняли наши портативные урны, Поляну прочёсывали без разбора на участки, выскребали застарелый мусор из-под всех кустов, срывали ленточки и умывальники, чистили те лагеря, откуда их жители ушли, оставив свой мусор, таких было немного, но всё же были, они даже названия лагерей не постеснялись оставить: кроме "Скотохамов", ещё "Когалым", "Пюрэ"... Добро пожаловать в 2023-м году, гости наши дорогие! Ваши полянки встретят вас чистотой... и полным отсутствием лавок и столов, которые вы там понаделали! Это наш такой реванш за ваше свинство! Для помощи в эвакуации мешков с мусором до контейнерных площадок Клуб зафрахтовал грузовую "ГАЗель", машина нам очень помогла, особенно на дальних стоянках типа "Кишки", а затем та же машина отвозила имущество Гостиного двора на склад в селе Курумоч (пришлось его арендовать, ибо наши злейшие друзья свой склад не давали использовать). Ещё нам приходилось срывать полиэтилен и баннеры с самодельных туалетов, заталкивать это всё в контейнеры, а сами туалеты - безжалостно ломать, превращать каркасы в щепу и обломки. Гости строили всё так крепко, словно надеялись: приедут через год - а всё будет стоять... Не будет, зря старались!.. И не потому, что мы такие злыдни, а просто у нас не примут Поляну, если увидят хоть одну такую постройку. И уж сколько об этом говорили гостям... Огромного труда стоило вычистить торговую
Рис. 9.

Рис. 9 - Парковка машин и торговая поляна, вечер 2 июля 2022 г.


Рис. 10.

Рис. 10 - Фестивальная Поляна и окрестности, вечер 2 июля 2022 г.

поляну и парковку машин. Парковка не уместилась на лужайке, приехало более 7000 машин, они стояли под каждым деревом в сторону таможни, после их отъезда осталось немало мусора, а убирать его там до отъезда машин было бессмысленно. Такая свистопляска у нас продолжалась до вечера среды, 6 июля. В тот день я самолично сходил на место Большого концерта, убрал всё, что осталось после звукооператоров (туалет, горы бутылок из-под воды, бумага, пакеты...). А ещё мы вынуждены были закапывать туалетные ямы на центральной Поляне, ибо прямо там должен был разместиться форум "Иволга". Кто-то построил там туалет, а кто - непонятно! Возможно, это была служба аниматоров детской площадки... Командор пообещала организовать внутриклубное расследование этого происшествия. Последний рейс мусоровоза мы отправили в среду, 6 июля, уже после отхода последней электрички, по-быстрому свернули лагерь, очистили его территорию (к тому моменту на Поляну уже активно заезжали фуры с конструкциями шатров для "Иволги", сборка шла полным ходом), затем Табрис довёз меня, Анну и Светлану до станции Задельная, откуда мы уехали на "Ласточке". Поезд на скорости 100 км/ч проскочил платформу им. Грушина, лишь мелькнули крыши пристанционных домиков, перрон был безлюден. Валентина Геннадьевна уехала в грузовой "ГАЗели" чуть раньше, из-за отъездной суматохи даже не успел попрощаться и пожать её надёжную командорскую руку.
Десять дней на Поляне пролетели моментально, лично я даже не успел заметить! Мы успешно выполнили свою задачу - Поляну оставили чистой, что принесло моральное удовлетворение, перевесившее усталость от многодневной напряжённой работы по ненормированному графику. Гости фестиваля благодарили нас за работу, подчёркивали её важность. И ещё - многие спрашивали, почему не организован раздельный сбор мусора? В самом деле, вывоз отходов в этот раз подмяла под себя турбаза "Фестивальный парк", а они, видимо, решили не заморачиваться с контейнерами-сетками. Отсутствие сортировки мусора стало маленьким разочарованием и лично для меня. Пробовал разъяснить людям, что, мол, у "ЭкоСтройРесурса" теперь есть мусоросортировочные станции, на которых мусор эффективно разделяется, и - что сортировка его на Поляне теряет смысл; уж не знаю, насколько это было убедительно для гостей.
Несмотря на плотную загрузку, у нас была возможность послушать выступления бардов. Интересные песни звучали на площадках прослушивания, на некоторые я обратил внимание, и ещё подумал: мол, вряд ли их пропустят на следующий тур, а вот эту дребедень услышим на Большом концерте... и частично я угадал! Концерты шли и на малых эстрадах, эстрад стало поменьше, и реже возникала ситуация "хоть разорвись". Исполнители были известны ещё до нашего приезда на Поляну, среди имён бардов и ансамблей попадались и знакомые по прошлым фестивалям, например, "Плотник-82", "Твоя дивизия", "Малинада", Василий Уриевский, Вячеслав Ковалёв, Марина Дмитриева и др. Я решил на их концерты не ходить и сосредоточиться на менее знакомых. Ещё до отъезда на фестиваль обратил внимание, что среди бардов будет Олег Медведев, лидер ансамбля авторской песни "Алые крылья" из Иркутска, гость Самары ушедшей весной 2022 года, решил непременно сходить на его выступление, и это удалось.
Рис. 11.

Рис. 11 - Олег Медведев

Акустический концерт Олега Медведева на сцене "Квартира" прошёл при зрительском столпотворении, его песни были откровенные, остроумные, а порой иносказательные и бескомпромиссные. Уже много лет в фонотеке радио НИИ были его песни, и вот их посчастливилось услышать живьём:
"Сквозь какой-то там тыщу лохматый год, протоптав тропинку к судьбе,
Полосатый, как тигр, корабельный кот научился сниться тебе.
И ползли по норам ночные крысы твоих невзгод,
Когда в лунный луч выходил корабельный кот.
Он входил в твой сон, разгоняя страх, принося уют и покой,
И блестела соль на его усах, и искрился мех под рукой.
И небесный вагон разгружал восход, и уходил пустым,
Начинался день, улыбался кот, и таял, как дым..."

(Песня "Корабельный кот").
"...Плохо, коли на связи обрыв, тускло на дне колодца.
Встать и выползти из норы - что ещё остаётся?
Там, у поваленного столба, скорчиться неказисто,
И если медь запоёт в зубах, то, значит, небо зовёт связистов.
Вспомни, как было, дуло сквозь рамы в мёрзлую глушь собачьего храма,
Иней с ладони, пепел с руки, казённый листок.
Вспомни, как вдруг искрящимся жалом по позвоночнику пробежала
Самая звонкая, самая звёздная из частот..."

(Песня "Марш небесных связистов").
Не правда ли, замысловато завёрнуто? Что-то подобное было в лирике ансамбля авторской песни "Дефекты речи" из С-Петербурга, мы много лет назад заслушивались их песнями, гоняясь за исполнителями от сцены к сцене, у них была ещё и сложная аранжировка песен, а у Олега - одна лишь гитара. Я зашёл на ещё одно выступление барда, но оказалось, что у него один-в-один та же подборка песен, видимо, он их заранее отобрал для выступлений. Потому сменил эстраду, сходил на концерт казанского барда Эльмиры Галеевой. Её мы тоже открыли неожиданно много лет назад, придя на сцену "Азия+" на программу "Час Ланцберга", но в расписании произошло изменение, выступала Эльмира Галеева. Эта автор кладёт стихи поэтов серебряного века (да и современных тоже) на музыку своего сочинения, и исполняет эти песни в собственном сопровождении на гитаре своим удивительно красивым низким голосом. В этот раз бард исполнила свои новые, незнакомые песни, но тоже получилось, что на другой сцене песни стали повторяться. Также попал на выступление ростовского ансамбля авторской песни "СкитЪ", это трио исполняет фолк-рок, у их песен сложная аранжировка, в составе инструментов вместе с гитарой также и сопрано-саксофон с электробаяном. Баян имеет специальные кнопочки, нажатие на них извлекает голоса бас-гитары и даже барабана, и играть на инструменте можно, не растягивая и не сжимая меха (вот она, электроника... не баянист, а человек-оркестр!). Уже после фестиваля узнал, что группа "СкитЪ" была на Грушинском ещё в 2019-м году, и как же они тогда остались вне нашего внимания?.. Конечно, сходил на новую площадку "У Грушинского костра", там выступал мой (уже почти бывший) руководитель, Анатолий Головин, вместе с другими бардами, стоявшими у истоков Грушинского, они исполняли настоящую бардовскую классику. Когда ставил урны у "Детской" эстрады, не смог не задержаться там, чтобы послушать выступление детского ансамбля "Жигули" из Самары, из детских уст звучали нетленные песни Виктора Берковского и других мэтров жанра. Ну, а вечером в четверг, 30 июня, дошёл до сцены "Время клолкольчиков", там была совсем другая музыка - выступали коллективы со сложным составом инструментов, в "электричестве". В их числе был ранее уже слышанный саратовский ансамбль "Любители этого дела" под управлением Елены Калякиной, и их выступление немного разочаровало: вокалистка всё время отвлекалась от текста песен, обращалась к слушателям, предлагала то поднять ладони к звёздному небу "для контакта с космосом", то - подпеть припев одной из песен: "В припеве есть одно слово, из трёх букв, знаете, какое?" - "Х..!!!" - синхронно выдохнули десятки пьяных лужёных глоток, но солистка, не слыша этого, продолжала: "это слово - Аве, вы поймёте, когда надо подпевать...". Выступление "Любителей..." было недолгим, следом выступила группа "Пятый корпус", а затем - группа "Билет на Луну", у них вообще была какая-то ерунда, типа "Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла, Оля мне вчера наконец-то дала..." ("Песня о мужском счастье"). Но это было уже позднее время, слушать подобное не стал, ушёл в лагерь. Ну, а перед всеми этими ансамблями застал там же, на сцене "Время колокольчиков", выступление самарского ансамбля "Бамбозза".
Рис. 12.

Рис. 12 - Группа "Бамбозза" на сцене "Время колокольчиков"

Песни у них были быстрые, заводные, и хотя они вообще не были похожи на бардовскую классику и порой имели провокационный текст, но в тот прохладный вечер они "зашли"! Группу просили исполнить песню "Самарская", на что вокалист Вадим Малявин ответил: "Друзья, извините, регламент! Нам надо уступить сцену следующей группе, а им надо ещё подключаться и настраиваться! Приходите завтра сюда же, споём вместе!".
Рис. 13.

Рис. 13 - Слэм у сцены "Время колокольчиков"

Музыканты сдержали слово, "зажгли" по полной, у сцены был бешеный слэм, и то была прекрасная возможность познакомиться с творчеством земляков, которых до того ни разу не слышал, хотя группа образовалась ещё в 2015-м году:
"Когда темнота вокруг разольётся, и сумрачный зверь встаёт на пути,
Я достаю своё карманное Солнце - свети, свети, свети, свети, свети.
Когда холода, ночь, и сердце не бьётся, а ветер и лёд проберут до костей,
Я достаю своё карманное Солнце - согрей, согрей, согрей, согрей, согрей..."

(песня "Карманное Солнце").
"...Я вернулся, вернулся, вернулся сюда, где я провёл свои лихие года,
Где друганы мои, мои кореша, любят жизнь, но не спеша.
Самара - город мой, Самара - город наш, уже полтыщи лет все мотают кураж,
И кто-то был до нас, и будет потом навеки с этим городом.
А я шпарю по Самаре вниз по Полевой, от Сухой и до Управы этот город - мой,
И "пятнашка", и Аврора, Загородный парк,
Кто не видел этот город, как живёт - никак!..
Меня от Самары прёт! Я понял за много лет:
Самара без меня проживёт, а я без Самары - нет!.."

(песня "Самарская").
В целом, музыка на разных сценах Поляны была интересная и разнообразная. Худсовет фестиваля при подготовке Большого концерта провёл значительную работу, отобрал самые интересные, по их мнению, музыкальные номера. Большой концерт стал, как всегда, кульминацией фестиваля. Многие из гостей ориентируются именно на него, приезжая на Поляну налегке в субботу и возвращаясь домой в воскресенье. В этом году в концерте принял участие концертный духовой оркестр под управлением Сергея Рыбина, для оркестра рядом с плавучей Гитарой была смонтирована ещё одна плавучая сцена прямоугольной формы.
Рис. 14.

Рис. 14 - Духовой оркестр

Музыканты исполнили несколько номеров в виде попурри из известных песен ("За туманом", "Утренняя гимнастика", "Надежды маленький оркестрик"... - уж точно, маленький, зато профессиональный!). Вели концерт, как всегда, Борис Кейльман и Галина Хомчик, к ним добавился также и соведущий Леонид Копичай. Концерт начался с традиционных позывных - темы "Из-за острова на стрежень", исполненной на вибрафоне, затем прозвучали "Маленькая баллада о Большом человеке" в исполнении Анатолия Головина, Ольги Ермолаевой и коллектива хоровой школы № 1 г. Самары, и песня "За туманом" под аккомпанемент клавишных.
Рис. 15.

Рис. 15 - Исполнение "Маленькой баллады о Большом человеке"

Затем Борис Кейльман объявил концерт открытым, и на противоположном берегу оз. Головное вспыхнула огненная надпись "49 ГРУШИНСКИЙ", молодцы пиротехники, успешно реализовали творческий замысел!
Рис. 16.

Рис. 16 - Дымовые и огневые спецэффекты

Выступили лауреаты 49-го фестиваля в разных номинациях, прошедшие "сито" отборочных 1-го и 2-го тура. Затем на сцену Гитара вышел главный редактор радио "Калина красная" Александр Карпенко и вручил одному из лауреатов, Ивану Дубовицкому, диплом и приз, качественную акустическую гитару, за песню "Сон о Марии", объявил, что эту песню берут в ротацию на радио. Затем выступили именитые барды со своими лучшими песнями, как старыми, так и новыми. Очень остроумной была песня Тимура Шаова "По классике тоскуя", где автор хлёстко отозвался о засилье нынешней примитивной попсы.
Рис. 17.

Рис. 17 - Тимур Шаов

Интересной была новая песня саратовского автора Василия Уриевского "Время будто сделало во мне вираж". Прозвучала также и классика авторской песни, как в исполнении авторов, так и от бард-проекта "Песни нашего века". Некоторые музыкальные номера зрители встречали восторженными аплодисментами и иллюминацией всеми имеющимися фонариками, в их числе была знаменитая песня, гимн Грушинского фестиваля, в исполнении Тимура Ведерникова, причём бард по оплошности начал было петь её со второго куплета, а потом спросил, мол, " а вы почему не подсказываете?", и спел её заново, с начала:
"Каждый новый день - лишь один из дней под Луной, под лампой, под потолком.
Слава Богу, он ещё жив во мне, человек с брезентовым рюкзаком.
Слава Богу, он терпеливо ждёт, тихо отсыпается до поры,
Чтобы встретить личный свой Новый год с праздничною ёлкой ночной Горы.
Раз, два, три, Гора, гори! До утра гори, Гора!
За Горой печали свои оставь! Мы сидим на склоне, к плечу плечо.
Если эта радость тебе не в кайф, то какую надо тебе ещё?
Где, в каком краю, на какой реке, сутки напролёт, и в жару, и в грязь,
Будешь так сидеть с огоньком в руке, звёздочкой на ёлочке затаясь?.."

(Песня "Гори, Гора", муз. Андрей Козловский, сл. Виталий Калашников).
Вид Горы, сверкающей в темноте июльской ночи тысячами огоньков, - это феерическое зрелище, его невозможно описать, его не передадут ни фотографии, ни видеозапись, его надо видеть собственными глазами. На фото или видео будут отображены несколько десятков самых ярких огоньков, на деле же их тысячи, они мерцают, пульсируют... Горящие фонарики вместе с
Рис. 18.

Рис. 18 - Горящая Гора

аплодисментами - это отзыв зрителей об услышанной песне, исполнитель видит их, несмотря на свет софитов, заливающий сцену. И, наоборот, самый страшный кошмар для любого барда - выступать перед тёмной Горой, это значит, что его песня "не зашла". Таких номеров было немного, но всё же были... Закончился концерт, по традиции, песней "Милая моя" Юрия Визбора, которую исполнили все участники Большого концерта, а Гора стоя подпевала, включив все фонарики:
Рис. 19.

Рис. 19 - Финал концерта, исполнение песни "Милая моя"

"Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.
Вот и окончилось всё, расставаться пора...
...Крылья сложили палатки, их кончен полёт.
Крылья расправил искатель разлук - самолёт.
И потихонечку пятится трап от крыла.
Вот уж, действительно - пропасть меж нами легла...
...Не утешайте меня, мне слова не нужны.
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня?
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня?
Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретишься со мною?.."

В качестве песни "на бис" барды исполнили песню Валерия Канера "А всё кончается...". В целом, концерт получился вполне нормальным, он не был затянутым, начался без задержки в 22 ч. и продлился 4 ч., хотя, если бы сократить интерлюдии между песенными номерами и выкинуть посторонние, немузыкальные номера (типа речи Дмитрия Азарова), можно было бы уложиться и в 3 ч. В этот раз обошлись без фонтанной установки в озере, и ещё - звук был не всегда громкий, какие-то песни было слышно плоховато. Как всегда, почти ни разу не объявляли названия исполняемых песен! У вас, уважаемые читатели, перед глазами - полный список песен, прозвучавших на Большом концерте 49-го Грушинского, и вряд ли вы где-то ещё найдёте эти сведения:

1-Детский хор, Анатолий Головин, Ольга Ермолаева (Самара) - "Маленькая баллада о большом человеке" (Б. Есипов)
2-"За туманом" (Ю. Кукин, под клавишные)
3-Александра Замятина (Тюмень) - "Дурочка" (Е. Фролова-А. Баркова), номинация Исполнитель
4-Татьяна Уварова, Екатерина Лазуткина (Зеленоград) - "Снежный вальс" (С. Никитин-Ген. Иванов), номинация Дуэты и ансамбли
5-Ансамбль "Краски лета" (Тюмень) в составе: Ольга Рязанова, Денис Панфилов, Владимир Васильев, Алина Карташова, Лидия Бушуева, Максим Муфазалов, Евгений Миронов - "Не спи в такую ночь" (муз. и сл. А. Киреев), номинация Дуэты и ансамбли
6-Олег Корнеевец (Калининград) - "Ра" (муз. и сл. О. Корнеевец), номинация Автор
7-Иван Дубовицкий (Москва) - "Сон о Марии" (С. Никитин-А. Тарковский), номинация Исполнитель
8-Ансамбль "Камертон" (Омск) в составе: Евгения Казанцева, Андрей Артемьев, Марина Кононова, Татьяна Котлярова, Надежда Сафьянова, Дарья Михейкина, Оксана Попкова, Валентина Янченко - "А зима будет большая" (Ю. Визбор), номинация Дуэты и ансамбли
9-Максим Носов (Чебоксары) - "Три минуты тишины" (Ю. Визбор), номинация Исполнитель
10-Галина Семизарова (Рязань) - "Твой летописец..." (ст. Г. Семизарова), номинация Поэт
11-Награждение от радио "Калина красная": Александр Карпенко вручил диплом и гитару Ивану Дубовицкому
12-Марина Дмитриева (Тюмень) - "Мама сказала мне"
13-Борис Щеглов - "Песня и гитара"
14-Наталья Кучер - "Элегия" (клавишные И. Ялынский, гитара П. Пиковский)
15-Иван Ялынский (вокал и клавишные) - "Зелёное небо" (авт. Л. Сергеев и братья Мищуки)
16-Вадим Мищук - "Уплывает пароход" (авт. Л. Сергеев и братья Мищуки)
17-Галина Хомчик - "Глобус" (М. Львовский-М. Светлов)
19-Тимур Шаов Михаил Махович, Андрей Кудрявцев - "По классике тоскуя"
20-"Попурри" от Самарского духового оркестра
21-Никита Высоцкий - стихотворение "Мне судьба..." (сл. В. Высоцкий)
22-Речь Дмитрия Азарова
23-Алексей Зыков, Никита Высоцкий, Дмитрий Азаров - "Песня о друге" (В. Высоцкий)
24-Екатерина Котёночкина (вокал), Павел Дугин и Тимур Ведерников (гитары) - "Терема" (авт. Б. Вахнюк)
25-Тимур Ведерников - "Палуба" (Ю. Милютин-Ген. Шпаликов)
26-Тимур Ведерников - "Гори, Гора!" (Анд. Козловский-Вит. Калашников)
27-Павел Пиковский и Варвара Дубровина, сопровождающий Сергей Алексеевич Карамнов - "Детство" (проект А. Щербины "Рука в руке")
28-Павел Пиковский, Родион Марченко (гитара) - "Мама" (П. Пиковский)
29-Ольга Чикина (Рязань) - "Морская песнь"
30-Никита Дорофеев и Екатерина Божева (гитара, вокал), Сергей Трегубов (кахон) - "За руку"
31-Веста Солянина - "Три фигурки" (С. Никитин-Е. Евтушенко)
32-Роман Ланкин (вокал, гитара), Сергей Шитов (кларнет) - "Ах, Надя, Наденька" (Б. Окуджава)
33-проект Олега Митяева "Ирония судьбы" (Алексей Хомчик, Алексей Григорьев, Иван Ялынский, Шура Фомин, Родион Марченко) - "Маяк" ("Просыпаясь, улыбаться", муз. и сл. О. Митяев)
34-Олег Медведев (Иркутск) - "Праздник"
35-Василий Уриевский (Саратов) - "Время будто сделало во мне вираж"
36, 37-Вадим Егоров (Москва) - стихотворение "Под скрежет финишного круга...", песня "Облака" (с Вестой Соляниной, гитара)
38 Елена Фролова - "Когда я устану петь"
39 Вячеслав Ковалёв (вокал, гитара, С-Петербург), Александр Кулаев (бас-гитара), Александр Чимёнов - "Ну убежишь" (Ю. Кукин)
40 Анатолий Головин и Ольга Ермолаева ("Грушинское трио", Самара), Дмитрий Буцыков (Самара, балалайка), Роман Ланкин (Томск, гитара) - "Возвращаюсь"
41...46-проект "Песни нашего века", в составе Галина Хомчик, Вадим Мищук, Елена Фролова, Роман Ланкин, Родион Марченко - "Ваше благородие" (И. Шварц-Б. Окуджава), "Бригантина" (П. Коган), "Перекаты" (А. Городницкий), "Ночная дорога" ("Не верь разлукам, старина"), "Надежды маленький оркестрик" (Б. Окуджава, с оркестром), "Как здорово" (О. Митяев, с оркестром)
47-Все участники - "Милая моя" (Ю. Визбор)
48-Все участники - "А всё кончается" (Валерий Канер, на бис)

Авторы музыки и текстов песен указаны после их названий, а если не указаны, то подразумевается авторское исполнение.
Изучая расписания концертов, которые регулярно вывешивались на информационных стендах, намечал сходить на того или иного исполнителя, но не всегда, к сожалению, замысел удавалось осуществить (не буду же я говорить напарникам, мол, "сходите в рейд без меня, там выступает интересный мне бард - схожу туда...", это было бы "дичью"). Например, на Заключительном концерте вечером в воскресенье выступал бард Тимур Шаов, но услышать удалось лишь малую част концерта, прямо из лагеря, затем у нас был аврал после вечернего приезда мусоровоза на торговую поляну. У нас же была важная работа, обеспечение чистоты Поляны, и нам ещё, можно сказать, повезло. Некоторые организаторы (таможня, коменданты...) вообще не имели возможности посетить ни одно выступление! Но такова доля организаторов - они работают, чтобы гостям было комфортно. Праздник, очень хочу надеяться, удался. Впрочем, окончательное мнение на этот счёт узнавать надо у гостей.
Пару слов скажу и о погоде на фестивале. Она была нежаркая, ночи были довольно прохладные, +6...+8 градусов, в течение дня +15...+20 в лучшем случае. Солнце значительную часть времени было скрыто облаками, нередко задувал порывистый ветер с запада и с севера, Волга была тоже прохладная, примерно +17 - не позагораешь! Лишь по окончании фестиваля стало потеплее. Без дождя не обошлось, природная традиция Грушинского фестиваля была соблюдена, короткий ливень пролился ближе к вечеру пятницы, 1 июля, была гроза с громами и молниями, а в некоторых местах Поляны (в западной её части, у таможни) выпал даже град, но больше осадки нас не донимали.
Упомяну и про саму Поляну. Как уже упоминал, Экологическая служба фестиваля всегда делает всё возможное для полной очистки этого красивого уголка родной природы по окончании фестиваля, дальнейшее восстановление остаётся за природой. Вытоптанная трава отрастает вновь после дождей, мелкий органический мусор (типа пищевых отходов, бумажек) бесследно и без вреда для окружающей среды перегнивает. После двух лет перерыва Поляна восстановилась полностью - вырос густой подлесок, заросли все костровища, на открытых лугах цвело пышное разнотравье с клубникой. При подготовке фестиваля пришлось выкосить траву во многих местах, после мероприятия она оказалась вытоптана, но нет сомнений - всё восстановится.
Не раз доводилось слышать, что, мол, авторская песня и сам Грушинский давно уже в глубоком кризисе. Не верьте подобным слухам, это дезинформация. Фестиваль посетили более 50000 гостей, на прослушивание было подано почти 500 заявок живьём и порядка 800 по Интернету, конкурсные жюри трудились по ненормированному графику... - может ли такое быть при "кризисе жанра"? Нет!
Уважаемые любители авторской песни! От имени организаторов приглашаю вас на юбилейный, 50-й Грушинский фестиваль. Согласно анонсу, размещённому на сайте фестиваля, праздник должен пройти на традиционном месте, на Мастрюковской фестивальной Поляне, с 29 июня по 2 июля 2023 г. Хочу надеяться, что у вас не будет вопросов, что с собой взять. Готовиться надо так же, как к турпоходу с несколькими ночёвками, с учётом того, что костры на Поляне запрещены (потребуются газовые горелки для готовки). Также - не везите с собой спиртное на фестиваль! Если не можете без него обойтись, то выберите другое место, но не Поляну.
© Dmitry (Дмитрий Михайлов). Сентябрь 2022 г.
Фотоматериалы, иллюстрирующие отчёт, взяты с сайта Грушинского фестиваля, это подборки фотографов Алексея Гольянова, Дмитрия Рузова и Петра Шевцова, плюс к тому - стоп-кадры видеозаписи Большого концерта.
Фото мусороконтейнерной площадки (рис. 8) смонтировано из нескольких кадров вертикального видео, автор съёмки Леонид Парфёнов.
Схема фестиваля (рис. 6) - с сайта Грушинского фестиваля, с незначительными корректировками.
Аэрофотосъёмка (рис. 9 и 10) - с портала fastcomet, комментарии добавлены автором.
Отчёт содержит тексты музыкальных произведений. Все права на музыку и тексты песен принадлежат их авторам или иным законным правообладателям.



Dmitry
Автор: 14
17:05, 30-09-2022

Комментариев ещё нет, стань первым!


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.