Я - экотурист: Родители и дети (Ростовский заповедник).


1926


Рано или поздно человек становится родителем, движимый теми или иными побудительными мотивами. Чаще эту роль люди выполняют по некой программе заложенной в них в процессе воспитания. Идеальных родителей, как и людей не бывает, разные взаимоотношения в семье формируют соответствующую личность и будущее наше наследие.
Автобус, рассчитанный на тридцать посадочных мест, заполнялся пассажирами, собравшимися на экскурсию выходного дня. Так уж сложилось, из-за утомительных дорожных условий радость от подобного отдыха получают только взрослые и дети не моложе среднего школьного возраста и то не каждый. В числе путешественников был мальчик десяти лет. Последними вошла семья с двумя детьми, шестилетней на вид девочкой и малышом, едва научившимся сидеть. Им достались задние места, по пути продвижения к которым каждый из сидящих одаривал молодую чету сочувствующим и непонимающим взглядом. Пять с лишним часов пути в одну сторону и возвращение в полночь.
- «Что за родители? Мучить ребенка и себя. Для взрослого такая однодневка утомительна», - кто-то вполголоса озвучил мысли каждого.
Люди боялись, что их путь будет сопровождаться детским плачем. Ближе к полудню солнце разогрело салон, не помогали маленькие потолочные вентиляторы над сидениями. Защитных от солнца шторок на окнах тоже не было. Десятилетний мальчик изнемогал от неподвижности, перепробовав все позы в кресле и меняясь местами со своим папой. Все ждали с опасением, когда же закончится запас терпения грудного малыша у родителей на заднем сиденье, но он радовал пассажиров, временами раздающимся здоровым смехом, общаясь, по всей видимости, со старшей сестренкой. Девочка тоже вела себя спокойно и уравновешено.
**
Приехали в заповедник. Туристы медленно продвигались вслед за экскурсоводом по экологической тропе цветущей весенней степи, слушая подробный рассказ о флоре и фауне нетронутой степи. Неутомимый школьник активно крутился, обращая больше внимание на окружающих людей, чем под ноги. В результате от его детской энергии, а не по злому умыслу, теряли первозданную красоту степные ирисы и тюльпаны, занесенные в «Красную книгу», попадая под его ноги. Посторонним людям их воспитание не позволяло делать замечание чужому ребенку. Родители мальчика жили своей жизнью и были увлечены разговорами о рабочих проблемах и достижениях в социуме.
Молодая семья с двумя детьми держалась вместе, передавая малыша из рук в руки в момент фотосьемки окружающих красот, одновременно не теряя из вида свою старшую дочь. Девочка в красной кофточке сама, как степной тюльпанчик, то приседала, увлеченно рассматривая цветочки, букашек, то перешагивала на цыпочках, боясь навредить этой цветущей красоте. Шестилетнее создание ловила всю информацию от экскурсовода и спешила увидеть тот или иной экземпляр, на который обращала внимание сопровождающая. За все время экскурсии никто не услышал голоса родителей, дающих указания своей дочке. Воспитательным моментом служили жесты, предупреждавшие об осторожности при передвижении девочки по цветущей степи. Своего грудного малыша они время от времени, чтобы дать отдых рукам, сажали на травку в поле, на берегу озера, который с интересом изучал своими крошечными ручонками окружающий мир, рассматривая травинки. Не обращая ни на кого внимания, маленький человечек увлеченно перекладывал травинки из руки в руку, познавая и получая развитие. Он не тревожился, словно чувствуя постоянный неусыпный родительский контроль. По выражению лица было видно, что ребенку хорошо и комфортно. Когда мама кормила его, меняла подгузники, когда они сами кушали, никто не видел. Этих людей не обременяли дети, они словно органичный симбиоз родителей и детей радовались жизни и получали от нее удовольствие, наводя других на мысль: «Не часто сейчас можно встретить детей со здоровой психикой».
Семья школьника была более заметна и обращала на себя внимание. Как я уже упоминала, они занимали в автобусе две последовательные пары сидений: впереди находилась мама мальчика, вероятно, со своей сестрой, так как они были похожи по типажу и манере поведения, а за ними сидели представители мужской половины семейства. Эта дружная четверка при каждом возможном случае располагалась на траве, чтобы подкрепиться. Каждый жил, что называется, своей жизнью: женщины в большем занимались пересудами, а папа с сыном молча сопровождали их. Удивил следующий случай. Тетя мальчика за время пути эпизодически обращалась к своей электронной книге, а на остановках в санитарных зонах она поспешно ее прятала в рюкзак, после чего две родственницы наслаждались перекурами около автобуса до самого его отправления.
В очередной раз, когда все устраивались на сиденьях для продолжения пути, женщина демонстративно громко, обратилась к пассажирам с вопросом: «Кто спер мою электронную книгу?». Не получив от присутствующих признания, она более настойчиво и агрессивно стала выдвигать обвинение в адрес окружающих, применив в речи и нелитературное слово. Водитель автобуса повернулся к ней и попытался ее успокоить:
- Может Вы ее забыли на травке, где отдыхали? Тут никто ее не мог взять, все «свои». –
- Нет, я хорошо помню, что оставила ее на сиденье, когда выходила. Ее здесь сперли, - (в этом месте звучало нецензурное слово).
Родственники молчали в знак согласия, не пытаясь успокоить «пострадавшую». Делая раздражительные телодвижения, она взяла свой рюкзак, открыла, вероятно, чтобы убедить всех, в обоснованности нападок и увидела там электронную книгу. Фыркнув, плюхнулась на сидение, срочно погрузилась в чтение, не сделав хотя бы попытку сгладить свое некрасивое поведение. Члены ее семьи продолжали молча сидеть. Интересно, какой урок воспитания получил их ребенок - школьник?
**
Набравшись впечатлений, мы вернулись домой и я подумала: «Может и хорошо, что память первично фиксирует все, плохое и хорошее, предоставив человеку возможность проанализировать, сделать выводы и выбор для дальнейшего руководства к действию и, лишь спустя время, негативные воспоминания тускнеют. Таким образом, человек совершенствуется».


Ольга Гок
Автор: 2
21:22, 30-04-2014

Комментарии1 комментарий 


СкиФ
СкиФ19
30 апреля 2014 г. в 21:23
Спасибо, работа принята на конкурс!

Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.