Поход по реке Илéть, май 2013 г., впечатления начинающего водника


9692


Предыстория похода


Наверное, немного найдётся людей, кто не слышал бы о фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, который проходит в Самарской области в первые выходные дни июля уже более сорока раз. Неизменным организатором его является общественная организация - Клуб авторской песни имени Валерия Грушина, но это далеко не единственное направление его деятельности. Кроме популяризации авторской песни и сохранении памяти о человеке, имя которого носит фестиваль, клуб пропагандирует туризм, организует походы и экспедиции, и не только для участников, но и для всех заинтересованных людей. Каждую осень клуб организует вечер встречи на месте проведения первого слёта друзей Валерия Грушина, каждую зиму (в новогодние праздники) - выезд лыжников на Южный Урал, каждое лето (по окончании очередного Грушинского фестиваля) - водный поход на ялах "Жигулёвская кругосветка", и каждую весну (в майские праздники) - водный байдарочный поход по одной из малых рек европейской России. В мае 2013 года мне и моим друзьям впервые в жизни посчастливилось присоединиться к такому походу. Он состоялся с 5 по 11 мая по реке Илéть, это республика Марий Эл. Отправился туда вместе со своим другом и напарницей по Экологической службе Грушинского фестиваля Галиной, а также и её мужем Дирком, он - голландец, бизнесмэн, работающий в Самаре по контракту директором отеля "Ренессанс".
Походы, которые организует Грушинский клуб, нельзя считать категорийными, сложность маршрутов, как правило, минимальна, рассчитана на туристов всех возрастов, а также - на начинающих. Водный маршрут по реке Илéть относится как раз к таким. Постарался узнать о нём подробности заранее. Река берёт своё начало в дебрях марийской тайги недалеко от райцентра Параньга, протекает через несколько районов республики Марий Эл, преимущественно через малонаселённые, лесистые участки, заходит даже в республику Татарстан, и впадает в Волгу неподалёку от посёлка Помары.
Рис. 1. Карта из Малого атласа СССР

Перепад высот между точкой старта и конечной точкой составляет около 30 м, что очень много для равнинной реки, это гораздо больше, чем в Волге в окрестностях Самары. При длине водного пути около 90 км получается падение уровня около 30 см на каждый километр.
Рис. 2. Полная карта нашего маршрута (красные звёздочки - старт, стоянки (Н1,Н2...-ночёвки) и конечная точка)

Незадолго до похода прошло организационное собрание, где были распределены дежурства, мы получили инструкции о подготовке к водному походу, о том, какое снаряжение для него необходимо, и какие продукты закупить. Руководителем сплава был Владимир Стригун. А лодки для сплава нам предоставил наш хороший знакомый (проще скажу - замечательный друг) Диамар (Дима) Черепанов, "прожжённый" водник. Конец апреля у нас был занят подготовкой к походу. Мы развернули и тщательно проверили состояние шкур байдарок, проклеили места возможных течей. Немало времени заняла и закупка снаряжения, необходимого для водного похода. Всё-таки на собрании наши спутники мало что нам сказали - для них всё было ясно, и им казалось, что и всем остальным тоже всё очевидно, даже тем, кто идёт в первый раз. Наиболее подробно меня и Галю проинструктировала мой друг Елена Долматова, у которой в активе около 20 водных ("мокрых") походов, и которая не смогла, к сожалению, присоединиться к нашему походу. Снаряжение для водного похода гораздо более громоздкое, чем для пешего, есть своя специфика.

Описание похода


Уехали мы, как и планировали, 4-го мая в 22 ч. из Самары, с ул. Осипенко. Специально заказанный организаторами автобус делал остановки в городе - у парка Гагарина, у ипподрома, на ул. Димитрова и в Управленческом, участники похода подсаживались и грузили своё снаряжение. А далее поехали через Большую Царевщину, Мирный, Елховку по трассе на Димитровград. Такой способ доставки до места начала похода используется не первый год, он гораздо удобнее, чем, например, железнодорожный транспорт. Про автобус нельзя не сказать пару слов - эта трёхосная машина была прекрасно адаптирована под перевозку таких групп, как наша! На первом этаже - огромный грузовой (багажный) отсек, точнее, несколько, в них уместился наш сверхгромоздкий груз - байдарки, гермомешки (не зная, каким будет автобус, я не представлял, как возможно разместить лодки и самим уместиться в салоне...).. Пассажиры сидят на "верхней палубе" - втором этаже - в мягких креслах с регулируемым наклоном, как в самолёте. Всего нас было человек 40 - по возрасту "до 10" и "старше 70". Там висели и телевизоры, через которые нам прокрутили пару любительских фильмов о прошлогодних походах, было это почти до полуночи, затем сеанс окончился.
Путь к месту начала маршрута не обошёлся без маленького приключения - неожиданно, уже когда минули Нурлат, поперёк шоссейки увидели шлагбаум и знак: "Реконструкция дороги. Объезд". Водитель свернул на объездную дорогу, ехал минут 15, пока не упёрся в непроезжаемые рытвины! Где-то был ещё указатель, но он остался незамеченным - то ли сбили, то ли просто проскочили в темноте. Постояли в поле, водитель глядел-глядел в навигатор и карту... Даже по звёздам было не сориентироваться - ночь-полночь, чистое поле, ни огонька, небо затянули облака... Попятились назад, на ощупь разыскали продолжение пути, и далее уже не сбивались. Спать в автобусе сложно, хоть кресла и мягкие, но машину трясёт и кидает на колдобинах. Подремать удалось пару часов, затем посветлело, стали видны окрестности - поля с рыжей землёй, лесополосы (кое-где в тенистых местах ещё оставались островки снега), деревеньки с непременным минаретом (Татарстан же!), дорожные указатели с незнакомыми названиями - Шали, Муслимкино, Богородское..., дублированными на "туган тел". Такими же - дублированными на татарском - были и вывески на придорожных магазинчиках. Ехали не через Казань, как ожидали ранее, а окольными путями, ключевой точкой стало село Дубъязы. После него ещё более часа колесили по полуразбитым сельским шоссейкам, затем - через лесной массив до моста через нашу реку Илеть около деревни Фадейкино, начальной точки нашего маршрута.
Рис. 3. Разгрузка автобуса

Выгрузили наш груз, стали собирать лодки. Река текла почти бесшумно, она была холодной, да и выглядела неприветливо-серой.
Рис. 4. Сборка лодок

На песчаных берегах было хорошо видно следы от недавнего весеннего паводка, к моменту нашего приезда уровень уже воды существенно снизился. Не раз и не два в пути приходилось слышать слова наших спутников - "мало воды, течение медленное...". По их словам, летом в реке уровень будет такой низкий, что река станет непроходимой из-за обилия топляков, которые по весне скрыты под водой.
Было часов 10 утра 5 мая, когда из непроницаемых серых облаков заморосил дождик, нам пришлось надеть плащи. В прохладную погоду сборка лодок проходила непросто, шкуры были дубовыми. Кое-как справились. Дежурные тем временем вскипятили чай, приготовили завтрак, мы перекусили.
Рис. 5. Завтрак

К нам примкнула ещё группа из 10 человек - из Казани и Москвы, они приехали туда же на микроавтобусе чуть позже нас, это сразу так и планировалось, что пойдём вместе, что 9-го мая они "отвалятся", а мы останемся и пойдём дальше. Галя собиралась отправить Дирка с ними до Казани, ибо 10-го ему надо было попасть в Самару на работу, и забегая вперёд, скажу, что отъезд удался.
Организаторам я ещё до похода объявил, что вместе со своими друзьями впервые иду в водный поход, и что нам нужны капитаны-инструкторы.
Рис. 6. Дирк, Галя и Дима (в шляпе)

У Гали с Дирком капитаном был Дима Черепанов, они шли в тройке, а моим капитаном должен был стать Влад "Мартын" Макаров, однако ему пришлось сесть в тройку к "двум неуправляемым женщинам". В итоге моим капитаном стал бард из Казани Валерий Боков! Он много раз был лауреатом и почётным гостем Грушинского фестиваля, а в 2010-м году приехал и на осенний слёт в урочище Каменная Чаша.
Рис. 7. Капитан Валерий Боков

С капитаном мне фантастически повезло!!! Он не "грузил" долгими инструктажами, не журил за мелкие промахи, допускаемые из-за отсутствия опыта (вроде неидеально прямолинейного курса из-за водоворотов на реке), и вообще, предоставил судно в почти полное моё распоряжение, лишь изредка давая указания типа "пойдём под левым берегом" (при сильном боковом ветре), "суши вёсла" (на относительно прямом участке пути), "обойдём топляк справа", ну, и конечно, отвечал на мои вопросы, которых было немало на первых порах. Когда мы спустили лодку на воду и загрузились, Валерий отдал одну-единственную команду - "вперёд". Я взял весло в руки и шлёпнул им по воде, стараясь грести примерно так, как это делали и мои спутники.
Рис. 8. Первые метры по воде

К моему удивлению, лодка довольно шустро пошла, и управлять ей оказалось несложно! Валерий, к слову, грёб далеко не всё время, а лишь при сильном ветре и на сложных местах, во всех остальных предоставив управление матросу.
Рис. 9. Дима, Галя и Дирк в тройке

Я заметил, что наша двойка немного инерционна, на рулевые гребки реагирует не сразу, а также чувствительна к водоворотам, и имеет тенденцию к уклонению влево. И догадался, почему: Дима Черепанов, хозяин, обклеил шкуру снаружи по местам прилегания к каркасу резиновыми полосами, вырезанными вручную из автомобильных камер, но симметрия не была полной. Лодка, таким образом, была адаптирована к горным рекам, но зато из-за негладкого днища теряла в скорости по спокойной воде.
Рис. 10. Село Фадейкино (с сайта "Команда-К")

Первые километры по реке мы прошли как-то совершенно незаметно. Фадейкино скрылось за поворотом, река стала петлять, из непроницаемых туч лил дождь. По безлюдным берегам были то луга, то густой лес - сосны, ели, берёзы, некоторые склонялись над водой, а какие-то уже упали, подмытые течением.
Рис. 11. Безлюдный пляж Илети

За каждым поворотом приходилось бороться с водоворотами, образующимися за изгибом, а над омутами лодка рыскала по сторонам. Река в том месте узкая, 6...10 м, течёт достаточно быстро - около 5 км/ч, плюс ещё километра 3 в час - за счёт вёсел. Лодка двигалась плавно, но быстро, наверное, не догнать бегом. Впереди послышался шум порога, и вскоре мы его увидели перед собой. Валерий спокойно
сказал - "держи прямо, пройдём, ничего страшного", и вправду, проскочили без происшествий, в лодку заплеснулось всего литра 3 воды, хотя нос скрылся полностью в воде! Позже я узнал, что одна из байдарок нашей группы была
залита наполовину, людям пришлось причалить и отчерпываться, как-то не очень удачно они вышли на этот порог. Ещё было препятствие в виде дерева, упавшего с берега и полностью перекрывшего русло на высоте около полуметра - ни объехать, ни поднырнуть, ни перетащить лодку невозможно!
Рис. 12. Остановка у затора

Все экипажи причалили к заросшим кустами берегам, мы посовещались, и в конце концов просто перепилили ствол, после чего дорога открылась, и лодки по одной двинулись дальше. Ещё несколько поворотов реки, и неожиданно наши спутники крикнули с берега - "всё, чальтесь, ночуем здесь".
Мы вошли в скрытую за деревьями бухточку, вытащили наши лодки на довольно-таки грязный берег, разгрузились, разбили лагерь.
Рис. 13. Бухта, куда мы причалили

Хорошо, когда в группе много народу - кто-то начал ставить палатки, кто-то отправился за дровами, дежурные сразу начали готовить ужин, и так было на всех привалах. Я в стороне не оставался, распиливал принесённые стволы сухостоя на поленья, и пока работал своей ножовкой, успевал согреться, хотя во время гребли и так холодно не было. Переоделся в сухую одежду, мокрые от дождя штаны немного просушил у костра, а затем разложил в поставленной палатке в надежде, что к утру ещё чуть просохнут. Отметил, как ответственно организаторы отнеслись к такой "мелочи", как костёр и готовка!
Рис. 14. У костра

С собой у нас были складные столики и решётка для постановки котлов над огнём, плюс сами котлы - 5 огромных. А для удобства были организованы 2 костра - для готовки и чтобы сушиться. После перекуса, пока не стало темно, немного побродил по ближайшим окрестностям. Наш лагерь стоял на высоком берегу, под кронами сосен и елей, за рекой были пойменные луга, перелески и заросшие тайгой холмы под свинцово-серыми тучами, которые почти спускались до земли. Заметил в воде то самое дерево, которое мы перепилили, чтобы пройти по реке, коряга доплыла до изгиба реки и там застряла.
Природа того края заслуживает отдельных слов восхищения. Казалось бы - лес да лес, но это радикально другой лес, не такой, как в нашем родном Самаролукском краю! Стало ясно, почему он называется тайгой, хоть это и не Сибирь. Вот у нас в Самаре, в том числе и около нашего предприятия, в качестве декоративных деревьев высажены ели, которых в наших окрестных лесах не встретишь. А в Марий Эл они растут вперемешку с соснами, берёзами, там они обычны! Плюс можжевельник, пихта, брусника, ягель... И нет сорных деревьев вроде ясеня и американского клёна. Травяной покров тоже отличается, знакомых трав видел немного. Вообще, попав в марийскую тайгу из Самары, мы словно совершили маленькую поездку на машине времени на две недели назад. В Самаре в день отъезда деревья стояли зелёные, в листве, а там лес стоял голый, лишь ко времени отъезда стали распускаться набухшие почки.
Рис. 15. Весна в марийской тайге. Деревья, склонившиеся над водой, называют "расчёсками"

Тайга была полна и птичьими голосами, пели кукушки, соловьи, синицы и др. певчие, слышно было курлыканье воронов и (как мне показалось) уханье совы. Однако с наступлением темноты птичий хор смолкал, как по команде, до рассвета. Почти повсюду были следы деятельности бобров - погрызенные деревья, и лосиные "горошины", но сохатые, к счастью, в гости к нам не являлись.
...В течение ночи несколько раз припускался ливень, он барабанил по палатке. Утром 6 мая после завтрака стали готовиться к продолжению пути, пришлось упаковывать мокрую палатку, но самым трудным было заставить себя вновь надеть мокрые и холодные штаны, после упаковки сухих в герму! Вышел из положения, прогрев их до пара у костра, и надел до того, как они вновь остыли. Спустили лодки на воду, покинули стоянку.
Рис. 16. Проводка лодок

Рис. 17. Препятствие

Вскоре за излучиной уткнулись в препятствие - толстое дерево, полупритопленное, перегородившее русло.
Перепилить его было немыслимо, мы вылезли из наших лодок и по одной провели их над бревном, затем вновь заняли места и продолжили путь.
Река петляла, она была достаточно узкая, даже обогнать попутную лодку было непросто - был риск задеть судно и людей веслом, и самому "схлопотать". Я приспособился, по рекомендации моего капитана, на поворотах идти по кратчайшему пути, хотя там течение было самым медленным. По стремнине (внешнему радиусу поворота) идти было, конечно, проще, течение там быстрее, но зато затягивает под "расчёски" (склонившиеся деревья), да и все топляки и коряги таятся, как правило, на быстрине, под крутым берегом. Пару раз сразу за поворотом нашу байдарку резко бросало водоворотом к берегу, раз даже уткнулись носом в песчаную косу, но снялись и пошли дальше. И вот за одним из изгибов влево, который я проходил на скорости и был готов выгрести из водоворота, неожиданно увидел приткнувшуюся носом к плёсу байдарку! Она стояла точно поперёк нашего курса, в ней сидели две женщины, голосов они не подавали, попыток отплыть не делали... Отдохнуть решили, не иначе!!! Вот так, наверное, поступают и пресловутые блондинки-автоледи, которые бросают свои машины где угодно, не включив габариты или аварийку... а потом обижаются, что в темноте кто-то в них врезался... Чтобы не пропороть борт той байдарки, мне пришлось вывернуть вправо, на стремнину - то, чего я делать очень не хотел!!! Но развернуться влево и ткнуться носом в берег уже не успевал, да и в этом случае кто-то следующий мог впороться уже в нас. Обошли ту лодку, стали вновь прижиматься к левому берегу, чтобы уйти со стремнины, лодка стала немного под углом к течению. И тут мы налетели бортом на топляк! Он был на глубине около 10 см, совершенно невидим, торцом к нам, над ним не было характерных бурунчиков... Солнца, напомню, не было, а блеск пасмурного неба на воде мешал его увидеть до момента столкновения. Лодку развернуло поперёк течения и стало заваливать на правый борт, вода заплеснулась внутрь. В голове мелькнули мысли: "Что за препятствие, почему не было видно? Повреждена ли лодка? Сможем ли починить?" Писать это долго, читать - чуть быстрее, а там прошло всего мгновение, мне и капитану пришлось спрыгнуть в воду. Я схватился мёртвой хваткой за правый фальшборт левой рукой, а правой продолжал держать весло, и пытался им подгрести. Команда Валерия - "К берегу!" - развеяла все сомнения в правильности действий. Что касается весла, то с самого начала я поставил лопасти прямо, без поворота, и это очень помогло: три гребка (на себя - перпендикулярно, от себя - с поворотом весла параллельно поверхности воды) - и мы нащупали под ногами дно, подтянули полузатопленную лодку к берегу, вытянули её, разгрузили, осушили, вновь загрузили.
Рис. 18. Спуск лодки на воду после аварии

В какой момент лодка перескочила через торец топляка, я так и не понял. Ничего не потеряли и не намочили, багаж был в гермах и привязан. Во время осушения мы предупреждали все следовавшие за нами экипажи о препятствии, благодаря чему больше таких казусов не было, кроме лодки одного из наших спутников Валерия Захарова. Она следовала за нами, и экипаж тоже был вынужден дёрнуть вправо, чтобы обойти тех женщин. Но всё равно они крепко приложились к коряге, у них, как выяснилось позже, срезало заклёпки на шпангоуте. Наша же лодка повреждений не получила, и классического оверкиля тоже не было. Покритиковали тех женщин, которые спровоцировали происшествие, сели в лодку, пошли дальше. В ажиотаже наших действий мы и не чувствовали, что река довольно холодная, а затем налегли на вёсла и согрелись.
Рис. 19. Место чайного перекуса

Ну, а вскоре увидели за поворотом реки причалившую к берегу флотилию и дым костра - там был запланирован чайный перекус, мы попили чая, рассказали подробности нашего приключения.
Рис. 20. Прибытие к месту перекуса

Все наши спутники нас поздравили - "да-а, поймать такой топляк - это один шанс из ста... Рады, что всё хорошо кончилось!". Галя же прямо сказала - "С крещением, Димка!". Забегая вперёд, скажу, что происшествие не было единственным на маршруте, у других были и пропоротые шкуры, и захлёсты на порогах, некоторым экипажам приходилось не только осушать, но и серьёзно ремонтировать суда, но, к счастью, никто не травмировался и не заболел.
Поехали дальше, рассчитывая дойти к вечеру до устья реки Ашит и заночевать там. Путь не был особо примечателен - река была такая же извилистая, повороты были похожи один на другой, да и пейзаж на берегах не отличался разнообразием. Любоваться же им было некогда, на фарватере было полно коряг, а мне в каждом бурунчике мерещился теперь топляк.
Рис. 21. Коряга на фарватере. Таких на пути мы видели множество

И не зря мерещился - один заметил всего за 5 метров точно по носу! Советоваться было некогда, сделал два рулевых гребка справа и два подтягивающих - слева, чуть суставы не вывихнул, весло аж затрещало, лодку бросило влево на полметра, и с колючим сучковатым толстенным топляком разминулись по правому борту в нескольких см... Дождь периодически усиливался до ливня с ветром, река буквально кипела, среди фонтанчиков от дождевых капель по поверхности воды словно катались жемчужные шарики - красивое зрелище, нечасто такое увидишь! Но к вечеру тучи развеялись, выглянуло Солнце.
Рис. 22. Наша двойка

К тому моменту мы гребли непрерывно уже часа три, к меня стала затекать и неметь "пятая точка", попросил капитана об остановке для отдыха, по примеру наших спутников, делавших остановки ранее (мы видели их байдарки). У Валерия тоже занемели ноги, кое-как мы вылезли, походили по берегу, восстановили кровоток. (Перед походом я сделал для Гали сидушку из пенопластового бруска, чтобы ей, с её-то низким ростом, сидеть и грести было удобнее, повыше, а себе делать такую не стал - опасался, что центр тяжести сместится вверх, и лодка потеряет устойчивость. Напрасно опасался - байдарка устойчива, даже при крене 30 град. возвращается на ровный киль!). Вновь сели в лодку, продолжили путь, а за очередной излучиной увидели причалившие байдарки - место нашей следующей стоянки было рядом, знали бы - не делали бы остановку.
Рис. 23. Место второго ночлега

Место нашей второй стоянки было красивее, чем место первой, - чистый песчаный берег, сосны на берегу. Прошли мы в тот день (а было это 6 мая) около 30 км, по сравнению с первым днём пути (5 мая) - раза в 4 больше. Ночлег прошёл без происшествий, ночь была ясная и прохладная, но при том среди ночи всё же мороснул короткий дождик. Могу сказать, что спалось лично мне в походе просто великолепно! Поначалу думал, что и во сне буду продолжать грести, огибать топляки, но нет - спалось без снов, а с утра бывал в полной силе, и руки, и ноги были готовы к продолжению маршрута, хотя шум дождя и птичьи голоса на рассвете сквозь сон слышал прекрасно.
Рис. 24. Туман над рекой

Рис. 25. Плёс

Поскольку я - "жаворонок", то делал себе подарки: просыпался пораньше, чтобы зарядиться свежестью утра на этой красивой реке в окружении дремучего леса, услышать пение птиц, которое не заглушают голоса наших спутников. А вот Галя - истинная московская "сова", неизменно эту красоту пропускала, и выходила из палатки к концу завтрака, даже Дирк не мог её добудиться.
Рис. 26. Продолжение пути

Утром 7 мая после завтрака продолжили сплав, оказалось, что мы стояли всего в 1,5 км выше устья реки Ашит. Утро было солнечное, и благодаря этому лишний раз убедились, насколько извилиста наша река: Солнце светило то слева, то сзади, а то и спереди. Пейзаж стал гораздо красивее под синим небом, кое-где по берегам был не лес, а луга, местами виднелись домики деревень и бывших леспромхозов, но то было нечасто. Миновали ещё несколько порогов, они образуются там, где в толще песчаных грунтов есть выходы твёрдых, каменистых пород. В таких местах воочию видна мощь даже такой сравнительно небольшой реки - перепад уровней виден невооружённым глазом, течение ускоряется, главное - попасть точно в середину, и держать прямой курс.
Рис. 27. Обеденный привал

Рис. 28. Оборудованная зона отдыха

Рис. 29. Очередь за обедом

Обеденный привал сделали около моста через реку, где проходит дорога к селу Красный Стекловар, там было оборудовано место отдыха с очагом, беседкой и лавками, затем продолжили путь.
Рис. 30. Продолжение сплава

Рис. 31. Плакат национального парка "Марий Чодра" ("Марийский лес")

К тому моменту мы уже вступили в национальный парк, были видны таблички на деревьях на берегу: "Национальный парк "Марий Чодра". Заповедная зона. Вход и въезд запрещены!" - мы их игнорировали, что нам оставалось делать? Вылезать на берег, разбирать байдарки и уносить? А куда?..
Рис. 32. Место третьей ночёвки

Наша следующая стоянка очень походила на предыдущую - тоже была на красивом плёсе у соснового леса, ночлег тоже прошёл нормально, хотя ночь была холодная, до заморозков и инея! Галя жаловалась, что спать было холодно, а ещё у них обнаружилась утечка в одном из их с Дирком надувных матрасов, приходилось подкачивать несколько раз за ночь.
Палатки мы поставили с видом на реку - впервые в походе, и хотя особо полюбоваться не довелось, но под журчание реки спалось прекрасно! Утром 8 мая проснулись под перекличку кукушек, одна куковала на полтона ниже.
Рис. 33. Утро в лагере

Рис. 34. Заготовка дров

Наша завхоз Татьяна Черепанова перенесла моё дежурство именно на 8 мая с 10-го, так что весь этот день участвовал в готовке: послеживал за костром, размешивал кашу, чистил картошку, мыл котлы. Вот ещё повод похвалить организаторов за продуманную тактику - когда дежурит команда, всё получается быстро и неутомительно, все остальные дни ты свободен.
Рис. 35. Подготовка к отплытию

Рис. 36. Вид на реку

В тот день, 8 мая, наш переход закончился как-то неожиданно, мы прошли даже чуть меньше 20 км - не то, что накануне (более 30).
Рис. 37. Коллективное фото участников похода

Остановились на обеденный привал, где сделали коллективное фото, и, миновав изгиб реки с горой застрявших на мелководье брёвен, остановились у крутого песчаного берега, рядом с которым в лесу, как выяснилось, была заброшенная пасека - полянка, два старых бревенчатых сруба с омшаником под одним из них, а под деревьями валялись старые ульи.
Рис. 38. Излучина

Рис. 39. Завал на оеке (фото с сайта "")

Неподалёку в реку Илеть впадал чистый лесной ручей, из которого мы брали воду для готовки - ближе, да и почище.
Рис. 40. Высадка у заброшенной пасеки

Рис. 41. Разгрузка лодок

Полянка была живописная, с очагом, рядом с которым мой коллега Виктор Кириллович Кривошеев, по своему обыкновению, смонтировал лавки из толстых брёвен.
Рис. 42. Заготовка дров

Рис. 43. Напиленный валежник и сухостой

На этой полянке мы стояли следующие 3 ночи, там у нас были 2 днёвки, так решили организаторы вместо того, чтобы идти до села Помары. (Наверное, многие помнят газопровод "Уренгой-Помары-Ужгород", вот это те самые, марийские Помары). Тоже отличный вариант!
Рис. 44. Обеденные (складные) столы

У нас была масса времени на отдых, солнечные ванны, даже купание, ну и, конечно, на прогулки по окрестной тайге. Рядом с пасекой были полузаросшие, неведомо куда ведущие просеки, лес был густым и сырым, с обилием ручейков и речных стариц. Наверное, летом в тех местах нет спасения от таёжных комаров, нам же эти кровососы почти не попадались. В весеннем лесу пахло хвоей, распускались почки на деревьях, расцветали цветы, пели птицы, и - никаких шумов цивилизации...
Рис. 45. Яма для мусора, авторы Валерий Захаров (слева) и Кирилл

9-го мая с утра по предложению Виктора Кирилловича мы устроили на нашей поляне субботник - собрали и рассортировали отходы, бутылки, банки, вырыли яму, зарыли железо и стекло, а всё, что горит, сожгли в той же яме.
Наши спутники подвесили верёвочные качели, смонтировали волейбольную площадку и разметили футбольное поле с воротами, обе площадки не пустовали. Были организованы и мастер-классы по ходьбе на ходулях, по плетению корзин и резьбе по дереву.
Рис. 46. Мастер-класс по плетению из лозы

Рис. 47. Волейбольная площадка

Рис. 48. Ходули

А 10-го днём было состязание на байдарках - гонки на время. Поперёк реки с берега на берег натянули старт-линию (верёвку), метрах в 70 выше по течению поставили буёк, разделились на команды и стали состязаться попарно "на вылет".
Рис. 49. Соревнования на байдарках

Рис. 50. Победители

В итоге, я с напарником Денисом заняли второе место, а первое досталось Наташе и Славе.
Вечерами мы сидели у костра, общались, пели песни. Вечером 8-го были в основном песни в честь Дня Победы, а 9-го и 10-го мая - заказывали песни по кругу, Валерий Захаров - ходячая кладезь песен - их исполнял, а те, кто знал, подпевали.
Рис. 51. Проводы москвичей и казанцев. В кадре Валерий Боков

Утром 9-го мы проводили москвичей и казанцев, в их числе был и Валерий Боков, и "интернациональная пара" - Оля Панова со спутником, американским студентом Джоном, и мой напарник по Экологической службе Грушинского фестиваля Тимур Рахимов, который шёл с нами вместе с папой Мəратом.
С ними же уехал и Дирк.
Рис. 52. Построение на берегу

Проводы были торжественными, с построением на берегу, с песней "До свиданья, дорогие" и "Прощанием славянки". И осталось нас 39.
Рис. 53. Отъезд Дирка и Валерия в двойке. Слева в кадре Галя в пилотке

Вообще, наши спутники - замечательные люди, в основном все те же, что ходят по осени в Каменную Чашу по Политеховской лыжне, - "грушинцы" и их друзья, ещё в 2005-м я отметил в своём первом походе, что в их компании не чувствуешь себя чужим, никто не матерится, не дымит сигаретами... И Галя отметила то же. Несмотря на разницу в возрасте, в общении не было принято использовать отчества.
С нами шли и двое маленьких детей, лет по 10, - Дана вместе с дедушкой в одной байдарке, и Кирилл с папой - в другой. По предложению Бориса Кейльмана, президента Грушинского клуба, мы наградили их памятными деревянными медалями, я их выпилил из круглой сосны, а одна женщина нанесла надпись маркёром - "Дане, отважному матросу", "Кириллу, лучшему лесорубу", и "Илеть, 2013 г." на обеих медалях, вручили у костра под общие аплодисменты.
Дана также спела три песни под аккомпанемент Валерия (он мгновенно ухватил тему и подобрал аккорды!): балладу о трёх сыновьях (по сказочному сюжету), балладу о моряках "Варяга" и шуточную детскую песню про черепашку:
Рис. 54. Дана поёт

Я - черепашка, тоскую на песках. Солнце сияет в расплавленных мозгах.
Ах, море, море, синяя вода, мне, черепашке, без тебя нельзя.
Кроко-роко-рокодильчики, беге-беге-бегемотики,
Кроко-роко-рокодильчики мочат в море все животики.
Мне, черепашке, сотню лет ползти. Может быть, встречу парня на пути.
Ах, этот парень, синие глаза, мне, черепашке, без него нельзя...

А Валерий Боков, ещё до своего отъезда, представил нашему вниманию свою песню про реку Илеть, которую он сложил в таком же походе, состоявшемся несколькими годами ранее!!! Вот что значит настоящий профессионал!!!
Рис. 55. Валерий Боков поёт

Только пропал за поворотом мой дом, сразу - дела, мысли, заботы вверх дном.
А рельсы всё манят и манят вдаль серебром, проносится, охая, вслед за перроном перрон.
И надо б вернуться назад, а я еду вперёд, совсем меня замотала дорога.
И леший, наверно, попутал немного. Пора возвращаться назад, а я еду вперёд!
Там, впереди, лентою речка сквозь лес, ночью темна, а на рассвете рыб плеск,
И песни под шелест гитар и гуденье костра, вчера - не сегодня, сегодня - не так, как вчера!
И надо б вернуться назад, а я еду вперёд, совсем меня закружила дорога,
И леший, наверно, попутал немного. Пора возвращаться назад, а я еду вперёд!
Речка уйдёт в тихие плёсы, как в снег, сотню ответов, тыщу вопросов даст мне...
Вертится-вертится, песню мешает допеть странное слово, красивая речка - Илеть!

Валерий Боков - Илеть.mp3

Автор: Dmitry Dmitry14  |  Размер: 3,49 MB  
Песня "Илеть", автор музыки и текста, исполнитель Валерий Боков. Акустическая запись, май 2013 г.

Вот ссылка на песню, исполненную Валерием там, у нашего костра, она великолепно передаёт атмосферу песенного вечера. Боков - это не просто бард-любитель, песни он пишет уже полвека, выступает на фестивалях авторской песни в разных городах (не только на Грушинском), хотя его специальность с музыкой не связана. Он окончил факультет летательных аппаратов Казанского авиационного института, работал в аэропорту в Сочи и в специализированных НИИ, а кроме того, участвовал во многих пеших, горных и водных походах по Южному Уралу, Алтаю, Западному и Центральному Кавказу, Фанским горам, многие свои песни он написал по впечатлениям от тех походов. Такой вот замечательный человек!
С погодой во время нашей трёхдневной стоянки нам очень повезло. Видимо, в качестве компенсации за дожди в начале маршрута, небесная канцелярия подарила нам на все дни ясную, солнечную и безветренную погоду. Лишь один раз, под вечер 10 мая, неожиданно поднялся шквальный ветер. Загудела тайга, затрещали и заскрипели вековые деревья, по глади Илети побежала тревожная рябь. Ветер начал срывать скатерти со столов, где уже готовился ужин. Мы стали беспокоиться, не сдует ли ветер наши лодки, уложенные на берегу вверх килем рядом друг с другом, но всё обошлось, а вскоре ветер стих.
Мне без труда удалось найти спутниковое фото места нашей трёхдневной стоянки, на нём место установки палаток на поляне бывшей пасеки показано красной звёздочкой. Видно, как петляет река Илеть, такой она нам предстала почти на всём протяжении. Север на фото - сверху.
Рис. 56. Место днёвок (отмечено красной звёздочкой)

Как ни грустно было, но день 11 мая был последним в нашем водном маршруте. Утром мы свернули палатки, собрали и сожгли весь мусор с поляны, спрятали неиспользованные дрова в сенях деревянного дома, упаковались, спустили лодки на воду. Моим капитаном на этом 20-км отрезке пути стал Табрис "Тоф" Шарафиев, папа моего друга и бывшей коллеги Ани Шарафиевой, она работала в НИИ "Экран" юристом в 2003-2005 г., и видимся мы теперь очень редко! А супруга Табриса, Валентина Геннадьевна, неизменно руководит Экологической службой Грушинского фестиваля с 2009 г., но в поход не пошла из-за Пасхи. При отплытии случилось замешательство: из кормового отсека моей байдарки выползла змея! Медянка пригрелась в лодке, пока та лежала под Солнцем. Хорошо, что обнаружили на берегу, на реке паника была бы посильнее: змея на борту - это нешуточное дело! Кинули её веточкой на стремнину.
Рис. 57. По пути к Красногорскому

Путь прошёл без происшествий, река там уже широкая, после приёма нескольких притоков - Ашита, Петьялки, Юшута, а также множества громко журчащих лесных ручейков, но всё равно быстрая. Встретили и обогнали несколько групп сплавщиков на катамаранах, поприветствовали друг друга. Стали попадаться рыбаки и отдыхающие, особенно много их было у моста через Илеть на автодороге Йошкар-Ола - Казань рядом с посёлком Красногорский, то был конечный наш пункт.
Мы вытащили, разобрали и просушили наши байдарки, упаковались, перекусили. Автобус, который мы ждали к 22 ч., приехал около 18 ч.!
Рис. 58. Ужин под мостом

Покормили водителей оставшимся обедом - макаронами с тушёнкой. Костёр гасить не стали - оставили его катамаранщикам, которые только-только подъехали.
Погрузились, в 18:30 тронулись, а уже в 2 ч. ночи 12 мая были в Самаре, на ул. Осипенко, у отправной точки. Дирк встретил нас на машине, перевезли лодки и остальные вещи к ним домой. Переложил свои вещи в рюкзак, оставленный у Гали перед отъездом, пешком дошёл до дома, отоспался до полудня.
Вот так прошёл первый для вашего коллеги, автора этих строк, водный поход. Нам этот маршрут запомнился, красивая извилистая река Илеть приняла нашу группу очень дружественно, впечатления остались самые позитивные. Хотел описать их вкратце, но рассказ всё равно получился длинным, даже, несмотря на то, что поход состоялся полтора года назад.

Рекомендации


Как я уже упоминал, состоявшийся водный поход стал для меня и двоих моих друзей первым в жизни, нам многое было неясно, но теперь попробую сформулировать своими словами, какое снаряжение нужно для водного похода, и как им пользоваться. Без претензий на глобальность, просто нам этих сведений так не хватало при подготовке к походу!..

Судно - совершенно необходимая вещь! Как правило, для прохождения водных маршрутов по равнинным рекам используются байдарки, реже - катамараны. Описывать процесс сборки-разборки байдарки сейчас не стану, тем более, что их сейчас есть огромное количество моделей, не буду сыпать мудрёными терминами типа "штевень", "стрингер", "кильсон" и т. п. Равно как и не будем сейчас обсуждать достоинства и недостатки той или иной конструкции (модели). Собирать лодку лучше в тёплую погоду, когда шкура более пластичная, проще натягивается на каркас. Когда собираете лодку в большой группе, то следите, чтобы отдельные детали не перепутались с аналогичными от других судов, которые собирают рядом. Не забудьте вложить в носовой и кормовой отсеки (и привязать) по пустой 5-литровой бутыли, это придаст лодке запас плавучести в случае (упаси, Бог) оверкиля. Когда причалите на короткую стоянку, сразу привяжите байдарку к береговым кустам или дереву, иначе судно может уйти в свободный дрейф от воздействия ветра и течения, а потеря судна - это почти катастрофа, хуже оверкиля или разрыва шкуры, это срыв маршрута. При ночлеге разгрузите лодку, вытяните полностью на берег и переверните вверх килем. Разбирая лодку, избегайте попадания песка в детали каркаса, шкуру просушите, по возможности, сразу после разборки, а вернувшись домой, непременно разверните и просушите в течение нескольких суток в подвешенном виде, иначе при длительном хранении может завестись плесень. Судно в разобранном и упакованном виде чрезвычайно громоздко и тяжело, поэтому для перемещения можно пользоваться тележкой, а для доставки груза и людей от дома к месту старта (и от конечной точки к дому) могу порекомендовать пользоваться не общественным транспортом, а заказным.

Рис. 59. Багажный отсек нашего автобуса

И поскольку основную часть груза не придётся на маршруте нести за спиной, то в водный поход можно взять то, что нередко не берут в пеший - складные стулья, костровое снаряжение, музыкальные инструменты. Для сидения в байдарке штатные сиденья малопригодны, рекомендую изготовить их заранее из вспененного полиэтилена общей толщиной 5-10 см, в крайнем случае - из монолитного (не ячеистого) пенопласта.

Гермоупаковка (герма) - необходима для перевозки в лодке вещей путешественников - одежды, спальника, палатки и продуктов. Без такой упаковки невозможно защитить вещи от намокания, ведь вода будет не только под лодкой, но и внутри неё, и спастись от этого невозможно - брызги будут капать с вёсел, может пойти дождь, может захлестнуть волной... Не берите тонкую герму, сделанную из ткани наподобие болоньи, она спасает разве что от брызг, а при долгом контакте с водой промокает. Герма нужна поливинилхлоридная, на человека ёмкость должна быть порядка 60 л, на двоих - 100 л. Рюкзак вместо гермы брать бессмысленно, только вместе с ней (герму укладывают внутрь), в тех случаях, когда планируется не только водное, но и пешее передвижение. Продукты (консервные банки, картошку...) упаовывают не в герму, а в прочный пакет (типа сахарного мешка) и помещают в носовой или кормовой отсеки. Туда же укладывают крупы, сахар, соль, расфасованные в сухие ПЭТ бутылки. Запас воды в водном походе, как правило, не требуется возить, - она берётся из водоёма (случай с морем не обсуждаем). Гермы укладывают в грузовой отсек судна. Все вещи должны быть привязаны во избежание потери груза в аварийных ситуациях. Мы, порыскав по магазинам, в итоге приобрели гермы от фирмы "Stream" в магазине "Штурм".

Рис. 60. Гермоупаковки от компании "Stream"

Спасательный жилет - очень желательная вещь, особенно при походе в прохладное время года, а для рафтеров, сплавляющихся по горным рекам, спасжилет совершенно необхолим наряду со шлемом. Жилет нужен именно спасательный, а не страховочный, последние, хотя и более компактны, имеют свойство впитывать воду и терять плавучесть, а кроме того, не обеспечивают защиту обладателя от попадания воды в дыхательные пути в случаях потери сознания. Жилет должен быть застёгнут полностью, как указано в его инструкции, ибо при аварии застёгиваться будет некогда. Размер следует выбирать таким, чтобы он в надетом состоянии не мешал сидеть в лодке. Проверить, подходящий ли у вас размер жилета, легко: наденьте его и сядьте в нём на пол, подогнув коленки (так придётся сидеть в байдарке). Выбирайте размер минимум на два меньше, чем тот, который соответствует вашему росту, так, тапример, тем, у кого рост 165...170 см, следует без вариантов выбирать самый маленький (детский) размер. Альтернативы по выбору модели жилетов у нас не было, приобрели их от фирмы "Восток" в магазине для рыболовов на Птичьем рынке Самары (жилеты продаются во многих подобных магазинах, всюду они с сертификатами, но мы заметили, что чем дальше от "Птички", тем цена выше), а затем приехали, чтобы поменять размер на меньший.
Рис. 61. Спасательные жилеты от компании "Восток"

Одежда должна быть удобной, защищать от дождя, брызг. На воде желателен головной убор. Должна быть возможность переодеться в сухую одежду по окончании перехода, смену одежды держите в герме. Обувь нужна водостойкая, не слетающая с ног, например, сандалии или неглубокие галоши, есть и специальные тапочки для водников из неопрена, а вот сапоги не спасут, даже болотники: всё равно зальёте, ведь возможны и проводки, и выход на берег в неудобном месте. Для защиты от дождя можно использовать плащ-накидку, которую легко расстегнуть и скинуть, если дождь прекратится. На руки желательно надеть перчатки (рабочие, с прорезиненными пупырышками), они спасут от мозолей и загрязнения рук от материала весла.

Ну, и добавлю соображения по управлению судном, хотя, возможно, есть и специальные тематические сайты и форумы. Как правило, в лодке идут двое или трое, тот, кто сидит сзади, считается (является) капитаном, остальные - матросами. Если приходится ехать в лодке одному, то человек должен сидеть сзади, а груз кладётся на переднее место. При посадке капитан садится первым, как и полагается, матрос при этом придерживает байдарку, подаёт капитану весло, сталкивает судно с мелководья и занимает своё место (капитан в этот момент подстраховывает лодку от крена, упираясь веслом в берег или дно), затем берёт своё весло, после чего экипаж отталкивается от берега и начинает движение. Грести желательно согласованно, при этом загребным является матрос. Ещё перед выходом на маршрут нужнодоговориться о темпе гребли и о фразах, связанных с управлением лодкой. Например, "правым-вперёд, левым-табань" - если капитан и матрос будут так грести, то лодка развернётся влево почти на месте. Если есть возможность и время, очень полезно будет потренироваться в гребле на безопасном (неглубоком, без коряг и водоворотов) месте акватории. Как ставить лопасти вёсел - прямо или с поворотом на 90 градусов - на мой взгляд, это вопрос почти "вкусовой". Если лопасти повёрнуты, то считается, что так проще грести при сильном встречном ветре, но на практике такой ветер сносит всю лодку гораздо сильнее, чем мешает грести. Я сразу поставил лопасти прямо, и это очень помогло при аварии и подтаскивании судна к берегу, также это помогало при попутном ветре на прямых отрезках пути - в положении "суши вёсла" лопасти поворачиваются вертикально и становятся своего рода парусом. Следите, чтобы защёлки лопастей были зафиксированы во избежание потери весла при гребле. Судно при согласованной гребле очень манёвренно, указания о манёвре отдаёт, как правило, капитан, а матрос должен внимательно смотреть вперёд, наблюдать за фарватером, сообщать о замеченных препятствиях, чтобы обогнуть их, а в крайнем случае принять решение о манёвре самостоятельно, если нет времени на обсуждение. Следует избегать не только топляков, но и так называемых "расчёсок" - низко склонившихся над водой деревьев, и если отвернуть не удаётся, а табанить поздно, то нужно пригнуться, положив вёсла вдоль корпуса судна, но ни в коем случае не пытаться остановить движение, хватаясь за ветки, - оверкиль при этом неизбежен! Если рядом проплыла моторная лодка и подняла крутую волну, то нужно направить судно к волне носом или кормой, но ни в коем случае не лагом (бортом). Если оверкиль случился, судно необходимо подтянуть к ближайшему берегу, разгрузить, осушить (вылить воду) и вновь загрузить. В холодное время года нелишне будет сделать остановку с разведением костра, одежду желательно сменить. При разрыве шкуры (если задели острые сучья) немедленно направьте судно к берегу, разгрузите, просушите шкуру, а затем заклейте повреждённое место заплатой, используя ремонтный набор. Если его нет, используйте клей "Момент" и полоску баннерной ткани, поверхности предварительно обработайте наждачной бумагой, ну, а далее следуйте инструкции к клею. При больших разрывах может потребоваться и штопка. При причаливании судно подводят наискосок к берегу, носом против течения, капитан упирается веслом в дно, матрос осторожно выходит, принимает весло у капитана и кладёт его (и своё тоже) на берег, подтягивает лодку параллельно берегу и придерживает её, пока выходит капитан. Наибольшую осторожность нужно соблюдать при причаливании к каменистому берегу и/или при сильной волне, при этом те экипажи, которые уже причалили, как правило, помогают сделать то же самое своим спутникам, идущим в других судах.

Надеюсь, описание похода и несложные рекомендации помогут и другим начинающим водникам при подготовке к походу. Ярких впечатлений, пару футов под килем, да чтобы без ветра!

В отчёте были использованы фотографии, сделанные участниками похода, кадры из видеофильма, а также фото с сайта "Команда-К", ссылку на который дал мой друг Михаил (не участвовавший в походе). Отчёт содержит ссылку на музыкальное произведение - песню "Илеть", автор музыки и текста Валерий Боков, запись приведена для ознакомления и не должна использоваться в коммерческих целях. Ссылки на сайты фирм-производителей снаряжения предлагаю тоже считать ознакомительными, но не рекламными, хотя к приобретённому снаряжению у нас нареканий не было.

Дмитрий Михайлов (Dmitry). Ноябрь 2014 г.



Dmitry
Автор: 14
14:27, 19-11-2014

Комментарии5 комментариев 


СкиФ
СкиФ19
29 ноября 2014 г. в 11:40
Спасибо за подробный рассказ! Наконец дочитал до конца, читается практически как художественное произведение :)

Dmitry
Dmitry14
1 декабря 2014 г. в 06:40
Спасибо за отзыв:) Мне же кажется, что всё равно больше похоже на хронологический дневник, и как ни стараюсь, иначе не получается. Dmitry.

СкиФ
СкиФ19
1 декабря 2014 г. в 13:12
Ну тематика произведения к этому склоняет )
Есть даже термин отдельный: писатель-путешественник

Нина Садыкова
Нина Садыкова
1 декабря 2014 г. в 16:08
Такую ностальгию вызывает..Дмитрию можно выпускать свой сборник. Когда-то мне случилось попасть на второй Грушинский. А много лет спустя ездили туда уже с шестилетним сыном.Сейчас он редактор-переводчик с английского. Мне кажется, что мог бы получиться интересный международный проект, если дать в инет перевод подобного рассказа.

Dmitry
Dmitry14
2 декабря 2014 г. в 07:23
Спасибо:) Но писать на английском... Не готов, слишком много специфических терминов, и если будут читать зарубежные пользователи, то, наверное, обсмеются. Да и языком не владею в такой степени, чтобы писать на нём рассказы... Пусть уж лучше воспользуются автопереводчиком:) Dmitry.

Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.