Тольятти вновь пытаются засадить кедрами или "экологический" сетевой маркетинг


1841


Сейчас в сети вирусными темпами продвигается якобы экологическая акция под названием Городская ЭКОбомба. С первого взгляда даже кажется что всё в порядке: ребята хотят помочь природе, пугают цифрами о загрязнении воздуха и призывают высаживать деревья. Вот отрывок из их агит-брошюры:

Экологи всего мира звонят в колокола, вникать в их исследования и прогнозы страшно, но пару цифр, для понимания сложившейся ситуации, приведу.

Вредные выбросы в атмосферу городов исчисляются сотнями тысяч тонн в год. На первом месте по выбросам промышленных предприятий - г. Норильск, 1959 тысяч тонн в год. Первое место по выбросам от автомобилей - Москва, 995 тысяч тонн в год. Последнее место в списке из обследованных 60 городов России в 2014 году - Архангельск, 47 тысяч тонн в год.

Следует учитывать, что суровые спортсмены в сутки потребляют до 45 кг воздуха. Люди, не нагружающие себя физическими упражнениями, в среднем потребляют 25 кг воздуха в сутки - это в 10 раз больше, чем еды с тарелки.

Наши легкие как фильтры, на которых оседают мелкие ядовитые частицы, входящие в состав городского воздуха. Последствия не радуют, считается, что причина 40% онкологических заболеваний и заболеваний дыхательной системы человека, аллергий - это загрязненный воздух.

Но главная беда в том, что кривая падения экологии воздуха устремляется вниз в геометрической прогрессии. А это значит, что по полной пожинать плоды загрязнения будут наши дети.

Те же экологи предлагаю два варианта решения вопроса с загрязнением:
- Всем горожанам пересесть на велосипеды
- Остановить все промышленные предприятия земли.

Мало автомобилистов, готовых отказаться от автомобиля и пересесть на велосипеды. Мало кто готов отказаться от благ цивилизации, производимых промышленными предприятиями.
Но можно сделать свой посильный вклад в оздоровление воздуха.

Предлагаем включиться в акцию Городская ЭКОбомба, которая родилась из исторического КедроДара, и посадить дерево - это живой фонтан целебного воздуха, с каждым годом увеличивающий свою силу.

А дальше уже предлагается и само решение, какое именно дерево предлагается сажать и, самое главное, у кого его купить:


Мы предлагаем каждому включиться в общее дело, в битву за оздоровление воздуха.

Весной сажаем Сибирский Кедр и Можжевельник.

Они первые в списке оздоровления воздуха и насыщения его целебными фитонцидами (растительные убийцы бактерий и вирусов) и фитостероидами (растительные гормоны).

Стоимость саженцев в 10 раз дешевле рыночной, благодаря принципу совместной закупки, обеспечивающему большой объем заказа у питомника.

- Сибирский Кедр (возраст 3 года, рост 15-20 см) - 55 руб. за шт.
- Можжевельник (возраст 3 года, рост 15-20 см) - 45 руб. за шт.

Рис. 1. Саженец

Я совершенно не против, чтобы лесопитомники развивались, а деревья высаживались. Эту формулировку я поддерживаю обеими руками. Но есть одно небольшое (хотя вру, о-очень больше) НО:

Кедры в Тольятти

Кедры? Тольятти? Вам это ничего не напоминает? Если нет, то я подскажу:

В января 2013 года в Центральном парке города Тольятти состоялась акция по посадке сибирских кедров. Со СМИ и фанфарами. Организатором выступал благотворительная организация «Фонд Тольятти» (руководитель Борис Цирульников). Притом кедры "для лучшей приживаемости" брали не саженцами, а 15-летними деревьями.

Рис. 2. Вот как кедры выглядели во время посадки. Автор фото: Екатерина Матросова

К сожалению, организаторы не учли (а точнее не захотели учесть) один важный момент: кедры не свойственны для нашей экосистемы и в диком виде в Самарской области в принципе не произрастают никакие хвойные кроме сосны обыкновенной. При этом до организаторов не раз делались попытки донести информацию о том, что кедры не приживутся. Это говорили и экологи, и агротехники, однако информация воспринималась в штыки и с комментариями, мол, негоже "обсуждать желание и воплощение благородного порыва одного человека, другими, которые для этого не сделали ничего" (цитата лично Бориса Цирульникова).

И что в итоге? Сейчас в Центральном парке нет ни одного живого кедра. И кстати, помимо обычных природных факторов (климат, почва и т.п.) на кедры еще негативно влияет и сама городская среда:

"И еще учтите одну особенность кедра сибирского. Эта древесная порода очень чувствительна к загазованности воздуха. Поэтому нежелательна посадка кедра вблизи крупных промышленных предприятий с повышенной загазованностью или запыленностью воздуха. Кроме того, крупномерные саженцы требуют тщательного ухода, подкормки минеральными и органическими удобрениями."

А. Клебанов
кандидат с.-х. наук
Уральский лесотехнический
институт г. Свердловск

В итоге уже в мае 2014-го года добрая половина кедров выглядела вот так:

Рис. 3. Кедры в Центральном парке Тольятти, май 2014. Автор фото: Константин Сурков

Городская ЭКОбомба?

Так какова же реальная цель акции Городская ЭКОбомба? Как говорят сами организаторы акции, "вникать в исследования экологов страшно". Видимо поэтому они проводят экологическую акцию не обладая минимальными экологическими знаниями. "Кедр - дерево, дерево - зелёное, зелёное = хорошо, что еще надо?" - акция рассчитана именно на людей, мыслящих подобным образом. Люди покупают у организаторов деревья, но что будет происходить с деревьями после покупки - уже организаторов не волнует.

Следовательно цель акции: ПРОДАЖИ, продать как можно большее количество саженцев, притом тех саженцев, что есть в наличии, а не тех, которые подходят под ту или иную экосистему.

Более того, сама акция и методы её продвижения очень явно намекают на сетевой маркетинг. Вот основные признаки:

1. Ты можешь начать привлекать покупателей в своем городе и за это тебе дают звание воевода.
2. Если твой город покупает больше всего саженцев, ему присваивается звание флагман. А воеводе соответственно воевода флагмана.
3. Простых смертных покупателей саженцев награждают званием ЭКОвоин, чтобы создать видимость их полезности.
4. Вирусная акция Саженец в подарок за репост, для привлечения большего количества покупателей.
5. Отсутствие каких-либо предвариательных согласований или хотя бы консультаций с региональными экологическими организациям, которые "в теме" (в Тольятти это могут быть ИЭВБ РАН или Тольяттинское лесничество).

Все это очень хорошо подходит под определение экологического маркетинга, а точнее даже "псевдо-зеленого" маркетинга. За рубежом такое существует уже с конца прошлого века, и даже есть определенный термин - гринвошинг (greenwashing, производное от green и brainwashing), что дословно можно перевести как "зелёное промывание мозгов". Суть термина предельно проста: когда любой товар/услугу/акцию активно рекламируют, ссылаясь на его/её экологическую пользу, когда этой пользы нет (либо она минимальна и не соответствует заявленной).

Какой же вывод?

Вывод прост: никогда не верьте на слово, всегда проверяйте информацию и консультируйтесь со специалистами.

Но стоит ли участвовать в акции и покупать кедры?

Всё зависит от ваших целей. Если вам нужен недорогой саженец кедра - то почему нет? Посадите его на даче, купите агротехнический учебник и будете за ним каждый день ухаживать. Кто ж запрещает. Это выбор каждого.

Поможете ли вы этим своему городу, природе, планете? Нет, не поможете. Посадите кедр в городе - он умрёт. Посадите его в лесу - он умрёт. А вы - возможно расстроитесь. Чтобы вы не расстраивались, я просто заранее вас предупредил о результатах. Именно в этом и была цель статьи. Не запретить, не напугать. И ни в коем разе не отвернуть от экологического пути. А предупредить, дать информацию к размышлению.

Так что сажайте деревья, но делайте это (как впрочем и всё иное) с умом ;)

P.S. Новые подробности, экологические факты и цифры, и даже связь акции "Городская Экобомба" с одной из самых опасных деструктивных сект России в продолжении: Экологическая профанация федерального масштаба.



СкиФ
Автор: 19
11:24, 23-03-2016

Комментарии3 комментария 


Александр Русомилов
Александр Русомилов
27 марта 2016 г. в 09:12
Насмешили от души, вы больше в жизни проблем не видели? "пытаются засадить". Настроение на весь день. А если без эмоций: Вы цены на саженцы видели? им они дороже обходятся, вам это в любом питомнике скажут.

СкиФ
СкиФ19
27 марта 2016 г. в 11:17
Александр,а вы почитайте продолжение, там я как-раз говорю о том что немного ошибся по поводу сетевого маркетинга.

СкиФ
СкиФ19
7 октября 2016 г. в 07:42
А вот и результаты этой бессмысленной для Тольятти акции. Со слов непосредственного участника:

Владислав Мосолов:

Весной мы с друзьями, мы посадили в лесу в Царевщине. Почти четыре десятка кедров. Лето было очень жарким, и засушливым. Мы периодически поливали их, воды приходилось привозить много, но все засохли...

Неожиданно предсказуемой результат, не правда ли? И лето, кстати, вовсе не было таким уж жарким и засушливым. Среднее такое лето для наших краёв.


Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные участникам клуба "Рысь".

Ты также можешь авторизоваться через  или  чтобы ускорить процесс регистрации.