Самара  31°C

Прогноз на 23.08.2017:

Ясно, без осадков.

Температура от 30 до 32 °C (по комфорту от 28 до 30 °C), влажность 25%, давление 754 мм.рт.ст., ветер юго-восточный, 3-5 м/с.

По данным gismeteo.ru

Приветствуем, путник!Ты можешь или Зарегистрироваться.
афоризм известного путешественника
  • Окружающая среда
  • Дискуссионный клуб

    Топ-10 пользователей:


    1.

    СкиФ

    СкиФ [19]  

     

    2.

    Dmitry

    Dmitry [14]  

     

    5.

    Ворон

    Ворон [10]  

     

    6.

    Дракон

    Дракон [9]  

     

    7.

    Sera

    Sera [7]  

     

    8.

    hobo

    hobo [8]  

     

    9.

    Ecologist

    Ecologist [6]  

     

    Полный рейтинг пользователей

    Культура, история:

    Чем уникально культурное наследие города

    0
    571


    Чем уникально культурное наследие города и какое влияние оно оказывает на жителя «Города Будущего» сегодня - обсудили на международной конференции в Тольятти

    15-17 мая Тольяттинский краеведческий музей участвовал в международной научно-практической конференции «Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика», прошедшей в городе при поддержке «Лиги здоровья нации» по инициативе ТГУ, Центра развития добровольчества, Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти. В конференции приняли участие потенциальные социальные агенты территории, обеспокоенные комплексом «здоровья» местного сообщества (его психо-эмоциональным, физическим и духовно-нравственным аспектами). Это представители власти (мэрии, Думы Тольятти), высшего образования, культуры, общественных и молодежных организаций, педагоги и психологи, социальные работники, географы и биологи. География конференции: Россия, Таджикистан, Латвия, Мексика, США.

    Не секрет, что в основе механизмов образования и культуры, управленческих и PR-практик современности лежат психологические законы, принципы, методы, связанные с формированием и коррекцией установок, поведения людей постиндустриальной (информационной) эпохи. В СССР их формированием занималась идеология и «два крыла социализации» - культура и образование; в настоящее время – в т.ч. лидеры социальной, социально-культурной практики, стратеги и общественники, которые знают данные механизмы, используют (сами или с привлечением специалистов), либо не знают их. Впервые за 10 лет проведения ежегодной пси-конференции в Тольятти представители власти города сформулировали запрос о внедрении профессиональной психологической практики в разные отрасли общественной жизни. «Больше практики!», - призвал мэр Тольятти Сергей Андреев. «Включение в разработку стратегии развития города до 2030 года!», -  озвучил данный запрос советник муниципальной службы, секретарь Общественного совета по стратегическому планированию при Думе Тольятти Владимир Иглин. А краеведческий музей обозначил проблему и механизмы идентификации горожанина в связи со специфическим культурным наследием Ставрополя-Тольятти, как инструмент профилактики социально-психологической напряженности, как условие формирования личности тольяттинца в условиях кризиса самоопределения города, миграции из города молодежи и специалистов.

    Следует заметить, что музей систематически принимает участие в ежегодных пси-конференциях города, представляя профессиональному сообществу свои программы. Три года назад Тольяттинский краеведческий музей при участии кафедры теоретической и практической психологии ТГУ разработал научную работу «Психологические механизмы культурной идентификации», которая реализовалась практически в ряде проектов музея: «Дерево в городе» (грант Фонда «Династия»), «Память места: о мере» (победитель городского конкурса культурной журналистики им.О.Березий), «Культурная картография» (именно последний проект и его методика представлялись на конференции-2015 в виде доклада и мастер-класса на тему «Идентификация горожанина в «Городе Будущего»: угрозы и ресурсы развития»).

    Музей обозначил следующие тезисы.

    Идентификация горожанина, его самоопределение в связи с городом Тольятти (а не в связи с Москвой, Петербургом, городами зарубежья) – актуальная проблема городского культурного пространства и стратегии управления развитием горожанина и города сегодня. В условиях утраты городом прежних брендов, среди которых наиболее популярный «Тольятти – столица отечественного автопрома», и неопределенности настоящих «образов самого себя» («Тольятти – город-эксперимент», «- Город Будущего», «- новая экономическая зона», «Самарско-Тольяттинская агломерация») усугубляется отток из города молодежи и специалистов. В данных условиях «стирание социальной памяти», связанной с советским периодом истории страны и двумя из трех рождений города в великую индустриальную эпоху (выраженной в архитектурном и монументальном каркасе города), чревато социальной деформацией. Утрата памятников советской эпохи ведет  к нарушению связи современного горожанина с предшествующими поколениями жителей и их уникальным духовным и мировоззренческим опытом, который априорно (по законам психологии и педагогики) отражен в психике современного человека в силу «семейной истории» и в силу «традиций» города, воспроизводимых по советским сценариям.

    «МЫ - плод СССР», по закону происхождения города и каждого горожанина.   

    Приведем вопросы, позволяющие осознать данный факт. Почему «игра в героя» в разных отраслях общественной практики и культурные ритуалы перед бюстами героев войны и труда продолжают воспроизводиться нами как узко-понятая «традиция», как однобокая «связь с предками»? При этом, происходит это в условиях современного, постиндустриального города, одной ногой уже шагнувшего в следующий техноуклад (нано-технологии и искусственный интеллект в «Жигулевской долине», медиа-технологии как специфический формат культурных сообщений в образовании, культуре, социальной коммуникации, мировом медиа-пространстве). Зачем нам важно оставаться «героями» и дальше, в «Городе Будущего», который забыл, откуда он? Что компенсирует стратегия «героя», что она маскирует? Откуда она «взялась» у советского предка? Почему чуть более чем полувековой опыт советских управленческих моделей на данной территории, связанный с воспроизводством операций (например, «жилье» - «работа» - «отдых» как концепция «нового города» СССР и как образ жизни/мысли первых горожан), воспроизводится сегодня нами как норма? Ведь более ранний предок (житель «старого города», из доиндустриальной эпохи) жил и выстраивал свою стратегию жизни, социального взаимодействия в другой картине мира, без ощущения себя «механизмом», без иллюзии всемерной власти человека над природой. Этот опыт – пра-предка (досоветского предка) - тоже доступен нам в силу происхождения (города и каждого горожанина), но также вычеркнут из резервуаров социальной памяти «жителя Будущего», а, следовательно,  из ресурсов развития современного человека, в условиях кризисов неопределенности настоящего и, как следствие, - Будущего.

    С точки зрения психологических механизмов «культурной идентификации» чувство включения себя в цепь предшествующих поколений обеспечивает удовлетворение базовой потребности личности – «в корнях», утрата ее ведет к нарушению чувства базовой безопасности, нарастанию психологических проблем, социальных деформаций, целостности личности.  «Новый город» периода СССР - каким проектировался Тольятти в середине прошлого века, с доминантами человека с массовым сознанием, обеспечивающим Производство (ГЭС, ВАЗ) в роли «героя», беззаветного служителя Системы, покинувшего «дом» как родовое гнездо, приобретшего «жилье» (типовую благоустроенную ячейку  в социальном общежитии) – такова специфика советского культурного наследия территории. Человек-функция, человек-операция, который больше не может увидеть целое – таково главное социальное последствие индустриальной советской эпохи. Житель «старого города» видит мир – социальный и природный -  как целое, себя мыслит как его часть, он стоит на земле (предков), а не подвешен в воздухе в надежной конструкции «Большого бетона», он еще не знает опыт покорения природы Машиной, за которой стоит человек и его жажда ничем не ограниченной власти.

    На мастер-классе, инициированном музеем, можно было установить эмоциональную связь с двумя ближайшими предками – из «нового города» СССР и из «старого города» доиндустриальной эпохи – и на ее основе определить «отражения» установок и потребностей живших прежде людей в собственном сознании (неосознаваемых, но воспроизводимых). Данный опыт и является механизмом «культурной идентификации» – включения себя в цепь предшествующих поколений, с выделением «культурного образца» (с ореолом его значимости/специфики, осознанием его вклада в «наследие» - индивидуальное и коллективное), рождением личного смысла «наследия» из непосредственно проживаемого опыта.

    Существенно, что тему самоидентификации Тольятти и тольяттинца в связи с культурным наследием поднимали на конференции, кроме музея, географы и биологи (Ю.Рощевский, к.б.н., зам.директора Детского оздоровительно-образовательного центра «Жигули», с докладом «Биологические и социальные перспективы овладения культурным наследием как формой развития индивидуальности»), гештальт-сообщество Тольятти (с темой влияния ментальности первых жителей «Города Будущего»-комсомольцев на специфическое социально-психологическое поле современного города.

    На заключительном круглом столе конференции приглашенный из Латвии эксперт Арсений Павловский, специалист по социальным сервисам в Прибалтике, отметил, что за последнее десятилетие нигде в мире он не встречал такой потребности в самоидентификации (самоопределения), как в Тольятти, и ресурсов, заявленных в коллективное социальное поле города разными институциями.

    Любовь Черняева, зав.сектором проектной деятельности Тольяттинского краеведческого музея, психолог, арт-терапевт, член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти (8482) 485563

    Примечание: По запросу членов Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти мастер-класс музея «Идентификация горожанина в «Городе Будущего»: угрозы и ресурсы развития» будет повторен в мае-июне 2015г., посетить его могут не только специалисты (педагоги, психологи, социальные работники, представители власти и общественных организаций), но и горожане (запись по тел. (8482)485563,




    Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


    (Л.Черняева).

     

    2015 г.

     

    2015 г.



    Николай Максимкин

     

    15:31, 29-05-2015 [12]  

    Комментариев еще нет, стань первым!

    Для того, чтобы добавлять комментарии, нужно зарегистрироваться.
    Это займет не больше минуты, и откроет широкие возможности, доступные пользователям портала Lince.ru.

    Ты также можешь авторизоваться через контакте или acebook, чтобы пропустить процесс регистрации и перейти сразу к делу.